«Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения»
статья

В этой статье вы познакомитесь с тем, как происходит восприятие цвета у

детей с нарушением зрения. Какая бывает патология зрения. Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения из опыта работы. 

        Для педагогов дошкольного образования и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения»

Автор

Сидоренко Наталья Петровна: воспитатель МБДОУ детский сад №89

г. Иркутск.

         В этой статье вы познакомитесь с тем, как происходит восприятие цвета у

детей с нарушением зрения. Какая бывает патология зрения. Формирование восприятия цвета у детей с нарушением зрения из опыта работы.  

        Для педагогов дошкольного образования и родителей.

         Сколько цветов ты знаешь? 5, 10, 15, 100? Ну-ка, попробуй назвать, сколько вспомнишь. У тебя должно, получится не меньше, чем 6 цветов. Именно столько находится в самом бедном наборе карандашей и красок: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый и чёрный. Но ты, наверняка, знаешь больше.

Но, краска отличается от цвета тем, что цвета получаются  из красок, что смешивая краски, мы можем получить, намного больше, чем 6 цветов.

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз.

        Важно ещё в детстве научить ребёнка художественному видению, которое даёт ему возможность осмыслить образы действительности. Ни в одном другом возрасте ребёнок не развивается с такой лёгкостью и быстротой и так надолго не закрепляет всё в памяти, как в дошкольном возрасте и эту возможность нельзя упустить. Все ли дети одинаково относятся к цвету предметов и к передаче их, например, в рисунке? Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как будто не существует (особенно это характерно для малышей), они всё решают одним тоном. У некоторых детей появляются любимые цвета, что сказывается на создании изображений. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо; радуется цвету, яркой окраске предметов.

        Именно цвет стимулирует желание взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение.

        Но, все ли дети воспринимают цвет, у всех ли развито цветовое восприятие? А как воспринимают цвет дети с нарушением зрения? Как происходит восприятие цвета?

        Все цвета воспринимаются как оптически, так и эмоционально, то есть они воздействуют как на глаз человека, так и на его чувства, эмоции. Каждому цвету соответствует определённая длина волны и, следовательно, определённая частота колебаний. Эти световые волны являются основой для восприятия цвета, именно они раздражают чувствительные клетки глаз. Раздражение глазного нерва передаётся центральной нервной системе и включается в центральную нервную систему организма. Поэтому цвета могут вызывать разные эмоции: успокоение, равнодушие, оживление, возбуждение, а также ощущение тепла, холода. Иногда цвета могут стимулировать, подстрекать, лишать воли, вызывать различные ассоциации. Интересно отметить, что цветоощущение лучше и раньше формируется у девочек, чем у мальчиков

(Н. А. Новохатский). Но есть дети, у которых цветовое зрение отсутствует, у них диагностируется такое заболевание, как дальтонизм.

Дальтонизм – это расстройство цветоощущения, которое выражается в невозможности различить некоторые цвета.

Что делать, если у ребёнка обнаружена такая патология зрения? В первую очередь — не паниковать. Вопрос в том, почему у кого-то всё в порядке, а для кого-то мир не сияет всеми оттенками радуги. На самом деле причины дальтонизма у детей до сих пор ещё изучаются учёными. На данный момент времени они выделяют две группы факторов, способствующих развитию данной патологии. Все нарушения цветового зрения делятся на врожденные и приобретенные. Врождённые наследственные патологии не подлежат коррекции, а приобретённые лечатся в медицинских учреждениях и подлежат коррекции в детском саду.

        Мы работаем в специализированной разновозрастной группе с нарушением зрения по программе «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной.

         Какие нарушения у детей нашей группы? В основном это косоглазие и амблиопия. Что такое косоглазие? Амблиопия?

        Косоглазие – заболевание с нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного глаза от, общей точки фиксации. Косоглазие это не только косметический дефект, а тяжёлый функциональный недостаток. Причиной нарушения взаимодействия глаз могут быть заболевания и травмы центральной нервной системы и органа зрения. При косоглазии косящий глаз практически бездействует. В зрении участвует только один глаз. Постепенно это приводит к стойкому понижению зрения косящего глаза, амблиопии. Все дети с монокулярном характером зрения в основном находятся в условиях окклюзивного лечения, когда из акта зрения выключается лучше видящий глаз.

Именно поэтому у наших детей с нарушением зрения снижен уровень развития зрительных представлений о предметном мире, нарушено восприятие цвета, характерно неумение сосредоточить внимание на объекте. При нарушении зрения у дошкольников страдает целостное и одновременное восприятие действительности. Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия обуславливает недостаточность зрительных представлений, наблюдается затруднённость выделения, узнавания формы, цвета, величины и пространственного положения предметов.

        Можно ли помочь нашим детям? Да: через игровые упражнения, дидактические игры, познавательно-исследовательскую и изобразительную деятельность. Для этого очень важно взаимодействие дефектолога, воспитателей и родителей и выработать единые требования к выполнению рекомендаций врача офтальмолога.

        С чего начать? Конечно же, с предметно-пространственной среды группы, с учётом характера зрительных отклонений у детей. Так как жёлтый цвет стимулирует зрение, а зелёный цвет хорошо действует на утомлённое зрение (на основе научных исследований), дизайн  группы в жёлто-зелёных тонах.

- Создали на стенах цветовые тренажёры для выполнения зрительной гимнастики по рекомендации врача офтальмолога и знакомства с цветами спектра. Например, настенный тренажёр В. Ф. Базарного «железная дорога». Этот тренажёр позволяет развивать зрительный контроль  движения предмета (паровозик), укреплять мышцы глаз, закреплять основные цвета спектра, так как дорожки выполнены из бумаги разного цвета.

- Над головами детей на потолке, выше вытянутой вверх руки ребёнка висят разноцветные «птицы-оригами». Во время движений детей от потока воздушных масс они приходят в движение, чем привлекают внимание детей и вызывают у них радостное настроение. Дети очень любят упражнения-задания с «Весёлыми птичками». Например: по заданию воспитателя дети находят взглядом «птицу» названного цвета, подходят и становятся под ней. Далее, выполняют задания (по выбранной воспитателем) образовательной деятельности: «Выбери и принеси фигуры такого же цвета, как сама птичка», «Отгадай загадку», «Назови фигуру», «Расскажи стихотворение» и т. п. У детей повышается мотивация выполнения задания.

- Провели диагностику: «Цветные кубики» автор Стребелева Е. А. Задание направлено на выявление цвета, как признака, различение и называние цвета. Диагностику  зрительного восприятия по Осиповой Л. Б.

- Познакомились с индивидуальными рекомендациями (на каждого ребёнка) врача офтальмолога.  

- Создан «Центр творчества», где для свободной творческой деятельности детей представлены разнообразные художественные материалы. В «Центре» дети, как самостоятельно, так и совместно с воспитателем экспериментируют с красками, закрепляя, ранее полученные навыки рисования и создают новые цвета. Например: «Путешествие волшебной капли». На сырой лист бумаги дети наносят разными мазками любые цвета гуаши. Приподняв лист чуть-чуть над столом, наклоняют его то в одну, то в другую сторону. Цветная вода путешествует по листу бумаги и в результате – новый причудливый рисунок. Цвета гуаши в процессе эксперимента перемешиваются и получаются новые цвета. Обязательно анализируем, какие цвета мы использовали и, какие новые цвета получились. Затем дети дорисовывают свой рисунок.

- Подобрали настольно-печатные и дидактические игры по формированию цветового восприятия, например, как «Собери гусеницу» и «Найди пару»; «Собери капельки в стакан» и «Цветовое лото», и другие. Так как в процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам,  широко используем их в интегрированных занятиях. В дидактических играх, усваиваются, систематизируются и обогащаются знания детей о цвете, а также активизируется цветовой словарь детей.  

        В своей работе широко используем произведения художественной литературы, поэтические произведения и фольклор, включающие цветовую характеристику предметов и явлений. Например: Ю. Пасс «Моя первая книжка о красках», В. Катаев «Цветик – семицветик», Т. Комарова «Тёплый цвет, холодный цвет…» и т. д.  

        Система работы, взаимодействие педагогов и родителей позволит добиться положительных результатов в улучшении зрения детей, в данном случае в восприятии цвета.  

   

Литература

1. Дружинина. Л. А.  «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения» [Текст] / Л. А. Дружинина - Методическое пособие. Москва, «Экзамен» 2006г.  – 159 с.

2. Плаксина Л. И. «Развитие зрительного восприятия в процессе обучения детей предметному рисованию» [Текст] / Л. И. Плаксина, Л. П. Гладких – Учебное пособие. Москва, «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общества слепых» 1988 г. – 44 с.

3. Комарова Т. С., Размыслова А. В. «Цвет в детском изобразительном творчестве» [Текст] / Т. С. Комарова, А. В. Размыслова - Учебное пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2002 г. – 144 с.  

4. Мосин И. Г. «Рисование 1» [Текст] / И. Г. Мосин – Учебное пособие. Екатеринбург: ТОО «У – Фактория», 1996 г. – 121 с.

5. Кожохина С. К., Панова Е. А. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» [Текст] / С. К. Кожохина – Материалы для детского творчества. Ярославль; ПК «Химический завод «Луч», 2007 г. – 80 с.

6. http://doshkolnik.ru/

7. http://www.krasotaimedicina.ru/

8. http://www.vse-pro-detey.ru/daltonizm-u-detej/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия пространства у детей с нарушениями зрения

Для того, чтобы правильно построить деятельность по развитию восприятия пространства у детей с нарушениями зрения, мы обратились к теоретическим источникам, с целью определения основных этапов формиро...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

Формирование математических представлений у детей с нарушением зрения

Прежде, чем рассказать о формировании математических представлений у детей с нарушениями зрения, хочу подчеркнуть, что ход занятий с нашими детьми очень отличается от занятий в обычном детском саду. Н...

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения с использованием занимательного математического материала».

Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения»Консультация для воспитателей «Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зре...

Методические рекомендации по формированию сенсорных процессов у детей с нарушением зрения (Цвет, форма, величина)

В данном материале представленно годовое планирование задач, игр по формированию сенсорных эталлонов у детей с нарушением зрения....

Статья. Проект «Путешествия в страну цвета» для детей с нарушением зрения.

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в...

Мастер-класс для педагогов «Витражная роспись как один из способов формирования сенсорных эталонов цвета для детей с нарушением зрения»

Цель мастер-класса: -повышение компетентности педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей с нарушением зрения;- обмен опытом между педагогам...