Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования
статья

Смирнова Татьяна Петровна

Аннотация: описание технологии по исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смирнова Т. П.,

воспитатель МАДОУ детский сад 15,

Красноуфимский ГО

Технология «Самостоятельная исследовательская деятельность» в дошкольном образовательном учреждении как условие повышения качества дошкольного образования

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества дошкольного образования.

Качество образования во много зависит от организации современного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития дошкольника.

Качество работы дошкольного учреждения выражается также и в применении инновационных технологий. Одной из таких инновационных технологий является самостоятельная исследовательская деятельность. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.

Познавательная деятельность заключается, не только в пассивном запоминании и воспроизведении информации, сколько в поиске и целенаправленной творческой переработке. В связи с этим познавательно-исследовательская деятельность представляется особенно актуальной. Самостоятельное получение нового знания – это и есть исследование.

Исследование предполагает прогнозирование достижимого результата деятельности и требует умения последовательно и продуктивно двигаться к намеченным целям. Этапы работы над исследованием: выявление проблемы, выбор темы исследования, определение цели и задач исследования, составление предварительного плана исследования, проведение эксперимента, результаты исследования.

Таким образом, исследование – это исследование какой – либо проблемы по правилам научного исследования.

Сегодня мы поделимся опытом работы с применением технологии «Самостоятельная исследовательская деятельность». Приведём пример разработанного нами алгоритма исследования на тему «Динозавры».

Первый шаг исследования предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи – проблеме.          Например, дошкольники часто интересуются динозаврами. С целью поддержки детской инициативы, мы решили исследовать динозавров. В ходе беседы о динозаврах мы совместно с детьми определили проблему. Проблема: почему вымерли динозавры?         Второй шаг- определение темы исследования. Тема исследования «Динозавры в далёком прошлом».

Третьим и четвёртым шагом нашей работы является постановка цели и задач исследования. Цель исследования: исследовать, почему вымерли динозавры. Исследовательских задачи несколько, например, выявить причины вымирания динозавров; узнать климат, в котором жили динозавры и т.д.

Пятый шаг нашего исследования- выдвижение гипотез. Дети самостоятельно выдвигают предположения (гипотезы) о том, почему вымерли динозавры. Такие гипотезы выдвигают дети: динозавры вымерли потому, что на Землю упал метеорит; динозавры вымерли потому, что их уничтожил вулкан; динозавры вымерли из-за болезни.

        Шестой шаг исследования- ответ на проблемный вопрос. Дети под руководством взрослого отвечают на проблемный вопрос, используя методы исследования. Основными методами исследования является «Спросить у взрослых», «Понаблюдать», «Посмотреть в книгах», «Подумать самостоятельно», «Провести эксперимент», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию с помощью компьютера». Это план исследования. Применив в ходе исследования эти методы исследования, узнаём, почему вымерли динозавры.  

        Результаты исследования заносим в специальный лист бумаги, который помогает зафиксировать и запомнить этапы работы, и результаты исследования. Полученную информацию изобразили с помощью различных символов и картинок. Называется этот лист – пиктограмма. Опираясь на эту пиктограмму, легко запомнили ход выполнения исследования и постепенно освоили алгоритм поиска ответа на любой вопрос. При этом есть правило, которое необходимо помнить каждому взрослому: без помощи родителей или педагога ребёнку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить пиктограмму и сделать записи. Но взрослые должны помнить о том, что исследует ребёнок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребёнка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап собственного исследования.

        Следующим шагом исследования является определение: подтвердились или не подтвердились наши выдвинутые ранее гипотезы. На этом же этапе работы делаем выводы. Выводы детей: считается, что динозавры вымерли из-за падения огромного метеорита, который врезался в Землю около 65 миллионов лет назад. Массовое вымирание динозавров произошло около 66 миллионов лет назад. На самом деле эти все гипотезы не являются достоверными, вопрос остался до сих пор нерешённым.

         Таким образом, пришли к выводу, что самостоятельная исследовательская деятельность позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск. Данная деятельность включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации.

        Самостоятельная исследовательская деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Благодаря им оказывается возможным регулирование качества образования в детском саду.

        Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование самостоятельной исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и имеет огромную роль в воспитании и развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ....

Методическая разработка: "Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении"

Исследовательское поведение – важнейший источник получения ребенком представлений о мире....

Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением как условие повышения его качества

Контроль в системе управления дошкольным образовательным учреждением - функция управления, направленная на установление соответствия реального положения дел в дошкольном учреждении, деятельности его п...

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного учреждения, как условие повышения качества образования.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат? Уважаемые  коллеги, Вашему вниманию представляю  организацию жизнедеятельност...

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....