Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Галимова Линиза Раисовна

В статье расмотрена роль пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры – лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста

                     C:\Users\Пользователь\Desktop\muz_pi.jpg

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, руки.

Это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации и не успевают за ребятами. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. В данное время, взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделить детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле-, аудио-, и видеотехнику). Дети, редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания).

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, он запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше. Для того, чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Благодаря им ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем-при письме. Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей? Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? «Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев»,- писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. И. П. Павлов также говорил, что речь-это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами.

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи- такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга. Все мысленные процессы сознания, как осознанные так и неосознанные, отражаются на мелких движений пальцев, положении руки и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать тонкую моторику необходимо начинать с раннего возраста. Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Ещё во II веке до Н.Э китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитие мозга человека. Древние даоситы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга. От простейших занятий с пальчиками существует огромная польза для общего развития человека. Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О.С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т.А. Ткаченко) так же придерживаются точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а так же предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными пальчиками, спичками. Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Интерес психологов к пальчиковым играм существует давно. Однако только в последние годы возникло направление использования пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук ребенка.

Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда воспитатель, для пальчиковой игры берет ребенка на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, ребенок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Поэтому очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма является для малыша чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. О чудесных свойствах мелкой моторики знали ещё наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки ладушки», «Сорока белобока» и другие пальчиковые игры. Народные потешки это как основа пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которые должны совпадать с моментом производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого. Поскольку дети младшего возраста не могут воспринимать быстрой речи, то потешки, народные песенки, читаются не торопливо, отчетливо. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а так же использовались изолированные движения каждого из пальцев. Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды. Пальчиковые игры необходимо начинать с разминки и поглаживания кистей рук и пальцев в течение 2-3 минут. Перед игрой с ребенком необходимо отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению игры, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Особое внимание необходимо уделять созданию игрового образа, что является важным элементом пальчиковых игр. В процессе проведения пальчиковых игр важна демонстрация собственной увлеченности игрой. Занятия  с использованием пальчиковых игр должны строится по принципу постепенной замены игр новыми. После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук. При проведении пальчиковых игр сжимать пальцы нужно энергично, напевать или проговаривать - ритмично. Двигать руками и пальцами нужно в такт словам. Это обеспечит максимальный эффект занятий и, как результат, чёткую координацию между речевыми и двигательным центрами, это очень полезно для развития речи. Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для эмоционального развития. Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которого ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивает игра с пальчиками «Дай нам солнышко тепла». Во время этой игры дети тянут ручки к солнышку, прося солнышко о тепле. Они искренне верят в то, что солнце их слышит и выполнит их просьбу о тепле и силе. Это игра не только учит любить окружающую природу, но и развивает мелкую моторику рук, речь, память ребенка, т.к. игра сопровождается стихами.

Игра «Божья коровка» очень занимательна, дети ее постоянно повторяют. Перед приемом пищи просят «Божью коровку» принести им хлеба, черного и белого только не горелого. В летний период, на улице, ребятишки стали больше обращать внимание на насекомых, ища среди них «Божью коровку». Эта игра развивает не только речь и память ребенка, но и учит любить насекомых.

Пальчиковая игра «Курочка по зернышкам». В этой игре много различных движений пальчиками и потешек. В этой игре речь идет о домашних животных, о повадках животных. Дети запоминают всех животных, о которых говорится в этой игре. С удовольствием повторяют возгласы животных, строя при этом мимику, изображая их. Игра развивает речь, учит любить домашних животных, развивает воображение.

Но взрослым не следует забывать некоторые правила:

  1. Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
  2. Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
  3. Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания.
  4. При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  5. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
  6. Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями или пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
  7.  Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно.
  8. Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните. Что в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
  9. Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
  10.  Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга.
  11.  Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3лет) рекомендуемое время от 3 до 5 минут в день.
  12.  Следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Описание опыта работы по теме: "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста». Раскрывается новизна, актуальность, технология опыта....

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в час...

«Пальчиковые игры - лучший способ развития речевой деятельности детей раннего возраста»

Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. Поэтому у большинства детей дошкольно...

Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом обще...

ПРОЕКТ «Театрализованная игра, как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста»

ЦЕЛЬ:создать условия для развития речи детей через  театрализованную деятельность....

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности детей раннего возраста

Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамма...

"Пальчиковые игры, как средство развития речевой активности детей раннего возраста"

Информация для коллег и родителей (законных представителей)....