Проект Тема: «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет средствами малых форм фольклора»
проект (старшая группа)

Коноплева Ирина Викторовна

Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по направлению физическое развитие детей № 31 «Родничок»

607039, Нижегородская область, город Выкса, мкр. Дружба, пос. Дружба, здание № 29-А

Телефон 8(831)77-72-2-04   Е-Маil: MDOU31-Druzhba@yandex.ru

Проект

Тема: «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет средствами малых форм фольклора»

Выполнила :

воспитатель Коноплёва И.В.

2018 г.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (сентябрь –  октябрь 2018г.)
  2. Практический (ноябрь 2018 г. – март 2019 г.)
  3. Аналитико – обощающий (апрель – май 2019 г )

Паспорт проекта:

Тип информационно – практический

По количеству участников – индивидуальный и групповой

Срок реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.

Актуальность.

Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Дошкольное образовательное учреждение  –  первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

   Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

ГИПОТЕЗА данного проекта базируется на предположении о том, что  целенаправленная разнообразная работа воспитателя  с детьми с помощью малых форм фольклора, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведёт к положительной динамике показателей  развития связной речи дошкольников.

Цель проекта :

Развитие связной речи детей 5 – 6 лет посредством малых форм фольклора.

Задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников  ;

- использовать малые формы фольклора в работе по развитию речи у дошкольников;

- проверить целесообразность и успешность применения малых форм фольклора на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);

- развивать монологическую речь;

- обогатить словарный запас;

 -формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;

- воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к фольклору, приобщать детей к народным традициям и культуре родного края.

Практическая значимость:

- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;

- в обогащении предметно-развивающей среды по развитию речи дошкольников;

- в обогащении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

- развитие связной речи дошкольников;

- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, практический и аналитико-обобщающий.

1этап – подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2018г.)

- изучение психолого - педагогической  методической литературы;

- определение уровня связной речи;

- создание конспектов НОД;

- создание дидактических игр;

- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие связной речи детей;

- создание речевой среды;
сотрудничество с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию детей;

- создание картотек;

 2 этап – практический этап (ноябрь 2018 г. – март 2019 г.) 

 Проведение серии мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей 5 – 6 лет.

 - разработка и апробация конспектов НОД

«Путешествие в старину сказки»

«Загадка – это интересно»

«Потешки, поговорки, пословицы»

«Семейные обычаи на Руси»

«Знакомство с народной куклой»

- организация СР игр, народных игр, дидактических игр

«Что лишнее?»

«Чего не бывает?»

«Найди ошибку»

«Что сначала, что потом»

- составление загадок по схемам;

- обогащение предметно – развивающей среды:

  пополнение речевого уголка

разные виды театра

создание альбомов «Пословицы, поговорки и народные приметы»,

«Выражения народной мудрости», «Русские народные игры»

 оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов

Работа с детьми:

- наблюдения на прогулке

- беседы

- рассматривание альбомов

- ознакомление с художественной литературой

- сюжетно – ролевые игры

- народные игры

- игры – инсценировки

- досуговые мероприятия

Работа с родителями:

- анкетирование «Использование фольклора дома»

- папка – передвижка «Повторяйте вместе с нами»

- буклет «Что читать ребёнку дома»

- создание в группе мини – музея «Русская изба»

- совместное изготовление альбомов фольклорных произведений

Работа с педагогами:

- мастер – класс «Путешествие в мир сказок»

- выступление «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»

3 этап – аналитико – обощающий этап (апрель – май 2019 г.)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений проведенной работы.

Обобщение и распространение опыта работы по повышению связной речи посредством малых форм фольклора у детей 5 – 6 лет.

- выполнены пособия, атрибуты

- организация и проведение итоговой диагностики детей

- игра – викторина «Отгадай загадку»

- создание альбомов русского фольклора

- литературный КВН «знатоки фольклора»

- открытый просмотр НОД «Путешествие страну сказок»

Оценка результативности реализации проекта:

Таким образом, эффективность работы, проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:

- развилась связная речь детей

- обогатился словарный запас детей

- развилось умение детей связно, последовательно и выразительно   пересказывать небольшие сказки

- появился интерес к народному творчеству

- дети приобщились к народным традициям и культуре родного края

- родители стали активными участниками образовательного процесса по развитию связной речи детей

Вывод:

Анализируя результаты проведённой работы, я подошла к следующим результатам

- использование малых форм фольклора даёт положительную динамику в повышении уровня речевых умений дошкольников

- следует продолжать приобщать детей к народному творчеству

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...

Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»

Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...