Консультация по подготовке к образовательной деятельности
консультация

Разработана консультация для педагогов по подготовке к образовательной деятельности.в консультации описаны требования к подготовке оборудования, описана предварительная работа, особенности работы воспитателя в рамках системно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_zanyatiya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Семицветик»

Консультация для педагогов

«Подготовка и проведение образовательной деятельности для воспитанников ДОУ»

Подготовили:

 методист Козырева О.С.,

старший воспитатель Русько О.П.

11.11.2021г

г. Гурьевск

2021 год

Подготовка и проведение образовательной деятельности для воспитанников ДОУ

Одной из форм осуществления образовательного процесса в дошкольном учреждении является организованная образовательная деятельность (ОД).

ОД – это динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) педагога и ребёнка, включающего содержание, формы, методы и средства обучения, систематически применяемая для решения образовательных задач.

Качество ОД зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Однако, главное требование к ОД – это достижение цели, поставленной педагогом.

Для того, чтобы ОД стала обучающей, её нужно тщательно подготовить, спланировать.

ОД должна рассматриваться как органичная часть целостного образовательного процесса. Как основная организационная форма, ОД целиком подчиняется всем закономерностям процесса обучения. Подготовка воспитателя к ОД состоит из трёх этапов:

1. Планирование ОД;

2. Подготовка оборудования;

3. Подготовка детей к ОД.

Планирование ОД:

1. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход ОД.

2. Составить план – конспект, который включает в себя:

• программное содержание (образовательные задачи);

• оборудование;

• предварительную работу с детьми (если необходимо);

• ход ОД и методические приёмы.

Подготовка оборудования:

• Накануне ОД отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.

• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки.

• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать маршрут.

Подготовка детей к ОД:

• создание интереса к предстоящей работе;

• предупреждение детей о начале ОД заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие;

• организация работы дежурных по подготовке к ОД.

Структура ОД с учетом системно-деятельностного подхода:

  1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вносится что-то новое (Красная книга. энциклопедия, игра, игрушка).
  2. Важным этапом образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например, «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик мне сказал, что он хотел сорвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»
  3. Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации. Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например, «Где мы можем узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
  4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию. Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».

Также данный этап предусматривает:

  • Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например, «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»);
  • Возможность применения «нового» знания повседневной жизни (например, «чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе»);
  • Самопроверку и коррекцию деятельности (например, «Ребята, как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?»).

  1. Этап подведения итогов и анализа деятельности включает:
  • фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это? Зачем?»);
  • выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);
  • эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);
  • рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
  • рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Принципы реализации системно-деятельностного подхода:

  1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки.
  2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка.

Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами (катится- не катится, звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – это игра. В процессе игры дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят, если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и т.д.).

  1. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри только круглой формы и т.п.).

  1. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни (например, бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит он непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в красную книгу, значит, я не буду их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).
  2. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например, он отправляется в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так сказал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке, построить забор, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.
  3. Принцип рефлективности любой деятельности - при подведении итогов, рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы занимались?», «Кто приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему?», «Что нам надо сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
  4. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности – это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей и т.д.).
  5. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно отправиться к Снежной Королеве») находиться рядом, а не «над детьми».
  6. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, для того, чтобы волк не забрался в дом к зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина замечательно выполнила трудное задание»).

Требования к современному занятию в ДОУ:

  • игровая форма проведения ОД;
  • рациональное использование времени проведения ОД, помещения группы, смены видов деятельности детей;
  • интеграция видов деятельности детей;
  • применение здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы и др.);
  • создание "ситуации успеха": доброжелательной атмосферы, создание настроения и радости; возможность свободно высказываться без критики со стороны воспитателя или детей; поощрение и похвала ребенка и др.
  • наличие индивидуального развивающего материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Интегрированная образовательная деятельность в детском саду"

Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в...

Консультация для воспитателей: "Непосредственно образовательная деятельность".

В консультации дано определение непосредственно образовательной деятельности, рассказывается о порядке конструирования технологической карты непосредственно образовательной деятельности.  Дан при...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по подготовке к образовательной деятельности. Формы, методы, классификация. Практические советы.

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; позна...

Рекомендации к проведению и подготовке непрерывно-образовательной деятельности в ДОУ

Рекомендации к проведению и подготовке непрерывно-образовательной деятельности в ДОУ...

Проект по бережливым технологиям "Оптимизация времени при подготовке к образовательной деятельности по рисованию"

Презентация "Оптимизация времени при подготовке к образовательной деятельности по рисованию" содержит в себе описание принципов бережливых технологий при подготовке к рисованию....

Подготовка совместной образовательной деятельности педагога с детьми по закреплению навыков осознанного безопасного поведения на дороге в условиях обманчивой безопасности

Одной из важнейших потребностей для человечества является обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Во всем мире уделяется огромное внимание поиску путей формирования у подрастающего поколения п...

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по подготовке к образовательной деятельности. Формы, методы, классификация.

Представленные методические рекомендации подготовлены в помощь воспитателям ДОУ.В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации обра...