«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
материал (старшая группа)

«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_opyt_72.docx84.32 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»  

Рузаевского муниципального района

1.Введение (тема опыта, сведения об авторе, актуальность, основная идея, теоретическая база, новизна).

Тема опыта: «Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»                                             

Сведения об авторе:

Ф.И.О.: Саляева Оксана Юрьевна

Дата рождения: 03.09.1988г.

Должность: учитель – логопед

Место работы: МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Образование: высшее.

  • 2012г. - ФГБОУ высшего профессионального образования «МГПИ  имени М.Е. Евсевьева». Присуждена квалификация «Педагог – психолог» по специальности «Педагогика и психология».
  • В 2020г. - ФГБОУ высшего профессионального образования «МГПИ  имени М.Е. Евсевьева». Диплом Учителя-логопеда, специальность «Специальное (дефектологическое) образование»

Повышение квалификации:

  • 2021 г. – прошла курсы повышения квалификации по программе  

«Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога)

 в объеме 72 ч., ГБУ ДПО РМ «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - «Педагог13.ру»

Общий педагогический стаж: 16 лет

Стаж в занимаемой должности:  3 года

Актуальность.

За последние годы увеличилось число детей с общим недоразвитием речи. Для данного контингента воспитанников характерны: системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения, приводящие к расстройствам письменной речи (дислексии и дисграфии, расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах, снижение работоспособности, общая соматическая ослабленность, отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений. И как следствие – трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным. Эта проблема не теряет своей актуальности.

По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что использование

Кинезиологических упражнений способствует развитию мелкой моторики и относится здоровьесберегающей технологии. А одной из главных задач нашего детского сада является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении.

Основная идея.

Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях с целью повышения эффективности логопедической работы. Изучив информацию о методе кинезиологии и использовании его в сфере образования, проанализировав личный опыт, я пришла к необходимости внедрения данного метода в свою деятельность.

Теоретическая база.

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так древнекитайская философская система Конфуция (около 2700 года до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ, родившийся в 460 году до н. э., также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Новизна.

Новизна опыта работы состоит в использовании кинезиологического метода, как способа повышения эффективности образовательного процесса по коррекции речи детей.

В своей работе мне часто приходится сталкиваться с детьми, которые невнимательны, неспособны сосредоточиться и выполнить то или иное упражнение. Педагоги и родители часто обращаются ко мне за помощью именно с данной проблемой.

 Мне необходимо было ответить на следующие вопросы:

Как же поддержать познавательную активность ребёнка, развить его мыслительные процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребёнка излишней информацией? Как помочь развить умственные способности дошкольников, сохраняя и улучшая при этом его психическое и физическое здоровье?

Ответить на эти вопросы, мне помог метод кинезиологии.

Главное и основное воздействие кинезиологических упражнений в том, что они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу обоих полушарий головного мозга, развивает мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику,  способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, а также, снижают утомляемость и повышают работоспособность.

Технология опыта.

В связи с тем, что дошкольники с общим недоразвитием речи являются особой категорией, в работе с которыми необходимо использовать гибкие средства коррекционно-развивающей работы, я посчитала целесообразным осуществлять процесс формирования речевых навыков средствами кинезиологических упражнений.

Проблема: поиск новых подходов к образовательной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.

Цель опыта работы: использование метода кинезиологии в работе учителя-логопеда, как способ повышения эффективности образовательного процесса по коррекции речи детей.

Объект исследования: коррекционная работа в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: использование метода кинезиологии в деятельности учителя-логопеда. 

Выделила основные задачи в работе учителя-логопеда по использованию метода кинезиологии:

−        кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие.

−  кинезиологические игры – прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху.

−  сказки в кинезиологии позволяют заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений создается целая история (сказка) и их эффективность увеличивается в несколько раз

В своей работе я использовала такие методы кинезиологии как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры (так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра) и кинезиологические сказки.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения для развития мелкой моторики – воздействуют на активные точки, связанные с корой головного мозга, косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитие ребёнка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемость детей, повышают стрессоустойчивость организма, работоспособность, совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростых жизненных ситуациях. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.

Кинезиологические игры – прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху.

Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений создается целая история (сказка) и их эффективность увеличивается в несколько раз.

Для осуществления кинезиологического метода обучения я опиралась на развивающую кинезиологическую программу «Гимнастика Мозга» (П. Деннисон) и практическое пособие «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» (А. Л. Сиротюк)

Мною был разработан комплекс из имеющихся в литературе упражнений, игр и сказок. Кинезиологические упражнения, игры и сказки включали движения на развитие зрительно-моторной координации, мелкой и общей моторики, познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти, воображения, речи), способности к волевым усилиям, к произвольному контролю; на снижение психоэмоционального напряжения; повышению стрессоустойчивости, уровня эмоционального благополучия.

Кинезиологические упражнения, игры и сказки ежедневно включались в непосредственную образовательную деятельность (на подгрупповых занятиях) и в режимные моменты.

Детям необходимо было точно выполнять  все движения и приемы, которые проводились стоя, сидя и лёжа.

Упражнения выполнялись в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя. Все указания давались в доброжелательном тоне, чётко, спокойно. Все упражнения логопед выполнял вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.

Кинезиологические упражнения использовались на логопедических занятиях, в качестве динамических пауз, и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Релаксационные упражнения способствовали снятию напряжения, расслаблению. Каждое упражнение делалось от 30 до 60 секунд.

Телесные упражнения снимали непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы, развивали межполушарное взаимодействие.

Движения, которые были сделаны для одной стороны тела, проделывались три или более раз для другой стороны. При этом их воздействие имело как немедленный, так и накапливающийся (кумулятивный) эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Специальные кинезиологические упражнения проводились по определенной схеме. Сначала детей настраивали на предстоящую работу. Для этого выполняли упражнения-растяжки. Это задания направленные на максимальное напряжение, а затем расслабление определенных мышц. После того как дети настраивались на выполнение заданий педагога, им предлагались несколько дыхательных упражнений, способствующих развитию чувства ритма и самоконтроля. Далее подключались упражнения, сочетающие движения с отслеживанием глазами. Они стимулировали взаимодействие полушарий, снимали мышечные зажимы. В конце занятия выполнялись упражнения на релаксацию, чтобы снять мышечное напряжение и расслабить детей. После систематических занятий для усложнения при выполнении упражнений использовали разные приемы: ускорение темпа; исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком); наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз; подключение к двигательным упражнениям дыхательных; подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки).

Рассмотрим упражнения комплекса.

Упражнения для развития кинестетической основы движений руки (выполняются без речевого сопровождения).

Данные упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

Вариант 1

Петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок.

Лезгинка

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6–8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Вариант 3

Кулак – ребро – ладонь

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе по 8–10 раз. Можно давать себе команды (кулак – ребро – ладонь).

Фонарик или Лягушка

Исходное положение: две ладони лежат на столе. Затем на одной руке пальцы сжимаются в кулачок, вторая ладонь остается без изменений. Потом ладони меняются. Так продолжать 20–30 сек, постепенно увеличивая темп.

Зайчик – колечко – цепочка

Вышел зайка на крылечко. Потерял своё колечко. Зайку мы приободрили и цепочку в дар купили. Зайчик на крылечке отыскал колечко, а свою цепочку приберёг для дочки.

Мышка

Исходное положение. Мизинец и указательный палец согнуты – это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после – двумя руками одновременно.

Перед тем как хрумкать сушки,

Ты, мышонок, вымой ушки, 

Чтоб услышать шорох кошки, 

Что крадётся по дорожке.

Перекрестные шаги 

1. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его.

2. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Продолжайте выполнять упражнение по ощущениям (примерно 4–8 раз), дышите в обычном темпе.

Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, возможно, вы выполняете его неправильно – либо слишком высоко поднимаете колено, либо слишком низко наклоняете локоть.

Змейка

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Вариант 4

Флажок – рыбка – лодочка

– Плавничок, как флажок у рыбки-малютки.

– Словно лодочка плывет – говорю без шутки.

– Что за красный флажок рыбка увидала?

– Это лодочка к ней тихо подплывала.

Птичка летит

Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.

– Птички летели (помахать «крыльями»),

– Сели – посидели, (прижать ладони к груди) 

– Дальше полетели.

Цветок

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

– Солнце поднимается

– Цветочек распускается!

– Солнышко садится

– Цветочек спать ложится.

Сарай дом с трубой – пароход

Пальцы рук соединить под большим углом – «крыша». Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить друг с другом. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба». Обе ладони соединены «ковшиком», большие пальцы подняты вверх – это «труба».

Симметричные рисунки

Рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

Зайчик-колечко-цепочка

– Вышел зайка на крылечко.

– Потерял своё колечко.

– Зайку мы приободрили

– И цепочку в дар купили.

– Зайчик на крылечке         

– Отыскал колечко,

– А свою цепочку

– Приберёг для дочки.

Ножницы  собака лошадка

– Катя ножницы берёт

– И собачку подстрижёт,

– А потом с лошадкой

– Поиграет в прятки.

– Ножницы стригут без брака:

– Вот подстрижена собака,

– Налысо – лошадка!

– Ей пришлось несладко.

– Улыбнулись куклы дружно:

– Поменять ей имидж нужно.

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие, позволяют расширить поле зрения. Разнообразные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Восьмерки для глаз

Исходное положение: сидя, держать голову прямо и расслабленно. Следить глазами за движущимся большим пальцем, описывающим восьмерку (как знак бесконечности) в горизонтальном поле видения. Выставить руку вперед, поднять большой палец на уровне переносицы и начать движение в форме «Восьмерки». Движения должны быть медленными. Следить за движением большого пальца только глазами. Выполнить упражнение 3–4 раза.

Взгляд влево вверх

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой» (удерживать 7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

Глаз – путешественник

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный психологом.

Глазки

– Чтобы зоркость не терять,

– Нужно глазками вращать.

– Вращать глазами по кругу по 2–3 секунды (6 раз).

– Нарисуем большой круг

– И осмотрим все вокруг.

Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

– Чтобы зоркими нам стать,

– Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответствующего глаза и держать 1–2 секунды.

Кинезиологическая сказка «Две обезьянки» (форма организации – сидя за столом).

– Жили-были две веселые обезьянки (упражнение «ухо-нос»). Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот). Обезьянки очень любили корчить рожицы (Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз). И показывать языки друг другу язык (Упражнение «язык». Вытянуть язык, спрятать его). Однажды они увидели на высокой пальме (Руки вытянуты вверх. Пальцы рук сжимать в кулак и расставлять в стороны), большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки наперегонки побежали к пальме (Упражнение «кулак-ладонь». Левая рука сжата в кулак, правая ладонь лежит на столе, происходит одновременная смена положения рук). Они стали смотреть на пальму, какая она высокая (Упражнение для глаз «Вверх-вниз»). Затем обезьянки полезли на пальму (Руки поставить перед лицом, ладонями от себя. Одна ладонь зажата в кулак, другая распрямлена, происходит смена положения рук). Они сорвали большой и спелый кокос (Упражнение «замок». Ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести). Обезьянки очень обрадовались и затанцевали (Руками встряхнуть. Кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз).

 Результативность опыта

 Результативность использования кинезиологического метода в процессе коррекции речи детей, служат показатели диагностики на начальном и заключительном этапах опыта.

https://documents.infourok.ru/93f39a94-97fc-4489-8128-58ab4347ffd5/0/image008.png

 

 Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми на протяжении 2 лет, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.

Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:

· снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

· улучшились навыки самообслуживания;

· развивается устная речь;

· формируется логическое мышление;

· улучшаются коммуникативные навыки;

· улучшаются внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень

речевого развития у детей. В дальнейшем эти дети успешно обучаются в школах нашего города. По опросам педагогов в школе, наши выпускники,

прошедшие со мной эту методику учатся в школе на хорошо и отлично. Учителя отмечают организованность и творческую раскованность детей. Дети, применяющие эти упражнения стали смышленее и любознательнее. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство.

Данный опыт функционирует в МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. Участниками опыта являются дети старшего дошкольного возраста.

Данный опыт изучался и распространялся мной на разных площадках:

-Выступление из опыта работы на методическом объединении учителей – логопедов Рузаевского муниципального района. – 2020г. –  «Обучение   словообразованию дошкольников на логопедических занятиях»;

-Мастер-класс на методическом объединении учителей – логопедов Рузаевского муниципального района. – 2022г. – «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»;

-Показ открытого занятия на методическом объединении учителей – логопедов Рузаевского муниципального района. – 2022г. – «Вопросы формирования лексико – грамматического строя языка при логопедическом сопровождении воспитанников с нарушениями речи»;

-Мастер-класс для воспитателей МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида. – 2023 г. – «Использование кинезиологии в работе с детьми»;

-Публикация в Международном центре образования и педагогики, статья на тему: «Конспект  группового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с общим недоразвитием речи  по теме: «Домашние птицы»» (с использованием кинезиологического метода).

 Работу с методом кинезиологии я буду продолжать, учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Считаю что выбранная мною тема «Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»  актуальна в настоящее время и полезна для педагогов.                                          

 Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.

Список литературы:

  1. Деннисон, П. Программа «Гимнастика ума» / П. Деннисон, Г. Деннисон ; пер. С. М. Масагутовой. – Москва : Прогресс, 2000. – 368 с. – Текст : непосредственный.
  2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : (Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка) / М. М. Кольцова. – Москва : Педагогика, 2001. – 143 с. – Текст : непосредственный.
  3. Свeтлoвa, И. E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук / И. Е. Светлова. – Москва : Эксмо, 2006. – 72 с. – ISBN 5-699-19117-8. – Текст : непосредственный.
  4. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : практическое пособие / А. Л. Сиротюк. – Москва : Аркти, 2008. – 60 с. – Текст : непосредственный.
  5. 7.        Сиротюк, А. Л. Коррекция обучения и развития дошкольников / А. Л. Сиротюк. – Москва : Сфера, 2002. – 80 с. – Текст : непосредственный.
  6. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – Москва : Владос, 2003. – 368 с. – Текст : непосредственный.
  7. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская. – Текст : непосредственный // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 20–25.
  8. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающие нарушениями письма / Л. В. Спирова. – Москва : Владос, 2001. – 656 с. – Текст : непосредственный.
  9. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / под ред. Е. А. Стребелевой. – Москва : Просвещение, 2004. – 164 с. – Текст : непосредственный.
  10. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова ; Под ред. А. В. Запорожца. – Москва : Просвещение 2001. – 176 с. – Текст : непосредственный.
  11. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Профессиональное образование, 2011. – 255 с. – Текст : непосредственный.
  12. Ханнафорд, К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой / К. Ханнафорд. – Москва : Восхождение, 2000. – 238 с. – Текст : непосредственный.
  13. Черенкова, Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры / Е. Ф. Черенкова. – Москва : Ид Рипол Классик, Дом XXI Век, 2008 – 186 с. – Текст : непосредственный.
  14. Чистякова, М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. – Москва : Просвещение, 2000. – 128 с. – Текст : непосредственный.
  15. Шанина, Г. Е. Специальный кинезиологический комплекс в системе обучающих воздействий у школьников / Г. Е. Шанина. – Краснодар : Мир, 2017. – 23 с. – Текст : непосредственный.

Приложения

Конспект  группового логопедического занятия

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

с общим недоразвитием речи  по теме:

«Домашние птицы»

Составила учитель-логопед: Саляева Оксана Юрьевна

Цель занятия:   Расширить и закрепить знания о домашних птицах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Закрепить в речи  обобщающее понятие «домашние птицы; птенцы».

- Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.  

- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными; числительных с существительными; подбор слов – действий, практическое усвоение предлогов).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развивать диалогическую речь.

- Физиологическое дыхание.

- Артикуляционную, тонкую и общую моторики.

- Зрительное внимание и восприятие.

- Улучшать мыслительную деятельность, способствовать развитию памяти и внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания.

- Воспитание нравственно-эстетических чувств по отношению к живой и неживой природе.

Дидактический материал:

- презентация по теме «Домашние птицы»

- картинки с изображениями силуэтов домашних птиц

- песочные столы

- пуфики по количеству детей

- сухой бассейн

- мешочки с кормом для птиц

- Методы и приёмы:

Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.

- Наглядные:  презентация с изображениями домашних птиц и их птенцов, картинки силуэтов домашних птиц, изображения птенцов на шарах.

Практические: дидактические игры, игры на развитие крупной и мелкой моторики.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся полукругом.

Логопед: Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же и у вас, давайте назовем ласково каждый свое имя.

Вспомните,  как называет вас мама.

(Голоса домашних птиц)

Л.: Ребята, что вы услышали?

- голоса птиц

Л.: Назовите птиц, голоса которых слышали?

- курица, петух, гусь…

Л.: Какие это птицы?

- домашние

Л.: Почему они  домашние?

- потому что они не могут жить самостоятельно, они нуждаются в уходе

Л.: Дом, в котором живут птицы называется птичник.

Л.: Что бы узнать побольше о домашних птицах, я предлагаю отправиться на птичий двор. Возьмите перья, скажите волшебные слова: раз – два – три, перышко лети! Глубокий вдох носом, подули на перо. Вот мы с вами на птичьем дворе.

 (На экране птичий двор, птичник)

Л.: Садимся на пуфики.

Видео: лиса забралась в курятник: Ха-ха-ха… всех домашних птиц я забрала, а что бы я их вернула, выполните все задания.

2.Основная часть

(работа с интерактивной доской)

Лиса: А ну, ребята, назовите членов семьи каждой  домашней птицы

Задание 1. «У кого кто в семье?» (выбирают)

Петух-курица-цыпленок

Гусь-гусыня-гусенок

Селезень-утка-утенок

Индюк-индюшка-индюшонок

Лиса: всё правильно! Получайте Индюка!

А как с этим заданием справитесь?

Задание 2. «Один – много»

Л.: Ребята, это игра «Один – много», я думаю вы справитесь!

Селезень – селезни – много селезней (инструкция логопеда)

( петух – петухи – много петухов, курица – курицы – много куриц,  утка – утки – много куриц, гусыня – гусыни – много гусынь, гусь – гуси – много гусей, индюк – индюки – много индюков, индюшка – индюшки – много индюшек).

Лиса: Снова справились, отдаю селезня!

Следующее задание: назови лишнюю картинку.

Задание 4.«Четвертый лишний»

Л.: Дети, кто лишний? Почему?

Петух, сова, утка, индюк

Цыпленок, гусенок, котенок, утенок

Л.: Какая часть тела лишняя? Почему?

Перо, крыло, уши зайца, клюв

Лиса: не ожидала, что вы такие смышленые! Выходит на экран гусь.

Лиса: А теперь, вам предстоит отгадать тени домашних птиц, они на доске!

Л.: Ребята, двигаемся по стрелке.

(походим к доске)

Задание 5.«Угадай по силуэту»

Л.: Тени каких птиц изображены на доске?

(Петух, индюк, гусь, цыпленок, утенок)

Л.: Разделимся, подойдите к столам. Изобразите силуэты домашних птиц на песке.

Кого ты нарисовал, Саша? А ты Тамара?

Л.: молодцы, справились! Следующее задание от лисы в бассейне, найдите детенышей курицы и утки. Положите цыплят в один контейнер, утят в другой.

Задание 6. «Найди детенышей курицы и утки» (поиск шаров)

Логопед: посчитайте цыплят

Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят.

Логопед: посчитайте утят

Один утенок, два утенка, три утенка, четыре утенка, пять утят.

Кинезиологическое упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Л.: Переходим к следующему заданию.

Задание 7. «Угадай на ощупь»

Л.: В мешочках корм для домашних птиц, назовите чем вы их накормите? (пшено, семечки, хлебные крошки, гречневая крупа, овёс, кукуруза)

Я накормлю птиц пшеном

Я накормлю птиц семечками

Я накормлю птиц хлебными крошками

Я накормлю птиц гречневой крупой

Я накормлю птиц овсом

Я накормлю птиц кукурузой.

(Появляется утенок)

Л.: Садимся на свои места

Лиса: Так вы меня без обеда оставите, со всеми заданиями справляетесь.

Задание 8. «Где цыпленок?»

Лиса: А расскажите, где находится каждый цыплёнок.

(Этот цыплёнок сидит в ведре, этот цыплёнок шагает по крыльцу, этот цыплёнок бегает за бабочкой и т.д.)

(на экране индюшка)

Лиса: Какие умные дети! Но задания не закончились, догадайтесь, чьи это части тела?

Задание 9. «Чей, чья, чьё, чьи?»

Логопед: Чей хвост? 

(Это петушиный хвост)

Логопед: Чье перо?? 

(Это гусиное перо)

Логопед: Чьи лапки?

(Это утиные лапки)

Логопед: Чья голова?

(Это куриная голова)

(на экране курица)

Лиса: это последнее задание, если вы справитесь, я верну всех на птичий двор. Составь рассказ о птице, которую я загадала.

Задание 10. «Мнемотаблица»

Л.: Ребята, вам поможет таблица на экране.

 (Где живет? Как называют родителей? Как называют птенцов? Из каких частей состоит тело? Как голос подает? Какую пользу приносит?)

Лиса: Да… ребята, не ожидала что вы такие умные, дружные и смышлёные!

Логопед: Молодцы, но нам пора возвращаться в детский сад, попрощайтесь с обитателями птичьего двора.

- Раз-два-три перышко назад нас верни!

3. Итог

Логопед:

- Дети, где мы сегодня побывали?

- Какие задания лисы были для вас сложными?

- А какие вам понравилось выполнять?

                        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье рассказывается о  применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)

В соответствии с новым законом  «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед  детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...