Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности детского сада и школы.
материал

Белкова Ирина Павловна

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.

Ссылка: https://disk.yandex.ru/i/F5m6fvxC_oAS3Q

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/F5m6fvxC_oAS3Q24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка –детский сад с. Бакчара»

Эффективные формы реализации ФГОС в рамках преемственности детского сада и школы.

Выполнила: воспитатель высшей категории

Белкова И.П.

Слайд 2

  «Быть готовым к школе – не значит 

уметь читать, писать и считать. 

Быть готовым к школе – значит быть 

готовым всему этому научиться».
Л.А. Венгер
 

Слайд 3

В 2019-2020 учебном году в МБДОУ «ЦРР д\с с. Бакчара»  43 выпускника идут в 1 –й класс БСОШ.

Поэтому вопрос обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей детского сада и школы особенно был актуален.

Цель преемственности ДОУ и школы:  

Обеспечение безболезненного перехода детей в школу, помощь в адаптации к новым условиям.

Преемственность между дошкольным и школьным начальным образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

И школа, и детский сад не могут быть закрытыми общественными институтами. Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться. Детский сад должен стать фундаментом, а школа зданием. 

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы.

Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС ДО имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы НОО.

Предметные области ФГОС ДО

Предметные области ФГОС НОО

Социально - коммуникативное развитие

Обществознание и естествознание (окр.мир)

Познавательное развитие

Фиология, математика и информатика, технология

Речевое развитие

Фиология

Художественно-эстетическое развитие

Искусство

Физическое развитие

Физическая культура

Не всегда педагоги и родители правильно понимают, как плавно и наименее травматично для психики ребенка провести переход между школой и детским садом. Они убеждены, что раннее освоение программы первого класса облегчит их ребенку адаптацию, поможет хорошо учиться. Хотя на самом деле не так уж важно, насколько хорошо ребенок умеет читать или считать. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым. 

При правильно организованном плавном переходе в школу и родители, и дети всегда могут рассчитывать на полную информацию о том, что их ожидает, на квалифицированную помощь и поддержку психологов и педагогов.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы.

Совместные формы работы  детского сада с МБОУ Бакчарская СОШ:

- изучение учителем программ детского сада с целью выявления, какими знаниями овладели дети в дошкольном учреждении;

- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

- встречи родителей с будущими учителями;

- беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу (устная характеристика детей, состояние здоровья детей группы, характер коллективных взаимоотношений, усвоение детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.)

- ознакомительная экскурсия в школу «Школьная библиотека»;

- приглашение детей из детского садика на внеклассные мероприятия, проводимые в рамках «Предметных недель начальной школы».

- проведение «дней выпускников» в детском саду с посещением учителей;

Работа с педагогами включает:

  • посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
  • анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
  • анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;
  • аттестация педагогических работников ДОУ.

В детском саду организуем формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т.д.;
  • знакомство с учителями и учениками начального звена, совместные мероприятия, проекты с ними;
  • проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря);
  • участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
  • проведение опроса будущих первоклассников;
  • подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.

Взаимодействие с родителями осуществляем через:

  • дни открытых дверей в школе и в детском саду;
  • встречи с учителями;
  • консультирование на актуальные темы педагогами и психологами;
  • совместные родительские собрания;
  • анкетирование  родителей;
  • информирование родителей о результатах адаптации первоклассников к школьному обучению;
  • курс обучения на тему психологической готовности к школе.

Школа для ребёнка – это новая жизнь, с которой ему не приходилось сталкиваться в предыдущие годы жизни. Это новое, неизведанное всегда вызывает чувство тревоги, неуверенности, страха. Поэтому одной из главных задач подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности в общении с учителем, знакомство со школой и своими одноклассниками, с которыми придётся общаться на протяжении многих лет.

За весь год, наши дети много узнают о школе, учатся ориентироваться  в здании школы, с удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Вывод: В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Список источников

  1. http://pedsovet.su/fgos/6726_preemstvennost_detskogo_sada_shkoly - И. Иванова «Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации»

  2. http://pedsovet.su/ns/6295_sovety_roditelyam_pervoklassnikov_v_period_adaptacii  - М. Маремова «Советы родителям первоклассников в период адаптации к школе. Тест-анкета родителям по адаптации. Памятка родителям».

  3. http://pedsovet.su/publ/231-1-0-4534  - Л. А. Атиян «Готов ли ребенок к школе? Виды готовности, критерии и рекомендации родителям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект разработан с целью более эффективного взаимодействия педагогов школы и детского сада .Результат проекта - успешная адаптация будущих первоклассников....

Проект организации преемственности детского сада и школы в условиях реализации ФГОС

Проект призывает пересмотреть подход к рганизации мероприятий, направленных на преемственности детского сада и школы....

Доклад на августовский педсовет на тему «Преемственность детского сада и школы в условиях реализации ФГОС ДО»

В связи с переходом детских садов и школ на новые образовательные стандарты вопросы преемственности становятся еще более значимыми, актуальными. Уже  более 10 лет все наши ДОУ работают по пр...

Событийный подход в рамках преемственности детского сада и школы.

Инновационные технологии в образовании. Событийный подход как инновация образования....

Методическая разработка "Преемственность детского сада и школы в рамках реализации ФГОС"

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утве...