Конспект родительского собрания «Психологическая готовность детей к школьному обучению»
методическая разработка (подготовительная группа)

Струкова Ирина Владимировна

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» детский психолог (Венгер Л.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpwwvqjg_roditelskoe-sobranie_1.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

            МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

             «ДЕТСКИЙ САД 9 «КАЛИНКА» Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Конспект родительского собрания

«Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Педагог-психолог

Струкова Ирина Владимировна

                                                               

2022г.

Тема: «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Цель: Формирование у родителей представление о важности психологической подготовки детей к школе.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе.
  2. Проанализировать результаты психологической диагностики.
  3. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование и материалы: дерево или рисунок дерева на ватмане, «листочки» из зеленой бумаги, рисунок с изображением мамы, кормящей малыша, две небольшие прозрачные ёмкости для контрастных жидкостей и ёмкость большого размера, гуашь красного и синего цвета, губка,  презентация «Психологическая готовность детей к школьному обучению», мультфильм «Alike» («Похожие»), буклеты для родителей «Готов ли ваш ребенок к школьному обучению?», «Подготовка ребенка к школьному обучению», «Значение игры при подготовке ребенка к школе».

Ход родительского собрания:

Вводная часть.

(Слайд 1) - Добрый вечер, уважаемые родители! Благодарю за присутствие на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Я расскажу вам о результатах психологической диагностики ваших детей. Надеюсь, что наша встреча будет интересна и познавательна для вас.

Игра-приветствие “Давайте познакомимся”

- Наше знакомство хотелось бы начать с приветствия. Представьте себе, что мы с вами находимся на площади неизвестного города N и эта площадь очень красивая, большая и на этой площади есть башня и на башне есть часы, но часы они такие необычные, странноватые, они могут бить 1 раз (1 хлопок), они могут бить два раза (два хлопка), могут бить 3 раза (з хлопка). Когда часы бьют 1 раз (1 хлопок), то все люди подходят к друг другу, называют свое имя и здороваются как европейцы (пожать руки друг другу), если часы бьют 2 раза (2 хлопка), то здороваются как японцы (руки сложены поклониться), а если часы бьют 3 раза (3 хлопка), то знакомятся как какое то дикое племя (плечо к плечу и приседать). Но пока часы ударили один раз перед следующим разом нужно успеть поздороваться и сказать свое имя как можно большему количеству участников. Итак, гуляем по площади, все гуляем… один раз(хлопок), три раза (три хлопка).

Основная часть.

Каждый родитель заинтересован в школьных успехах своего ребёнка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно начинать раньше готовить ребёнка к обучению в школе. Давайте выясним, каковы же ваши ожидания от предстоящего обучения ребёнка в школе.

Практическое задание.

Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.

Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, психолог обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.

Вы назвали многие их тех качеств, которые необходимы для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленным на презентации.

( слайд 2) Психологическая готовность это (показ презентации):

  • своеобразие интеллектуального развития и некоторые особенности его личности, без которых невозможно успешное обучение в школе;
  • Желание учиться, получать знания;
  • Умение слушать учителя и выполнять его задания;
  • Определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.

Включает в себя следующие компоненты: интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовности.

- Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).

- Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Возвращаясь к психологической интерпретации, давайте решим, что же следует под этим подразумевать. Есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению.

(слайд 3) Интеллектуальная готовность это наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающего мира, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, пространственно-графическая подготовка).

Как сформировать интеллектуальную готовность к обучению в школе?

Для формирование интеллектуальной готовность к обучению в школе необходимо тренировать познавательные процессы ребенка.

Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

И одним важным секретом я бы хотела поделиться с вами.

(слайд 4) (Психолог демонстрирует рисунок с изображением мамы, кормящей малыша). Всем вам хорошо знакома эта ситуация. Мама кормит маленького ребёнка кашей. Ей гораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести её ко рту малыша, которому останется только проглотить еду. При таком способе кормления и время экономиться, и нет риска, что всё вокруг окажется в каше.

(слайд 5) (Психолог демонстрирует второй рисунок с изображением малыша, который ест сам).

Здесь ребёнок ест сам, перепачкав всё вокруг в каше. Мама находится рядом, присматривая за малышом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше. И хлопот тоже существенно прибавляется.

Оба способа приведут к желаемому результату – ребёнок будет накормлен и сыт. Но первый малыш просто поел каши, тогда как второй, приобрёл неоценимый житейский опыт, хотя и создал столько неудобств маме. Пока первый ребёнок ел, второй – учился! И не просто учился есть, а учился управлять своим телом, координировать движения, сохранять терпение. Ведь такое простое действие как набрать в ложку каши, а потом поднести ложку ко рту, не выронив содержимое, не говоря уже о том, чтобы попасть ложкой в рот – серьёзный труд! Но взрослые чаще создают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы сами застёгиваем пуговицы, стираем, завязываем шнурки, заправляем постель, собираем игрушки за детьми. А через несколько лет удивляемся тому, почему наш ребёнок несамостоятелен, безответственен, безынициативен. Он привыкает к тому, что за него всё делают и всё решают. Секрет в том, что в детях надо развивать самостоятельность, поощрять инициативность, замечать их успехи в изучении окружающего мира и помогать учиться новому, а не делать всё за них.

Как Вы думаете, что поможет сформировать положительную мотивацию к обучению ребенка к школе? (ответы)

(Слайд 6) Если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т.п., то его привлекают, лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! ( Слайд 7) Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению; говорят ребенку о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной.

А что может понизить мотивацию к обучению в школе?

         Не пугайте ребенка школой. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения;

         Не допускайте негативных ошибок деятельности ребенка, распространяющихся на его личность, т.е. ребенка надо критиковать за его поведения (“Не ты плохой, а поступок плохой” и т.д.). Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а следовательно, заниженную самооценку и уровень притязаний;

         Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, сравнение допустимо только с ним самим.

         В отношениях с ребенком не допускайте резкого перехода от положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к задабриванию.

( Слайд 8) Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и с взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения. Некоторые советы мы также представили в “Памятках родителям первоклассников”.

( слайд 9) Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями.

Как Вы думаете, как в школе будет проявляться слабое развитие эмоционально-волевой сферы? (не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий; не умеет работать по правилу; не умеет работать по образцу; нарушает дисциплину).

Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”. Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

Эмоционально-волевая готовность ребёнка к обучению в школе заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого.  Будущему первокласснику необходимо уметь преодолевать трудности и стремиться к достижению намеченной цели.

В школе детям  придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнять домашние задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять.

Как сформировать эмоционально-волевую готовность к обучению в школе?

1. Формировать учение работать по правилу, умения сознательно подчинять свои действия правилу, внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания предлагаемые в устой форме.  И помочь в этом может игра по правилам – та, где надо дожидаться своего хода, выполнять все правила и решать возникающие проблемы (игры с кубиком и фишками, домино, шахматы, шашки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.).

2. Развивать произвольные сенсомоторные действия у ребенка: игры с мячом (на попадание в цель, ритмическое отбивание мяча от земли); классики, прыгалки, прыгание через веревку; игры на развитие тонкой моторики (с бирюльками, рассыпанными палочками, шнуровки и др.); ритмика.

3. Формировать умение работать в соответствии с образцом (воспринимаемым зрительно или на слух): постройки из кубиков по образцу, работа с различными конструкторами по образцу, лепка по образцу, складывание мозаики по образцу; графический диктант; срисовывание.

Слайд 10

И в заключении, хочу продемонстрировать вам один простой опыт. Это губка – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. (Психолог проделывает всё озвученные действия). А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.

Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.

Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.        

Рефлексия деятельности. ДЕЛОВАЯ ИГРА С РОДИТЕЛЯМИ «РАЗБРОС МНЕНИЙ». Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

1.        Игры могут научить детей ...

2.        Мне кажется, что моему ребенку ...

3.        Я считаю, что игра ...

4.        Ребенку для игры нужно ...

5.        Мой ребенок боится ...

6.        Мой ребенок любит ...

7.        Я со своим ребенком занимаюсь ...

8.        Моему ребенку трудно ...

9.        Мой ребенок не умеет ...

10.        Мой ребенок мечтает о ...

11.        Мой ребенок в школе ...

12.        Я хочу, чтобы мой ребенок ...

13.        Меня волнует в моем ребенке ...

14.        Положительные черты характера моего ребенка – это ...

15.        Мой ребенок в детском саду ...

16.        Дома я своему ребенку читаю ...

17.        Я думаю мой ребенок в школе ...

18.        Я рассказываю своему ребенку о школе ...

19.        Я запрещаю своему ребенку ...

20.        Мой ребенок умеет хорошо ...

21.        С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...

Заключительная часть.

- В завершении нашего круглого стола предлагаю вам посмотреть небольшой мультфильм про отношения детей и родителей, про школу.

Родителям предлагаются буклеты: «Готов ли ваш ребенок к школьному обучению?», «Подготовка ребенка к школьному обучению», «Значение игры при подготовке ребенка к школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Коррекция и профилактика сопровождения готовности детей к школьному обучению НОД для детей старшего дошкольного возраста «Трудности дороги к знаниям».

Цель:  Развитие у детей психологических предпосылок к поступлению в школу и формирование мотивационной готовности. Задачи: 1.    Продолжать развивать  познавательные...

Конспект родительского собрания «Психологическая готовность детей 6-7 лет к школе в соответствии с ФГОС ДО»

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.»Л.А.Венгер(психолог)....

Конспект родительского собрания "Психологическая готовность родителей к детскому саду".

Для педагогов и родителей будущих воспитанников детского сада....

Конспект родительского собрания: «Психологическая готовность детей к обучению в школе»

Конспект  родительского  собрания:  «Психологическая  готовность детей к обучению в школе» Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подг...

Выступление на родительском собрании. Тема: Готовность ребенка к школьному обучению"

В моем выступлении поднимается проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольный возраст, речевое развитие, познавательное развитие.П...

Родительское собрание «Психологическая готовность детей к школьному обучению»

Сформировать представление о психологической готовности к школе; повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к обучению в школе....