Круглый стол для педагогов на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»
методическая разработка

Елена Алексеевна Логунова

Интересный, познавательный и очень увлекательный круглый стол для педагогов на тему "Нравственное воспитание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol.docx725.88 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему: «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

Цель:  актуализировать знания педагогов по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Задачи:

  •  Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области социально-нравственного воспитания дошкольников;
  •  углубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу нравственного воспитания дошкольников;
  •  обобщить знания педагогов об этапах, современных формах, методах и средствах нравственного  воспитания;
  •  вызвать интерес педагогов к данной теме.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

       Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.

В дошкольном возрасте нравственные представления дошкольника влияют на его обыденную жизнь. В реальной жизни ребенок демонстрирует попытки совершать нравственные действия и разрешать конфликты, проявляя эмоциональную направленность на окружающих. 

М. А. Шолохов писал «Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности и из этих ценностей складывается великое духовное достояние человека»

Ребёнок-дошкольник стоит вначале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые и будут определять его образ Человека. Взрослые несут нравственную, гражданскую и личную ответственность за духовную и физическую жизнь ребёнка, за складывающуюся в его сознании картину мира, за отношения с миром.

Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных социологами и психологами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи.  Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Просмотр видеофильма «О жестоком обращении с детьми».

1 задание: Определите, к какой возрастной группе относится данные программные задачи.

1-я мл. группа     Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

2-я младшая группа   Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучать детей общаться спокойно, без крика. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Учить жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Приучать детей к вежливости (учить здороваться, прощаться, благодарить за помощь).

Средняя группа   Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: взаимопомощи, сочувствия обиженному и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо, уступил по просьбе сверстника (разделил кубики поровну). Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (рассказывать о том, чем хорош каждый воспитанник, помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят и пр.).

Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Старшая группа   Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Подготовительная группа   Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

«Обсуждение ситуаций»
1.Вы вдруг услышали от детей такой уговор: «Я тебе дам конфету, а ты меня примешь в игру». Ваши действия. (1подгруппа)


2.Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слёз не замечает. Ваши слова и действия.(2подгруппа)

Мы, как педагоги : способствуем  накоплению  представлений  о  добрых  поступках, видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, задумываться  над  мотивами  поступка.

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств нравственного воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. 

В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент». Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что, прежде всего, ценится в человеке.

2. Дайте объяснение пословицам и подберите аналогичные по смыслу пословицы.

Кто без призора в колыбели, тот век не при деле.

Напрядалась матка от деток — на прячутся и детки от матки.

От доброго дерева — добрый и плод.

При солнце тепло, при матери — добро.

Сердце матери лучше солнца греет.

От худого семени не будет доброго племени.

От доброго дерева добрый и плод.

Каков корень, такого и семя.

Яблоко от яблоньки не далеко падает.

Что посеешь, то и пожнёшь.

3.                                                      Разминка

Назовите, как можно больше нравственных качеств.( какие положительные нравственные качества вы знаете?)

Участники по цепочки называют нравственные качества и передают друг другу мяч. Главное правило- качества не должны повторяться.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.

  Главным средством воспитания является  сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.

 Вопрос к педагогам:

 Какие методы ознакомление со сказкой мы(педагоги) используем:

1)   Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2)   Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3)  Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4)    Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу.  Поэтому мы сначала  изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

5)     Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовали бы мотивации оценок. Способность испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать  детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

4. Сказочная викторина 

                                   Названия перевёртыши

Дворец –                                                                    Теремок

Оловянное животное –                                             Золотая рыбка,

Квадратик-                                                                 Колобок,

Курочка – серебряная лапка-                                   Петушок – Золотой Гребёшок

Больной – Ойздоров –                                              Доктор Айболит,

Пес без шляпы –                                                       Кот в сапогах,

Коза и семеро волчат –                                             Волк и семеро козлят,

По заячьему отказу –                                                По щучьему велению,

Царь и заяц –                                                             Мужик и медведь,

Жарилко –                                                                  Морозко

Михаил Крестьяныч и беленький зайчик –            Иван Царевич и серый волк,

Безгорбый верблюд –                                                Конёк-Горбунок,

Жаба – домоседка –                                                  Лягушка –путешественница,

Кастрюля супа –                                                        Горшок каши,

Прекрасный цыпленок –                                           Гадкий утенок,

Быль об умной кошке –                                             Сказка о глупом мышонке,

Белый платочек –                                                       Красная шапочка,

Бодрствующее чудовище –                                       Спящая красавица,

Принц на тыкве –                                                       Принцесса на горошине

Ржавая отмычка –                                                       Золотой ключик,

Утки – селезни –                                                         Гуси – лебеди,

1 год –                                                                          12 месяцев,

Жук – жужжак –                                                          Муха – цокотуха,

Ледяной король –                                                        Снежная королева

Девочка с ручку –                                                        Мальчик с пальчик

К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.

Я назову вам некоторые название сказок, а вы определите какую мораль содержит сказка, какой нравственный урок можно извлечь из этой сказки.

Название сказкок                                                           Мораль

«Волк и семеро козлят»                                      Победа добра над злом

«Теремок»                                    Дружба помогает победить трудности

«Лиса и журавль»                                         Осуждение хитрости, обмана

«Петушок и бобовое зернышко»                                   Забота о ближнем

«Гуси-лебеди»                                                    Наказ слушаться старших

«Заяц-хваста»                                                      Осуждение хвастовства

«Три поросенка»                                           Трудолюбие, взаимопомощь

«Золотая рыбка»                                            Осуждение жадности

ЗАГАДКИ:   1СТОЛ           Мама работала,

                                              Папа трудился,

                                              А я в детском садике  все находился.

                                              Все кто устал от работы нелегкой

                                               Имеют полное право на …(отдых)

 Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку. 
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)                   

 2 СТОЛ          Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

Задание  № 5   «Правовая академия»

                                                                                     Видео-Презентация

 

№6                     Банк идей:
Всем участникам предлагается пополнить Банк идей, ответив на вопрос: Как построить партнерские отношения с родителями воспитанников по вопросам нравственного воспитания детей, какие мероприятия вы можете предложить? (Обсуждение)

Используем  в  работе:  беседы  о реальных  случаях  из  жизни  на  моральные  темы,  чтение  художественных произведений с моральной оценкой поступков героев и сопереживания им, просмотр  фрагментов  мультфильмов  и  их  обсуждение.  Чтением художественной литературы расширяем у детей представления о добре и зле, гуманном отношении друг к другу, нравственных качествах человека. Разыгрываем социальные ситуации из жизни,   игровые  приемы,  с  помощью  которых  создается  мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается, или проявление сопереживания героям  в  трудных  ситуациях.  Сюжетно  –  ролевые,  народные  игры формируют  у  детей  положительные   качества,  ценностное  отношение  к моральной стороне поступков, развивают сопереживание как человеческое чувство. Дидактические  игры на тему: «хорошо – плохо», «добро – зло», «угадай эмоцию». Разыгрываем сценки сказок, вызывая желания подражать добрым  поступкам.  Слушаем  музыку  и  свои  впечатления   передаем  в рисунке.  Уделяем  внимание  устному  народному  творчеству,  в  частности разучиванию  и  осмыслению  мудрости  пословиц.  Формируем  личное отношение ребенка к соблюдению моральных норм.

 Слайд «РЕКОМЕНДАЦИИ  ВОСПИТАТЕЛЯМ»

Просмотр притчи Амонашвили «Крылья»


Ведущий: Думая каждый из нас задумался о многом. Но самое главное, мы поняли одну простую истину – воспитание ребенка нужно начинать с себя.

 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:  ПОНРАВИЛСЯ ВАМ КРУГЛЫЙ СТОЛ?   БЫЛО ИНТЕРЕСНО?

ВЫБОР СМАЙЛИКОВ

C:\Users\хххх\Downloads\26283983_28490.jpg             C:\Users\хххх\Desktop\veselii-smailik-2.jpg           C:\Users\хххх\Downloads\ed8261a0d34038f20a22a2604cf9829a.jpg

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№58 СОЛНЫШКО комбинированного вида города Белово»

                                                                                     

Круглый стол на тему:

 «Социально-нравственное воспитание дошкольников»

C:\Users\хххх\Downloads\d8e160ffec701de69757baa4e35110cb.jpeg

                                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                         Логунова Елена Алексеевна

2022год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов. Тема: «Роль отца в воспитании ребёнка».

В современном обществе законом гарантированы равные права мужчин и женщин, в повседневной жизни семьи роли отца и матери неравнозначны. Функции воспитания детей переданы матер...

Круглый стол на тему «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» для педагогов и родителей дошкольного учреждения.

Цель круглого стола: активизировать мыслительную деятельность педагогов путем усовершенствования образовательного процесса, направленного на формирование у детей знаний по теме социально-нра...

Выступление на Круглом столе Определение основных направлений в трудовом воспитании старших дошкольников

Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к...

Круглый стол для педагогов " Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников"

Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл со...

Конспект. Круглый стол для педагогов. Тема: «Составляющие читательской грамотности дошкольников»

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...