Статья на тему: "Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей в процессе адаптации детей к условиям ДОУ ".
статья

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы взаимодействия педагогов и родителей

в процессе адаптации детей к условиям ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует дошкольные учреждения на психолого-педагогическое сопровождение детей в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность – здоровье, превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение, все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

ФГОС ДО направлен на создание благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога родителя и ребенка.

Привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учреждения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка младшего возраста к новым жизненным условиям.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Поэтому перед ДОУ стоят следующие задачи:

1. Создать условия для организации адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ, чтобы ребёнку хотелось остаться, и почувствовать себя более комфортно и спокойно; чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

2. Минимизировать процесс прохождения адаптационного периода детьми младшего возраста к условиям ДОУ через создание благоприятных условий для воспитанников, сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива и медицинского персонала с родителями.

3. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры.

 Взаимодействие педагогов и родителей, в период адаптации ребенка к условиям ДОУ, целесообразно осуществлять через:

- приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. 

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.).

Сотрудничество ДОУ и семьи осуществляется через традиционные формы взаимодействия: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные, и нетрадиционные, цель которых - установление доверительных отношений, объединение педагогов и родителей в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В первый раз мы знакомимся с детьми и их родителями, организуя в учреждении День открытых дверей. Мы предлагаем родителям поучаствовать совместно со своим ребенком в игровой деятельности, например на прогулочном участке можно организовать игры: «Поймай мяч», «Назови свое имя», «Передай другому». Задачей таких игр является установление доверительных отношений с родителями, эмоционального контакта с ребенком. Помимо этого родителям предоставляется возможность выяснить все интересующие их вопросы, они совместно с педагогом и другими родителями обсуждают общую для них проблему адаптации детей, обмениваются друг с другом опытом семейного воспитания своего ребенка. Педагог предлагает родителям заполнить анкету «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ?», содержащую вопросы о поведении ребенка дома, его познавательной и игровой активности. Таким образом можно узнать об интересах малыша, получить дополнительную информацию о степени его готовности к поступлению в детский сад и составить план индивидуальной работы для каждого ребенка.  

Обязательным атрибутом взаимодействия с родителями является родительское собрание, которое организуется в нетрадиционной игровой форме. Сначала целесообразно провести игру на знакомство, она поможет участникам раскрепоститься, настроиться на дальнейшее общение. Например: родители передают по кругу «мягкое солнышко», высказывая при этом свои пожелания для дальнейшей совместной продуктивной работы по воспитанию и развитию своих детей. Затем можно предложить родителям вспомнить свое детство и «прожить один день в детском саду». Для создания уютной атмосферы подбирается спокойная музыка, которая располагает к неформальному общению, родители общаются друг с другом по имени в уменьшительно – ласкательной форме, которая привычна в обращении с детьми. Родители выполняют упражнения детской утренней гимнастики, участвуют в игровой деятельности, пользуются дидактическим материалом. Посредством таких игр каждый из родителей знакомится с распорядком дня в группе, с играми и игрушками, предназначенными для детей младшего возраста. Все это конечно же, способствует сплочению дружного родительского коллектива.

С целью помочь родителям в разрешении проблемных вопросов по адаптации ребенка обязательной формой работы являются консультации: «Как подготовить ребенка к детскому саду?», «Как избежать осложнений в адаптации?», «Режим дня для ребенка» и др.

Немаловажное значение в  работе с родителями имеет создание Семейного клуба, в рамках которого родители обсуждают интересующие  их вопросы, высказывают свою точку зрения, обмениваются опытом.  

В период адаптации ребенка к условиям ДОУ, в родительских уголках постоянно обновляется материал, предлагаются памятки, в виде советов для  родителей, информационные листы: «Адаптация. Что это такое?», «Алгоритм прохождения адаптации», а также папки-передвижки «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации», «Первые шаги в детском саду» и т. д.

Таким образом, использование современных форм взаимодействия и целенаправленная работа с родителями и детьми дает свои положительные результаты. Родители из наблюдателей, становятся активными участники различных мероприятий внутри ДОУ. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в вопросах развития и обучения своего ребенка, занимаются проблемами воспитания дошкольника. А показателем успешной адаптации малыша является: уменьшение заболеваний и их длительное отсутствие, положительная динамика нервно-психического развития ребенка, период привыкания сокращается, дошкольник начинает полноценно посещать группу, остается на дневной сон, активно и с интересом включается в образовательный процесс.

Литература:

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. - 2002. - №3. - 31-35 с.

2. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236 с.

3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

4. Григорьева Н. Как мы работаем с родителями /. [Текст]:    Н. Григорьева, Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2013. - №9. - С. 23-31.

5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...

Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...

Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»

Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...

Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...

Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...