Консультация для педагогов "Организация утренних и вечерних ритуалов"
консультация (старшая группа)

Чеснокова Юлия Александровна

Организация повседневной жизнедеятельности чрезвычайно важна для успешной социализации ребенка среди сверстников. Для решения этой задачи педагогической технологией предусмотрена организация групповых ритуалов, которые проводятся в начале, конце и середине дня. Продолжительность их не более 3-5 минут. Одно из важнейших условий - регулярность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация утренних и вечерних ритуалов»

Подготовил: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 436»

Чеснокова Юлия Александровна

Введение ритуалов приветствия и прощания на первоначальном этапе работы с группой детей помогает созданию положительного эмоционального настроя у детей в начале дня и его закреплению в конце дня. В дальнейшем, выполнение ритуальных игр активизирует позитивные эмоциональные ресурсы детей и служит поддержанию атмосферы доверия и психологического комфорта в группе, обогащает вербальный и невербальный поведенческий репертуар детей. Педагог в играх-приветствиях может варьировать правила «каждый приветствует всех» и «каждый приветствует тех, кого хочет». В первом случае дается возможность вступить в контакт детям, которые не общаются между собой на протяжении дня. Это способствует укреплению общего пространства группы. Во втором случае детям представляется свобода выбора, что способствует поддержанию личной инициативы. Обогатив свой поведенческий репертуар, дети в дальнейшем могут выбрать для себя способ приветствия, проявить творчество.

Ритуал прощания способствует формированию фиксированных мотивационных установок, как и ритуал приветствия и рефлексии собственного состояния.

Вечерние ритуалы позволяют детям выразить дружеские чувства, благодарность друг другу за прожитый день. Таким образом, дети учатся благодарить другого человека, делать ему комплименты и принимать благодарность.

Ритуал прощания и игры в конце дня закрепляют позитивные переживания детей в процессе общения.

Ритуалы приветствия и прощания являются обязательными для использования в педагогической технологии. Желательно включать в утренние и вечерние ритуалы социально-эмоциональные игры (интерактивные, коммуникативные, ситуативно-ролевые и др.), рекомендованные к применению. Совместная деятельность, требующая проявления у детей интеллектуально-познавательной активности и, как следствие, влекущая за собой усвоение познавательной информации в утренних ритуалах, используется на усмотрение педагога.

Утренние ритуалы

Утренний ритуал выполняет функцию эмоционального контакта как между детьми, так и педагога с каждым ребенком. Использование утреннего ритуала создает у детей ощущение психологической поддержки, безопасности; активизирует эмоциональные ресурсы детей; способствует более открытому выражению чувств; поддерживает атмосферу доверия, психологического комфорта, групповой сплоченности; служит хорошим началом предстоящей деятельности детей в течение дня.

Содержание утреннего ритуала определяется сезонными изменениями в природе, сменой времен года. Это важная составляющая, которая влияет на психофизиологические показатели развития ребенка. Изменение внешних условий отражается на жизнедеятельности организма (самочувствии, настроении, скорости протекания психических процессов), например, высокая солнечная активность и пасмурная дождливая погода по-разному сказывается на психофизиологическом состоянии человека. Утренние ритуалы способствуют формированию умений у детей замечать изменения в природе; понимать свое эмоциональное состояние, вызванное этими изменениями, эмоциональное состояние сверстников.

Таким образом, содержание утренних ритуалов определяется видом деятельности на занятиях по разным направлениям образовательного процесса, погодными и сезонными изменениями в природе, а также предстоящими событиями, праздниками. Красные календарные даты, отмечаемые всей страной, - это кульминационные события, к которым дети готовятся в течение месяца. Некоторые моменты этой подготовки используются в утренних ритуалах.

Утренний ритуал проводится в утренний отрезок времени, до начала занятий, когда все дети собрались вместе.

1.        Приветствие. Варианты ритуалов-приветствий разнообразны. В играх-приветствиях используются как вербальные, так и невербальные способы установления контакта: прикосновение к ладошкам, рукопожатие, улыбка, разные слова-приветствия и т.д.: игра приветствие «Здравствуйте, дети», игра «Я дрозд, ты дрозд», игра «Король-солнце» (2-я неделя сентября, занятие 2 «Король-солнце»), игра «Как живете?» (1-я неделя мая, занятие 32 «Праздник в парке»).

2.        «Знакомство с месяцем года». Проводятся 1-го числа каждого месяца. Это способствует расширению образных представлений у ребенка об окружающем мире, а также формированию умения сопоставить изменение внешних условий с изменениями в жизнедеятельности, состоянии и настроении человека.

3.        Совместное обсуждение предстоящих или прошедших событий, совместных дел. Эти задания позволяют спланировать предстоящую деятельность и участие в ней каждого ребенка. Такие беседы целесообразно проводить перед предстоящими праздниками.

4.        Игры на социально-эмоциональное развитие и другие виды совместных игр: ритмические игры, игры с проговариванием текста и выполнением соответствующих движений, образные перевоплощения и т.д. Они закрепляют умения детей взаимодействовать согласованно с другими детьми, развивают способность чувствовать и понимать другого: игра «Мы идем, идем по тропочке» (1-я неделя сентября, занятие 1 «История про наливное яблочко и серебряное блюдечко»).

5.        Игровая деятельность. Использование элементов сюжетно-ролевых игр, игр-театрализаций, игр-имитаций и т.д.

6.        Коллективное выполнение задания педагога или определенного действия (пение песни, передача предмета по кругу, аплодисменты и т.д.: игра «Яблоко на блюдце» (1-я неделя сентября, занятие 1 «История про наливное яблочко и серебряное блюдечко»).

7.        Организация коллективной деятельности (изготовление коллажа, украшение группы к празднику и т.д.) способствует сплочению группы, формированию у детей чувства «Мы» в группе, осознанию себя членом группы.

8.        Чтение стихотворений, литературных произведений отражающих основные события месяца, времени года. Чтение стихов расширяет образные представления детей об окружающем мире и жизни человека. Например, при смене зимы и весны читаются стихи «Три весенних месяца», «К нам приходит весна» и др.

9.         Загадывание и отгадывание загадок поддерживает у детей той или иной теме. Рекомендуется как игровой момент при беседе, обсуждении.

Необходимые условия эффективности использования групповых ритуалов:

  • пробуждение положительных эмоций у детей в процессе ритуальных игр,
  • повторение ритуалов,
  • обогащение поведенческого репертуара,
  • предоставление свободы выбора
  • проявление творчества.

Вечерние ритуалы

Вечерние ритуалы - «дружеские посиделки». Это 10 минутные беседы, которые проводятся в конце дня. Цель их - закрепить позитивные переживания детей, получаемые ими в течение дня; развивать способность к рефлексии (осмыслению как групповой, так и собственной деятельности). Рефлексия групповой деятельности предполагает эмоциональную и смысловую оценку событий, происходящих в группе.

Содержание «посиделок» меняется в зависимости от задач, поставленных педагогом на данный отрезок времени.

Дети могут делиться своими достижениями, успехами дня; подводить итог своей и групповой деятельности. Педагог стимулирует высказывания детей вопросами. Выражая впечатления о проведенном дне, дети могут сопровождать свои слова определенными действиями: передачей волшебного предмета по кругу, звоном колокольчика, прикосновением руки к сверстнику, взглядом и т.д., определяя таким образом очередность в выполнении ритуала. Об этом следует заранее договориться.

В заключительном высказывании педагог сообщает о своих чувствах, дает оценку группе в целом.

По желанию детей, проводится одна из предложенных педагогом игр, уже знакомая детям.

«Дружеские посиделки» завершаются прощанием. Это могут быть игровое упражнение, действие или игры, помогающие скорректировать эмоциональное состояние всей группы и каждого ребенка («Цветок настроения», «Аплодисменты, «Доброе слово», «Комплименты» и др.) или закрепить положительные переживания («Умейка», «Я хороший», «Самый-самый-самый» и др.), которые дети получили в процессе совместного пребывания в образовательном учреждении.

Возможны различные варианты «игр на прощание» («До свидания», «Улыбаемся на прощание» и др.). В этих играх дети учатся различным способам общения в ситуациях прощания с использованием вербальных, невербальных средств коммуникации, а также с применением средств изобразительной, музыкальной деятельности. Игра на прощание должна быть эмоционально насыщенной, продолжительность ее не должна превышать 2-3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"

Консультация для педагогов "Утренний, вечерний круг в режимных момента"...

Консультация для воспитателей "Утренний / вечерний круг"

Развитие навыков общения умения доброжилательно взаимодействовать со сверстниками,Вести диалог, готовности к совместной деятельности (слушать собеседника, аргументированно высказывать своё мнение)....

Консультация для педагогов «Утренний» и «Вечерний» круг в детском саду.

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой....

Консультация для воспитателей "Утренний и вечерний круг"

Консультация для воспитателей "Утренний и вечерний круг"...

Консультация для педагогов "Утренний и вечерний круг в ДОУ"

laquo;Утренний круг» и «Вечерний круг» - это элементы программы «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. «Утренний ...

Консультация для педагогов "Утренний и вечерний круг" в ДОУ

В консультации представлено понятие "утреннего и вечернего круга", цели, задачи, структура проведения....