Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад 31 «Звёздочка»

План по самообразованию на тему:

«Развитие мелкой моторики у детей среднего  дошкольного возраста»

Выполнила:

 Талаева Светлана Александровна

г. Новокубанск

2021 – 2022 учебный год.

Тема самообразования:

 «Развитие мелкой моторики у детей среднего  дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.

Актуальность: 

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

    Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 4-5 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Познакомить детей со способами обследования предметов.

- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей среднего возраста..

- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  • - сотрудничество через консультации,
  • - родительские собрания,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

         - Дети: 

  • Использование дидактических игр:
  • «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
  • «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
  • «Оденем куклу»
  • «Пришей пуговицу»
  • «Сухой бассейн»
  • «Развешиваем белье»
  • «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
  • «Волшебные палочками» (счетные палочки)
  • «Поиграй на пианино» и др.
  • Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
  • Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.
  • Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
  • Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.
  • Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
  • Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
  • Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»
  • Упражнения по развитию мелкой моторики.
  • Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов

Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой.

Сентябрь 2021 г

Список использованной литературы

Создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Январь 2022г.

Конспект консультации

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши,  складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок)

В течение года

Фотоотчет

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

картотека

Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:

- «Выложи узор»

- «Составь по образцу»

- «Найди, что спряталось» 

- «Назови фигуры» и т.д.

В течение года

картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней.

В течение года

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2022г.

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей

С родителями планируется провести индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей»,  «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 4-5 лет», «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». А также привлечь  родителей  к изготовлению и приобретению дидактического материала.

                       

Список использованной литературы:

1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003

2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004

3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007

5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009

6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с

7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000

8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011

7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)

8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008

9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001

11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)

12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.

13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Под понятием «мелкая моторика» подразумевается движения мелких мышц кистей рук....

Консультация для родителей Тема: «ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной ...

Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...

Статья по теме «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста»

татья содержит информацию о важности развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста, рассматривает возрастные особенности её развития. Помогает самостоятельно провести несложную первичную диа...

Статья по теме «Значение развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста»

Статья содержит материал о важности развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; в ней можно найти информацию о том, чем  опасно для ребенка отставание в развитии мелкой моторики, об ...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .

В данной картотеке представлено большое количество пальчиковых игр по основным лексическим темам, которые можно использовать как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях с детьми младшего и стар...