«Танцы народов мира как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
статья

Цель:воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к другим представителям других национальностей, высокой культуры  межнационального общения черезтанцы разных народов

Задачи: формировать положительное отношение к разным народам через знакомчтво с национальными танцами;

познакомить детей с историей, бытом, обычаями, праздниками и традициями разных народов через танец 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Танцы народов мира как средство

воспитания толерантности у детей

старшего дошкольного возраста»

Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 30» -

Еманжелинского муниципального района Челябинской области – Пудовкина Светлана Владимировна (высшая квалификационная категория)

Интернациональное воспитание, также толерантное отношение к другим

национальностям, как один из факторов формирования нравственной

личности, начинается с дошкольного возраста.

Ведь именно дошкольный возраст является начальным этапом

становления личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных

людей, учитывая тот факт, что представитель другой национальности

может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события

совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим, отличающимся от

собственных: вкусов, привычек, взглядов поможет дошкольнику, когда он

вырастет, не только найти общий язык с представителями других

национальностей, но обогатить свой внутренний мир, расширить знания.

Одним из эффективных путей и средств формирования толерантной

личности, уважающей другие народы, воспитанной в духе

интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаями,

этикетом, танцами разных народов. Музыкально – ритмическая деятельность,

танцы, связанные с историей другого народа, близко и понятно ребенку и

вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции

симпатии и дружбы к представителям других национальностей.

Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие

образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая

поможет становлению личности, с интернациональным мышлением, с

развитой культурой межнационального общения.

 Новизна и практическая значимость: поиск новых форм и путей

совершенствования интернационального воспитания детей через танец и

разработка практических рекомендаций музыкальных руководителей ДОО по совершенствованию обучения детей танцам.

Методологической основой явились работы в области психологии и

педагогики, искусства и культуры: Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна, М.

Я. Жорницкой, С. И. Зверева, Лукиной А. Г., С. И. Толстяковой, А. С.

Федорова.

Цель: воспитание у дошкольников интернационализма, толерантности к

представителям других национальностей, высокой культуры

межнационального общения через танцы разных народов.

Исходя из цели работы поставлены следующие задачи:

• формировать положительное отношение к разным народам через

знакомство с национальными танцами;

• познакомить детей с историей, бытом, обычаями, праздниками,

традициями разных народов через танец;

• разработать практические рекомендации, методические пособия,

сборники.

Ожидаемые результаты:

В результате использования народных танцев как средства

интернационального воспитания, дошкольник с детства уважительно

относится к представителям других национальностей, к другим культурам.

Дошкольное детство – начало процесса становления мировоззрения

человека. Именно в это время ребенок познает мир в чувствах, эмоциях.

Становление единой картины мира в сознании человека осуществляется

через искусство, язык, народное творчество, фольклор.

В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя

собственная система взглядов на мир, своя картина мира. В то же время в

период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные

мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в

первые годы жизни ребенка, во многом зависит, будет ли он толерантно

относиться к представителям других национальностей. Толерантность –

это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это

способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно

встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с

собой, так и с людьми, осознание богатого разнообразия культур нашего

мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Это не уступка, не пассивное подчинение мнению, взглядам и действию

других, не покорное терпение, а активное отношение, формируемое на

основе признания универсальных прав и основных свобод человека,

психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между

народами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, иной

национальной среды.

Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы

толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную

помощь может оказывать приобщение детей к танцевальному искусству

разных народов. Танцы имеют большое воспитывающее значение и

доставляют эстетическую радость. Развивается воображение, образное

мышление, внимание и память у детей. У детей пробуждается стремление к

прекрасному, усиливается эмоциональная отзывчивость и творческая

активность.

Народные танцы - неотъемлемая часть народной культуры. Они имеют

прочную связь с мировоззрением, верованиями, с национальными

особенностями психологии народа. Танцы мы воспринимаем как искусство,

которое несет в себе высший смысл – красоту и добро. В нем народ передает

свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Танец всегда связан

с историей народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека и

связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами.

Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор - это душа народа.

Они непосредственные, искренние, исполняются весело, легко

импровизируются. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность.

В танцах запечатлелась извечная красота, гармония души человека и

природы. Именно поэтому они вселяют в человека надежду, утверждают

стремление к возвышенному и прекрасному. Танец затрагивает тончайшие

струны человеческой души. Он способствует совершенствованию человека,

достижение им душевной и пластической гармонии.

Танцы - волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок.

Яркие эмоции, которые испытывает ребенок во время танца, закрепляют в

нем положительное отношение к разным национальностям. Ведь реальная

жизнь и пластически-образное видение народа запечатлелись в причудливых,

оригинальных формах народного танца.

Работу по этому направлению в детском саду , как музыкальный

руководитель, я начала в 2014 году.

Через приобщение к танцевальному искусству я стремлюсь воспитывать в

детях чувство любви и уважения к представителям разных национальностей.

Прежде чем поставить танец какого-либо народа, обязательно

рассказываю о том крае, какой там климат, какие обычаи, традиции, быт.

Демонстрирую видео танцев народов мира, обращаю их внимание на

характерные танцевальные элементы и связки, музыку, обсуждаю с ними

национальные костюмы - дети с интересом с этим знакомятся. Только после

такого подробного ознакомления с национальными особенностями,

предлагаю детям выбрать понравившийся танец для разучивания.

Образность, экспрессивность музыки, танца, развивает эмоциональность

детей, питает их воображение. В процессе выполнения различных движений

у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка,

походка, развивается координация движений и ориентация в пространстве.

Процесс обучения проходит очень динамично со сменой различных

ритмов, импровизацией движений и танцевальных игр, упражнений.

Привлекательная форма занятий способствует тому, что даже дети без

выраженных способностей начинают хорошо двигаться. Продолжительность

занятий соответствует возрасту детей. В процессе обучения осуществляется

дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих

способностей и физических данных. Это необычные занятия, позволяющие

ребенку пережить чувство прекрасного. Через это яркое чувство формируется его отношение к другим народам.

Дошкольники любят народный танец, потому что он близок и понятен им

благодаря богатству и яркости различных образов. Свои достижения они

демонстрируют на открытых занятиях, утренниках, концертах, конкурсах,

фестивалях, где они неоднократно становились лауреатами и дипломантами.

К выпускному году дети уже умеют исполнять больше пяти народных танцев:

• русский танец, хоровод;

• рок-н-ролл

• греческий -  сиртаки;

• испанский;

• цыганский;

• итальянская тарантелла;

• полька;

• африканский

В заключение хочется отметить, что последовательное ознакомление детей

с культурой других национальностей, изучение танцевального искусства

народов мира, является одним из средств воспитания доброжелательного

отношения к людям разных национальностей. Опыт работы с детьми

свидетельствует о том, что с помощью народных танцев можно увлечь детей довести до их сознания этническую культуру. В результате постановки и

исполнения народных танцев детьми были замечены следующие изменения:

• у дошкольников появился интерес к другим национальностям;

• наблюдается толерантное отношение к людям другой национальности;

• формируются дружеские чувства к детям других национальностей.

Таким образом, позитивные результаты, полученные на данном этапе

работы, убеждают в том, что приобщение детей к танцевальному искусству

других народов является одним из эффективных средств формирования

дружелюбия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Музыка как средство толерантности у детей старшего дошкольного возраста...

«ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ РОССИИ»

Становление открытого гражданского общества в России, продолжение демографических реформ должно опираться на широкую общую поддержку, консолидацию общества. Конструктивное взаимодействие социальных гр...

НОД по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста "Сила России в единстве и дружбе наших народов!"

Цель: Формирование первичных представлений о многообразия россиян разных национальностей и толерантных отношений между ними. Если все народы России будут помогать друг другу, уважать  друг д...

Конспект мастер-класса для педагогов «Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник воспитания чувств и радостных эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновател...

Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Нaродные подвижные игры - неотъемлемая часть физического, эстетического и межинтернационального воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей....

«Подвижные народные игры как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

          Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне...