Консультация для педагогов " Организация прогулки в зимнее время"
консультация

Ваганова Алла Васильевна

Консультация для педагогов " Организация прогулки в зимнее время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_progulki_zimoy.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 52»

 

Консультация

для педагогов ДОУ на тему:

«Организация прогулки в

зимнее время ДОУ».

Подготовила: Ваганова А.В.

Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Время, отведенное на прогулку, должно строго соблюдаться. Организуется прогулка два раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна, перед уходом детей домой, общей продолжительностью до 3- 4 часов. Только понижение температуры до -15 градусов или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или её отмены. В целях охраны жизни и здоровья детей воспитатель и помощник воспитателя, начиная рабочий день, внимательно осматривают весь участок: нет ли поломанного оборудования, битого стекла, каких-либо нежелательных предметов.

Выход и возвращение дети с прогулки должен быть по подгруппам. Второй воспитатель или помощник воспитателя забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.

Структурными компонентами прогулки являются:

• наблюдения;

• трудовые поручения;

• двигательная активность: подвижные, спортивные игры и игровые упражнения;

• самостоятельная деятельность детей;

• индивидуальная работа по разным направлениям развития воспитанников.

Данные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной.

           Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности. Например, если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 мин и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Формы работы с детьми на прогулке в зимний период:

На прогулке с детьми в зимний период можно использовать следующие формы работы:

• наблюдения за живой и неживой природой;

• кормление птиц;

• беседы с детьми на любые темы;

• рассказы педагога и воспитанников из личного опыта;

• создание ледышек и составление из них узоров, украшение участка;

• лепка из снега;

• рисование на снегу;

• труд на участке;

• проведение подвижных игр в каждой возрастной группе;

• чтение художественной литературы и разыгрывание сказок;

• сюжетно-ролевые игры с использованием снежных построек;

• развивающие игры на развитие памяти, внимания, мышления;

• разнообразная двигательная деятельность: занятия физической культурой (согласно расписанию, физкультурные досуги, катание на лыжах, санках, ледянках, снегоходах, различные эстафеты и игры с использованием санок и лыж, игры со снежками, скольжение по ледяным дорожкам.

         

Планирование содержания деятельности детей на прогулке.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих видов непосредственно образовательной деятельности, интересов, возраста воспитанников и строится с учетом основных компонентов прогулки.

Наблюдения

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью (в т. ч. трудом взрослых, которые работают на территории ДОУ или за ее пределами). Наблюдения можно проводить с группой, подгруппой воспитанников, а также индивидуально. Можно организовывать наблюдения за небом, за облаками в разное время суток, на что похожи облака, что такое снежные облака, что такое темные пятна на небе – это тучи. Можно предложить детям понаблюдать, как идет снег, рассмотреть снежинки на одежде. Предметом для наблюдений могут стать деревья, птицы. Для того чтобы была возможность наблюдать за птицами каждый день, педагог с детьми развешивает заранее сделанные кормушки на участке. Можно провести акцию «Мы умеем делать добро» (подкормка птиц, изготовление кормушек).

Во время наблюдений обязательно использовать чтение стихов, загадок, поговорок и скороговорок, народные приметы.

Если на улице мороз, педагог обращает внимание воспитанников на то, как хрустит снег под ногами, и объясняет, почему это происходит, определяет с детьми силу ветра с помощью флюгера, изменение температуры с помощью термометра. Воспитатель рассказывает о продолжительности дня, положении солнца, проводят эксперименты: нагревает ли солнце предметы зимой. Познавательным станет проведение опытов с водой. Например, залив подцвеченной красками водой формочки, дети получат разноцветные ледышки, которыми можно украсить участок. Если снег липкий, то его можно использовать в качестве строительного материала или просто поиграть в снежки. Взяв немного снега с собой в группу, воспитанники смогут понаблюдать за его превращением в воду. Все эти эксперименты носят поисковый характер. 

           В ходе прогулки дети анализируют погоду, а затем в группе заносят результаты наблюдений в календарь природы.

Трудовые поручения

Также необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, организация которой зависит от погоды и времени года. Например, зимой – сгребать снег, делать из него разные сооружения. Приобщая детей к труду, педагог может предложить им окучить снегом деревья и кустарники, провести ремонт снежных построек (при необходимости), принять участие в постройке снежной крепости, сметание снега с построек, посыпание дорожек песком. Результаты данной деятельности могут быть представлены в рамках смотра-конкурса на лучшую снежную постройку на территории дошкольного образовательного учреждения. При этом педагогу важно учитывать, что трудовые задания должны быть посильны детям.

Двигательная активность: подвижные, спортивные игры и игровые упражнения

В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:

в младшей группе – 6-10 мин,

в средней группе – 10-15 мин,

в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин.

на вечерней прогулке:

в младшей и в средней группах – 10-15 мин,

в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин.

Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Во время прогулок широко используются бессюжетные народные игры с предметами, игры с элементами спортивных игр. Организуя на прогулке игры, важно следить, чтобы все дети были вовлечены в эту деятельность. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы воспитанники не замерзли, не перегрелись. Во время прогулок важно следить за сменой видов деятельности детей, регулировать двигательную нагрузку, чередовать подвижные игры с более спокойными.

Самостоятельная деятельность детей

Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм воспитанников. Для организации самостоятельных игр необходимо иметь выносной материал. Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей: ледянки, куклы, саночки, формочки, лопатки, ведёрки, палочки для рисования на снегу, вожжи, султанчики, флажки, кегли, лыжи, клюшки, мячи, обручи, вертушки, и т.д. оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала.

Зимой в самостоятельной деятельности детей преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры. Для конструктивных игр дети активно используют снег, цветные льдинки, заранее заготовленные вместе с воспитателем.

Индивидуальная работа по разным направлениям развития воспитанников

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание, сбегание с пригорков, ходьба на лыжах и т.д. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии. Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. Кроме того, на прогулках осуществляется работа по развитию речи детей. Вместе с педагогом воспитанники разучивают небольшие стихотворения, пословицы, поговорки, потешки, тексты песен, а также закрепляют произношение "трудных" звуков. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

         

Во время прогулки важно, чтобы все дети были заняты. Для того, чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности. Воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Обращая внимание на каждого ребенка, воспитатель постоянно должен держать в поле зрения всех детей: вовремя предотвратить возникающий конфликт, похвалить тех, кто по собственной инициативе навел порядок на веранде, на участке, собрал игрушки. Так создаются хорошие условия для всестороннего развития и воспитания детей на прогулке. А начинается вся подготовка воспитателя к зимней прогулке с плана. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Консультация для педагогов  «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»...

Консультация для педагогов «Организация прогулки с детьми старшего дошкольного возраста в летнее время года»

Педагогическое руководство воспитателя во время подвижных игр  с детьми....

Организация прогулки в зимнее время ДОУ

        Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧАСТКОВ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГУЛКИ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ И ОБОРУДОВАНИЮ УЧАСТКОВ...

Консультация для педагогов "Организация подвижных игр во время прогулки "

 Подвижная игра имеет большое значение в жизни детей и рассматривается педагогами как важнейший элемент воспитания и физического развития....

Консультация для педагогов «Организация прогулок в зимнее время»

Консультация для педагогов «Организация прогулок в зимнее время»...

Консультация для педагогов «Организация прогулок в зимнее время»

Консультация для педагогов «Организация прогулок в зимнее время»...