Презентация " Обогащение словаря детей в ДОУ"
презентация к уроку (старшая группа)

Презентация " Обогащение словаря детей в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obogashchenie_slovarya_detey_v_dou_prezentatsiya.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обогащение словаря детей в ДОУ» Автор: Савлюбаева И. В. Воспитатель

Слайд 2

Актуальность Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. rizhkova.ira@yandex.ru

Слайд 3

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка в дальнейшем.

Слайд 4

Методика развития словаря Словарная работа -целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря -длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

Слайд 5

Принципы словарной работы Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением; Опора на активное и действенное познание окружающего мира; Связь содержания словарной работы с мыслительной деятельностью детей; Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности; раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование; раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование

Слайд 6

Задачи словарной работы Обогащение, расширение словаря разными частями речи; Закрепление и уточнение словаря (углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием) Активизация словаря. 2 категории слов: а) пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не употребляет в своей речи), б) активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но и активно употребляет в своей речи) Устранение в речи детей нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные)

Слайд 7

Словарь ребенка – дошкольника включает: Бытовой словарь : названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; Природоведческий словарь : слова, обозначающие явления неживой природы, растений, животных. Обществоведческий словарь : слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.); Эмоционально-оценочная лексика : слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создаются при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый); Слова, обозначающая время, пространство, количество.

Слайд 8

Направления словарной работы расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений; усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира; введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Слайд 9

Методы словарной работы Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащение словаря) а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии. б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Слайд 10

Методы, направленные на закрепление и активацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Слайд 11

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе.

Слайд 12

Перечень нормативных и нормативно-методических документов : 1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.— ООН 1990. 2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

Слайд 13

Методические пособия: 1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. 2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. 3. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. - М.: ЦПО, 2013. 4. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. 5. Носенко, И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах): Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. 6. Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. 7. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 8. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 9. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 10. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. 11. Ханина, О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. – Рн /Д: Феникс, 2012.

Слайд 14

Интернет – ресурсы: http://sdo-journal.ru/ Современное дошкольное образование. Теория и практика; http://dovosp.ru/ Издательский дом «Воспитание дошкольника»; http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования; http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm http://pedsovet.su Педсовет.су; https://neposed.net/ https://infourok.ru/ http://vospitateljam.ru https://solnet.ee/kladoteka/

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ "ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ОБОГАЩЕНИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ"

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ"ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ В ОБОГАЩЕНИИ  СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ"...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

«Роль развивающей среды при ознакомлении детей с историей родного города и обогащение словаря детей »

Предметно-развивающая среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

Презентация: "Обогащение словаря за счет общеупотребительной лексики"

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отд...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Проект- презентация "Обогащение словаря детей 3-4 лет через использование игр и упражнений по развитию мелкой моторики».

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...