Семинар-практикум для педагогов «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» в форме деловой игры «Мировое кафе»
материал

Шатикян Анагит Ишхановна

В данном материале представлен сценарий проведения семинара-практикума для педагогов ДОУ в форме интересной деловой игры "Мировое кафе". Это новая форма работы – технология организации дискуссии в малых группах, это искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере — в уютной обстановке привычного кафе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_mirovoe_kafe.docx351.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум для педагогов «Конструирование – инструмент развития личности ребенка» в форме деловой игры «Мировое кафе»

Цель:
 создание условий для профессионального самосовершенствования участников (педагогов, специалистов) в процессе активного педагогического общения.
Ожидаемые результаты:
1. Понимание участниками значения конструирования.
2. Активизация познавательной деятельности участников семинара-практикума.
3. Повышение уровня профессиональной компетенции по основным аспектам темы.
4. Мотивация участников к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности. 

  1. Приветственное слово педагогам: Коллеги! Сегодня наша встреча пройдет в виде деловой игры «Мировое кафе».
  2. Что такое и как появилась технология world cafe?

В 1995 г. в калифорнийском местечке Милл Велли перед началом конференции со скучным названием «Интеллектуальный капитал» неожиданно пошел дождь - довольно редкое явление в этих краях. Организаторы мероприятия Хуанита Браун и Дэвид Айзакс поняли, что привычный формат - встречу на свежем воздухе в патио - придется отменить. В гостиной срочно поставили несколько столиков, вместо скатертей использовали листы бумаги с флипчартов и. сварили для всех американский кофе. Участников того знаменательного сборища удивил неформальный вариант общения, но результат превзошел все ожидания: дискуссия велась непринужденно, бумажные «скатерти» оказались исписаны идеями, предложениями и графиками, но главное - все были потрясены удивительным творческим настроем! Так родился метод «world cafe», или «мировое кафе».

Технология «мировое кафе» известна в мире с 1995 года, однако в России она начала широко использоваться не так давно.

Итак, мировое кафе - новая форма работы – технология организации дискуссии в малых группах, это искусство разговора по делу, разговора о сути дела в непринужденной и открытой атмосфере — в уютной обстановке привычного кафе.

Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, организовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений; при необходимости приять нестандартное решение; когда предстоит решение комплексной проблемы, требующей разностороннего подхода; существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить.

Основные принципы «world cafe»:

• объемная и актуальная для всех участников тема обсуждения;

• максимально непринужденная и творческая обстановка, атмосфера гостеприимности и уюта, цветы, тихая музыка (в качестве фона) и легкие закуски - рождают креативное настроение;

• фокусирование на главном - важно не погрязнуть в мелочах и не «заболтать» проблему;

• уважение к каждому участнику «мирового кафе», возможность проявить себя даже «тихоне»;

• принцип «перекрестного опыления» - соединение разных мнений и точек зрения;

• наглядность и результативность: перед завершением «world cafe» все участники - в общем круге - обсуждают достижения «коллективного интеллекта».

Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по трое-четверо за столик. Всё это дополняется бутербродами, кофе, чаем. И начинается обсуждение.

При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например полчаса, дается сигнал и «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей»«хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает коллег. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. Таким образом, можно «проработать» сразу несколько аспектов одного вопроса за короткое время. В конце «хозяин» делает презентацию всех идей от своего столика и устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения; возможны и другие варианты. Подводятся итоги, проводится анализ.

  1. Тема нашего обсуждения, за чашкой чая, «Конструирование – инструмент развития личности ребенка». Все мы знаем о значении этого вида деятельности для развития ребенка:

формирует тонкую наблюдательность, сосредоточенность внимания;
• развивает пространственное воображение, гибкость мышления;
• формирует эмоционально-волевые 
качества: дети учатся испытывать удовлетворение, создавая или совершенствуя конструкцию, значимую для других людей, стремятся добиться поставленной цели;
• способствует формированию обобщенных представлений о предметах, о существенных связях и зависимости между отдельными предметами и явлениями; обобщенных способов действий, умения обследовать предметы, планировать работу, самостоятельно исправлять ошибки; самоконтроля, способности управлять своими психическими процессами;
• помогает формированию дружного детского коллектива, навыков коллективной работы;
• готовит детей к школе: развивает мышление, память, воображение, способность к самостоятельному творчеству;
• способствует развитию речи.

Для достижения таких результатов, нам необходимо вспомнить все структурные части конструирования и наметить план по организации этого вида деятельности в собственной группе.

 Командам предлагается выбирать хозяина столика и придумать название в соответствии с темой.

Разминка. Дайте определение термину «конструирование» (результаты фиксируются на скатерти (ватмане)).

  • Конструирование – это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.
  • А вот что нам говорит «Толковый словарь русского языка»: «Конструировать — создавать конструкцию чего-нибудь, а также вообще создавать что-нибудь».
  • Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают разные конструкции и модели из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, старые металлические вещи и т. п.)

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Обсуждение 1: Какие два типа конструирования выделяют и что они в себя включают? (результаты фиксируют на ватмане)

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

  • В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления, конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
  • К художественному типу конструирования относят конструирование из бумаги и конструирование из природного и бросового материала. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. 

 Обсуждение 2. (гости меняются местами, хозяин презентует результаты предыдущего этапа, гости могут вносить свои дополнения). Определите основные формы конструирования в ДОУ по данному описанию. (результаты фиксируются на ватмане)

  • Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя. Конструирование по образцу.
  • Это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги. Конструирование по модели.
  • При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению. Конструирование по условиям.
  • В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи. Конструирование по чертежам и наглядным схемам.
  • Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов. Конструирование по замыслу.
  • Эта форма представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения. Конструирование по теме.
  • Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид. Каркасное или модульное конструирование.

Обсуждение 3. (гости меняются местами, хозяин презентует результаты предыдущего этапа, гости могут вносить свои дополнения) Выделите основные приемы конструирования по возрастам. (результаты фиксируются на ватмане)

  1. Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности совместная деятельность с педагогом (младшая группа)
  2. Показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве (средняя группа).
  3. Образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается (старшая группа)
  4. Опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото (подготовительная к школе группа)

Опишите пример мотивирующего начала занятий для ……….возраста по теме……..

Отличным вступлением для начала занятия, мотивирующим детей на активную творческую работу, будет игра и связанная с ней беседа, обсуждение будущего объекта конструирования (актуализация знаний детей о нём).

Обсуждение 4. Рекомендации по организации взаимодействия с родителями по итогам проведенного анкетирования «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка» (результаты фиксируются на ватмане).

.

Итог: презентация работ каждой команды «Вернисаж бумажных скатертей».

E:\Documents\Рабочий стол\DSCN7962.JPGE:\Documents\Рабочий стол\DSCN7961.JPG

E:\Documents\Рабочий стол\DSCN7956.JPG

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обсуждение № 1

 Какие два типа конструирования выделяют и что они в себя включают?

(результаты фиксируют на ватмане)

Техническое конструирование

 Художественное конструирование

конструирование из строительного материала

конструирование из бумаги

конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления

конструирование из природного материала

конструирование из крупногабаритных модульных блоков

конструирование из бросового материала

Обсуждение № 2

Определите основные формы конструирования в ДОУ. (результаты фиксируют на ватмане)

Конструирование по образцу.

 Конструирование по условиям.

Конструирование по модели

Конструирование по чертежам и наглядным схемам.

Конструирование по замыслу. 

Конструирование по теме

Каркасное или модульное конструирование.

  • Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
  • — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
  • При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
  • В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
  • Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
  • представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
  • Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

Обсуждение № 3

Выделите основные приемы конструирования по возрастам. (результаты фиксируют на ватмане)

Опишите пример мотивирующего начала занятий для старшего дошкольного возраста по теме  мост.

  • Показ сооружения постройки, самостоятельная работа ребенка по образцу воспитателя, предоставление возможности выбора в материалах, в его количестве (………….. группа).
  • Сооружение постройки воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и последовательности совместная деятельность с педагогом (……………… группа)
  • Опора на опыт ребенка. Даются тема и условие. Конструирование по фото (…………………… группа)
  • Образец воспитателя примерный, ставятся несложные конструкторские задачи. Показываются отдельные приемы, и постройка не завершается (………… группа)

Анкета для родителей

«Значение конструирования в полноценном развитии ребенка »

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?

а) да             б) нет              в) частично.

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду:

а) научить детей играть с разнообразными конструкторами:

б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно

заданным условиям;

г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,

внимания, воображения?

З. Насколько важны, по-вашему, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чем заключается их важность?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития

конструктивных навыков детей?

а) да            б) нет           в) частично.

5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Какие конструкторы есть у Вас дома?

__________________________________________________________________

7. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как часто Вы уделяете время и внимание совместному конструированию

вместе с ребенком?

______________________________________ _________________________

__________________________________________________________________

9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков вашего ребенка?

а) консультации,

б) мастер – классы,

в) открытые просмотры,

г) другое__________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»

Семинар-практикум в форме деловой игры для родителей «Автоматизация звуков и их введение в спонтанную речь»...

Семинар - практикум для воспитателей детского сада в форме деловой игры "Брейн-ринг"

Данная игра проводится перед педагогическим советпо физическому воспитанию дошкольников.Является одной из нетрадиционных форм проведения семинаров.Решаются задачи развития креативного мышленияпедагого...

Встреча с родителями в форме деловой игры «Мировое кафе».

Обсуждение с родителями введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в дошкольном образовании.  Встреча прошла в  форме деловой игры «Мировое кафе». ...

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду» Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как эффективном инструменте развития личности ребенка»

Сегодня обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет конструирование .В современном мире существует огромн...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ в форме деловой игры «Логопедическое ассорти»

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

«Конструирование – инструмент развития личности ребенка»

quot;Конструирование - инструмент развития личности ребёнка"Детское конструирование – это один из видов художественно-изобразительной деятельности, направленной на создание разнообраз...