Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
статья

Павловская Марина Николаевна

Статья посвящена проблеме развития сенсорики и мелкой моторики рук ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373

РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Павловская Марина Николаевна

МКОУ Писаревская СОШ детский сад

e-mail: super.den-m2012@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития сенсорики и мелкой моторики рук ребенка. Отражены основные виды работ с детьми, которые оказывают влияние на подготовку к школе и общее интеллектуальное развитие.

Ключевые слова: мелкая моторика; сенсорное развитие; игровая деятельность; развитие речи; предметный мир.

Многолетней практикой подтверждено, а исследователями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от того, как сформированы движения пальцев рук. Многие дети приходят в детский сад с некоторым отставанием в речевом развитии, с нарушением цветовой гаммы, с недоразвитием мелкой моторики пальцев рук. А, образно говоря, развитие ребенка находится на кончиках пальцев. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствует улучшению артикуляционных движений, помогает готовить кисти рук к письму, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.

Сенсомоторное развитие включает в себя развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве. Мелкая моторика рук также взаимодействует с вниманием, координацией, воображением, зрительной и двигательной памятью. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, необходимых, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Первые знания об окружающем мире у ребенка складываются в процессе овладения им близлежащего пространства, поэтому в ранний период детства особое внимание уделяется организации предметной среды. Она позволяет решать такие задачи, как создание эмоционально положительного настроения, развитие интереса, знакомство с сенсорными эталонами, формирование словаря, развитие наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, восприятия, формирование навыка совместного действия с предметами.

Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития детских видов деятельности. Деятельность осуществляется тогда, когда у ребенка есть необходимые для этого средства. Создавая условия для сенсомоторного развития дошкольников,  изготавливаются различные предметные модели. Для проведения игр и упражнений со старшими детьми необходимо запастись такими мелкими предметами, как бусины, пуговицы, магниты, разноцветные крышки и др. А также катушками для наматывания ниток, верёвок, проволоки; шнуровками, наборами веревочек и лент разной длины и толщины; разноцветными прищепками и пр.

Ещё в старину наши предки пели детям песни- потешки, играли в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу-дерезу» и т.д., сопровождая текст движениями рук. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Пальчиковая гимнастика отвечает принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. Игры совершенствуют ловкость, улучшают память, речь, вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребёнка. Пальчиковые игры делятся на: активные игры со стихотворным сопровождением,  игры с элементами самомассажа, с различными предметами.

Пальчиковые игры: «Очки» Очки от солнца надеваю, так глаза свои защищаю.

«Стол» Ножка с крышкой словно гриб, это стол в комнате стоит.

«Стул» Сиденье и спинка, четыре ноги. Да это же стул! Ты присядь, отдохни.

«Ёлка» Ёлка-красавица в гости пришла, праздник волшебный в дом принесла.

«Петух» Красивые сапожки и яркий гребешок. Поёт он спозаранку. Кто это? Петушок.

«Коза» Коза рожки показала: к ней не подходи! Убежим с тобой мы быстро от такой козы!

«Шарик» Надула я шарик. Был он большим, он лопнул. И стал незаметным таким.

«Крокодил» На корягу он похож: длинный хвост и длинный нос.

«Грабли» Грабли – нужный инструмент, с листвой расправляется в момент. [ 3].

Пальчиковые игры с цветными палочками: «Ёлочка» Ёлочка зеленая выросла в лесу, ёлочку зелёную я домой несу.

«Лодочка» Лодка у берега речки стоит, с лодки рыбак рыбу удит.

«Санки» Санки зимой с горок летят, в санках ребята хохочут, визжат.

«Телевизор» Без телевизора скучно, друзья, а долго смотреть телевизор нельзя. [2].

Для развития мелкой моторики проводятся с детьми игры с крупой и различными видами семян, игры с прищепками: «Помогаем маме вешать бельё», «Лучики солнца», «Ёжик из прищепок», «Дождик из прищепок» и др. А также различные упражнения со счетными палочками, игры с использованием магнитной доски: «Соберём урожай», «Расскажи сказку», «Положи в тарелочку» и пр.  Игры с лентами, разноцветными пуговицами. Немного о пуговицах. Манипуляции с пуговицами не вызывают аллергии, ими нельзя порезаться и уколоться, они легко моются. Какие же свойства предметов помогают детям запомнить пуговицы? Во-первых, цвет. Цвет является значимым свойством предметов окружающего мира. Во-вторых, форму, так как они имеют разную форму, ребенок закрепляет знание геометрических фигур. При знакомстве с величиной также можно использовать пуговицы. Ознакомление со следующими понятиями: «одна», «много», «столько же», «ни одной». В ходе игр с пуговицами ребенок изучает пространство и расположение предметов. При выполнении упражнений дети вначале испытывают определенные трудности, но когда их проводить регулярно, то все игры и задания становится мощным средством развития мышления ребенка. [1].

Как уже было сказано выше, развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей.  И это должны понимать родители. Поэтому необходимо повышать их  профессиональную компетентность по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Показать вариативность методов развития, прививать навыки игрового взаимодействия. Для родителей предоставляется информация в виде выставки книг по развитию мелкой моторики, раздаются памятки и буклеты «Игры в домашних условиях».

Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики и сенсорики у детей нужно заниматься как можно раньше. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения  работоспособности головного мозга. Если во время начать развивать мелкую моторику через игры и различные упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребенка к школе, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.

Список литературы

  1. Деникеева, Ф. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц./ Ф. Деникеева, К.Ахунова, Ф. Галиева [ и др]. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2013. –  № 2. – С.69 – 72.
  2. Ибрагимова, Е. Наши пальчики играют./ Е. Ибрагимова. – Текст: непосредственный// Дошкольное воспитание. – 2014. –  №2. – С. 89 – 91.
  3. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику./ И. Нартова. – Текст: непосредственный// Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 83 – 86.

Марина Николаевна Павловская, воспитатель МКОУ Писаревская СОШ с. Писаревка, Кантемировский район, Воронежская область.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и свойствами других предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспит...

Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»

Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....

Мастер-класс для педагогов «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием фольклора»

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора»«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В.А. Су...