«Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Асят Арабиевна Шенкао

«Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_seminar_.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГО СЕМЕНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ТЕМА: «Критерии и карты оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции для детей дошкольного возраста».

                                       Автор: Шенкао Асят Арабиевна

   воспитатель МБДОУд/с №2г. Ставрополь

Форма проведения: обучающий семинар

Цель – научить педагогов оценивать аудиовизуальную продукцию , которую они используют при подготовке и проведении  мероприятий для воспитанников.

Задачи:

• актуализировать и дополнить знания педагогов о видах информационной продукции;

• проинформировать об ответственности за нарушения требований информационной безопасности;

• сформировать представления об оценке компонентов аудиовизуальных мероприятий с точки зрения информационной безопасности;

• сформировать элементарные практические умения оценивать соответствие компонентов аудиовизуальной продукции, требования информационной безопасности детей.

Материалы для проведения: интерактивная доска, карта оценки, фрагменты сценария.

Алгоритм проведения мероприятия:

        

Введение в проблему

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! В  учебном году мы традиционно проводим  с вами проводить для детей различные праздники и развлечения, знакомим с аудио сказками, показывая различные видеоролики, мультфильмы.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) - особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия. предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

Аудиовизуальные средства образования на современном этапе включают в себя:

- фонограммы: все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки;

- видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки. видеофильмы, тематические слайды и транспаранты:

-  компьютерные учебные пособия: контролирующие программы, тесты и учебные игры.

Следует отметить, что применение аудиовизуальных средств обучения положительно сказывается на организации всего процесса обучения, придаёт ему большую чёткость и целенаправленность.

Ведущий: Как вы думаете, могут ли организованные нами  мероприятия или отдельные их компоненты  представлять опасность для детей?

Педагоги отвечают.

Если говорят, что не могут, ведущий задаёт наводящие вопросы, например: «А если главный герой будет плохо себя вести и никто его за это не осудит? Если музыка будет очень тревожной? Если декорации будут мрачными?». Ведущий подводит участников к выводу, что некоторые компоненты могут оказаться небезопасными для детей.

Ведущий: Вы совершенно правы, любое мероприятие может содержать в себе компоненты, которые не отвечают требованиям информационной безопасности, а значит, могут причинить вред здоровью и развитию детей. Как мы можем обезопасить наших воспитанников? Что мы с вами уже знаем и умеем для этого?

Педагоги отвечают.

Ведущий: Предлагаю сегодня выступить в роли экспертов и оценить информационную продукцию, которую использовали наши коллеги в других детских садах во время разнообразных  мероприятий.

Беседа «Аудиовизуальная продукции в детском саду».

Ведущий проводит беседу, актуализирует и дополняет знания участников по теме семинара, предлагает аргументировать ответы.

Вопросы для участников семинара:

- Что такое аудиовизуальная продукция? Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) (иначе говоря - «слухозрительные» от лат. audire слышать и visualis зрительный) - особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включающая экранные и звуковые пособия, предназначенные для предъявления зрительной и слуховой информации.

По классификации Ляховицкого аудиовизуальная продукция подразделяется на:

  • визуальные (зрительные) средства (видеограммы) - рисунки, таблицы, схемы, репродукции с произведений живописи, транспаранты, диафильмы, диапозитивы;
  • аудитивные (слуховые) средства (фонограммы) - грамзапись, магнитозапись, радиопередачи;
  • собственно аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства (видеофонограммы) - кино-, теле- и диафильмы со звуковым сопровождением, программы для ЭВМ.

- Зачем нужна аудиовизуальная продукция в детском саду?

(Ответ-подсказка для ведущего: дошкольники расширяют свой кругозор, знакомятся с разными видами искусства и с традициями народов России, учатся воспринимать музыку, художественную литературу и фольклор. Также аудиовизуальная продукция помогает развивать у них коммуникативные навыки, формировать досуговую культуру и стимулирует желание заниматься творчеством).

- Какие виды информационной продукции используются при подготовке и проведении мероприятий?

(Ответ-подсказка для ведущего: сценарии, фотографии и другие иллюстрации, музыка, видео, декорации, фонограммы, слайды, учебные игры).

- Какая аудиовизуальная продукция может представлять угрозу для здоровья и развития детей?

(Ответ-подсказка для ведущего: без возрастной маркировки или с маркировкой 6+ и выше; с длительными сценами жестокости, насилия, агрессии, опасного для персонажей и природы поведения, которое не осуждается, оправдывается; с пугающими детей персонажами, музыкой, оформлением).

Карта оценки информационной безопасности аудиовизуальной продукции

Параметры оценки

Отметка /Баллы

1. Разновидность аудиовизуальной продукции

видео- и аудиоматериалы, слайдфильмы

Мультфильмы

художественные фильмы

обучающие, развивающие фильмы

видеоролики, видеосюжеты

Телепередачи

Диафильмы

аудиокниги, аудиоспектакли

компьютерные игры

мобильные планетарии

музыкальные мягкие игрушки

аудиозаписи песен

2. Категория аудиовизуальной продукции 

информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет («0+»)

информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет («6+»)

3. Соблюдение требований к информационной продукции, установленных законодательством о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

наличие возрастной маркировки («0+» или «6+»)

соответствует заявленной возрастной категории

не побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, либо жизни и (или) здоровью иных лиц

не обосновывает и не оправдывает допустимость насилия и (или) жестокости, не побуждает осуществлять насильственные действия по отношению к детям или животным

не отрицает семейные ценности, не формирует неуважение к родителям и (или) другим членам семьи

не представлена в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия

не содержит ненормативную лексику, бранные слова и

выражения, не относящиеся к нецензурной брани

не вызывает у детей страх, ужас или панику

не содержит материалы, противоречащие требованиям российского законодательства, нарушающие нормы нравственности и морали

4. Образовательный потенциал информационной продукции

имеет познавательную, воспитательную направленность

соответствует потребностям и интересам детей

способствует развитию гармоничной личности, позитивного мышления, воображения

текст соответствует правилам и нормам родного языка

оформление соответствует требованиям к качеству и размеру элементов изображения, цветам, их сочетанию, не вызывает негативных эмоций и психологических реакций

Оценка результатов анализа

В работе с детьми может использоваться информационная продукция, получившая отметки по всем позициям в пункте 3, набравшая не менее 10 баллов в пункте 4.

Практическая работа

Ведущий: Теперь, когда вы освоили важные умения, научились критически смотреть на содержание, оформление и способы использования аудиовизуальной продукции. Думаю, вы готовы применить свои навыки и профессиональный опыт на практике. Предлагаю каждой группе изучить и доработать  сценарий мероприятия, которое мы могли бы провести в нашем детском саду, но уже с учётом ваших правок.

Ведущий раздаёт каждой подгруппе по фрагменту сценария и просит оценить их с помощью карт оценки, учитывая нормы информационной безопасности.

Ведущий: Карты оценки перед вами – воспользуйтесь ими как подсказкой, чтобы ничего не упустить. Кратко опишите суть нарушений, которые вы найдёте. Например, если музыкальное сопровождение не будет соответствовать возрастной маркировке «0+». Затем предложите, какие изменения нужно внести в сценарий, чтобы он подходил под требования информационной безопасности. Например: исключить пошаговую демонстрацию персонажем опасных для окружающих или природы действий. Далее оцените развивающий потенциал аудиовизуальной продукции. Определите, какие задачи воспитания, обучения, развития можно решить с его помощью. Примите решение, возможно ли провести это мероприятие в нашем детском саду.

Педагоги работают со сценарием – каждая группа со своим фрагментом. Затем все участники семинарапрактикума обсуждают фрагменты, чтобы оценить сценарий в целом. Педагоги оценивают, насколько сценарий подходит для дошкольников. Далее коллектив принимает решение, подходит ли сценарий под образовательные программы

детского сада, программу воспитания, можно ли его включить в календарный план тематической работы по одному из направлений воспитания.

Рефлексия

Ведущий: Сегодня мы с вами выявили, что мероприятия, которые должны доставлять детям радость, обучать и воспитывать их, приобщать к культурным ценностям, могут причинить вред их здоровью и развитию. Избежать подобных проблем вам помогут знания и навыки, которые вы отработали на сегодняшнем обучающем семинаре. Сегодня мы следовали алгоритму, по которому вы сможете разрабатывать подходящие для дошкольников мероприятия, используя аудиовизуальную продукцию с учётом всех требованиям, соответствующим безопасности.

Литература

  1. Пахомова Н.А. Аудиовизуальные средства обучения в дошкольном образовательном учреждении // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. - № 9. – С. 118-121.
  2. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001
  3. Кисляков П. А. Технические и аудиовизуальные средства обучения. – Академкнига, 2007
  4. Тимофеева Л.Л. Как оценить безопасность информационной среды

детского сада. Критерии и карта экспресс-анализа // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2021. № 2. С. 4–8.

  1. Тимофеева Л.Л., Королева Н.И. Как научить педагогов оценивать безопасность книг и мультфильмов для детей. Семинар-практикум // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2021. № 4. С. 44–50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста"

педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста...

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАКЕТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИХ РАЗВИТИЕ

Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (челове...

Использование информационно-коммуникативной технологии при обучении Детей дошкольного возраста

С детьми ИКТ можно использовать в процессе ООД в любой образовательной деятельности в качестве современного наглядного материала.ООД с использованием ИКТ может быть:- фронтальной;- индивидуальной;- гр...

Оценка развития сферы коммуникативной инициативности у детей дошкольного возраста

Представление инструментария для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Система оценки освоения детьми программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Юный краевед»

Юный краевед - это ребёнок, который обращает внимание на красоту того места, в котором он живёт — это красота природы, зданий, скульптура.  Способен к проявлению соответствующей их возможно...

Занимательные задания по информационной безопасности в интернете для детей дошкольного возраста

В материале представлены ситуационные задачи по общению детей дошкольного возраста в интернете....