Использование краеведческого материала на занятиях, как средство воспитания экологической культуры детей
учебно-методическое пособие

Хайруллина Руфина Рафатовна

Авторская программа

«Использование краеведческого материала на занятиях, как средство воспитания экологической культуры детей »

для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rufina_avtorskaya_programma.docx805 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 15 «Чулпан»

Авторская программа

«Использование краеведческого материала на занятиях, как средство воспитания экологической культуры детей »

для детей 5-7 лет

                                                             Подготовила:

  воспитатель Ι кв. категории

                                                             Хайруллина Руфина

                                                             Рафатовна

г. Нижнекамск

2018 год.

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….2
  2. Содержание программы…………………………………………7
  3. Перспективный план по блокам………………………………..10
  4. Использованная литература…………………………………….12
  5. Приложение………………………………………………………13

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

                                                                                             В. Сухомлинский.

Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, Н.Н.Моисеева, И.Т. Суравегиной и другими, которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования дошкольников.

          Не менее актуальным вопросом в отечественной системе экологического образования является выбор методов, средства, форм воспитания экологической культуры. По мнению ученых и педагогов, увеличению результативности данного процесса способствует знание природы родного края. Поэтому без учета традиций региона экологичных по своей сути без изучения опыта народов, не может быть эффективно организовано воспитание экологической культуры в целом.

В результате анализа литературы нами было установлено противоречие между объективно возросшими требованиями общества к культуре взаимодействия личности с природным миром  и недостаточным использованием потенциала краеведческого материала в работе, недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике дошкольного воспитания.

   Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность краеведческого материала в воспитании экологической культуры у дошкольников.

   Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы воспитания экологической культуры детей в литературе и практике дошкольных образовательных учреждений.

2. Проанализировать содержание методику воспитания экологической культуры детей на занятиях на основе краеведческого материала.

3. Экспериментально проверить возможность воспитания экологической культуры детей на занятиях как основе краеведческого материала.

Гипотеза исследования:

           Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется более успешно, если;

- содержание занятий будет строиться на основе краеведческого материала,

- работа осуществляется в тесном контакте с родителями воспитанников.

Научная новизна:

           На основе анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта разработано критерии оценки уровня развитие экологической культуры дошкольников. Экспериментально проверена возможность воспитания экологической культуры детей на занятиях на основе краеведческого материала.

   Определение уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

           С целью определения уровня экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста провели следующую работу. Использовали метод индивидуальной беседы, включающей три части. Основной целью было выявить характер представлений ребенка о живом.

           В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенном признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма.

           Во второй части беседы акцент делали на изучении представлении о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состояния.

           Третья часть беседы была посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении и живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей.

           В процессе наблюдения было выявлено, что только небольшое количество детей владеют представления о существенных признаках живого, особенности понимания ценности природных объектов и представления о нормах отношения к живому.

           Учитывая выявленные уровни воспитания экологической культуры дошкольников, мы подготовили перспективный план по блокам. Новизна данной методики в том, что в ней заложены задачи формирования экологические навыки поведения в природе, умения, нормы и правила.

 

Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится к использованию краеведческого материала по привитию экологических знаний. 
Программа имеет теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. 

 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы. 
Программа экологического воспитания и образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста – 5-6 лет. 
Сроки реализации программы. Изложение материала рассчитано на один год и предполагает обобщение и систематизацию полученной дошкольником информации по основам экологических знаний. 

Формы и режим занятий. Занятия по программе начинаются с сентября месяца.
Для детей старшей группы занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 25 мин. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность. Формы занятий, планируемых по каждой теме различны. Используются следующие формы занятий: 

Игра; Беседа; Экскурсия; Конкурс; Наблюдение; Экспериментальная деятельность; Акция; Выставка; Защита проектов; Викторина; Лабораторное занятие; Открытое занятие; Практическое занятие; Презентация

Разработанные занятия, объединенные общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. 
Каждый такой цикл включает 2-3 "рабочих" занятия, экскурсию или тематическое  интегрированное занятие
 (живопись, музыка, поэзия). 
Сезонный блок (а их 4: осень, зима, весна, лето) обычно завершается (или открывается) праздником,  развлечением,  театральной  постановкой или  кукольным  спектаклем. 

Ожидаемые результаты и способы их проверки. 
К шести годам ребёнок: 

  • знает животный и растительный мир своего города. Владеет информацией о наиболее ярких представителях флоры и фауны республики Татарстан;
  • проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным объектам и явлениям;
  • любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за поведением, любуется ими;
  • стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно – следственные связи;
  • привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
  • обращает своё внимание и внимание других на «непорядки» и непредвиденные явления в природном окружении;
  • знает природоохранные объекты в районе;
  • знаком с основными календарными народными и православными праздниками, относящиеся к труду и быту земледельцев: "День Земли", "День птиц", "День посадки деревьев", "Всемирный день охраны окружающей среды".

Уровень экологических знаний у детей можно проверить различными способами: наблюдение за детьми на прогулке, в группе, беседы с родителями, вечера загадок, КВН, викторины и т.д. Сформирован комплект диагностических таблиц по каждому блоку программы и обобщающие диагностические карты. 
Оценка знаний об окружающем мире. 

  • Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала.
  • Осознанность - степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром.
  • Доказательность - умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт.
  • Глубина - умение устанавливать связи и зависимости.
  • Оценка отношения к окружающему миру.
  • Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с  позиции имеющихся экологических представлений.
  • Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь.
  • Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной  программы. 

    В ходе реализации программы используются следующие формы подведения итогов:

  • Открытые занятия с элементами проектной деятельности.
  • Экологические акции: "Мои добрые дела -  для твоей пользы, Земля", "Птичья столовая", "Первоцвет" и др.
  • Экологические спектакли: - "Не рвите цветы", "Репка", "Путешествие в зимний лес", "Как зима с весной поспорили", "Путешествие в осенний лес", "Наши зеленные друзья".
  • Рисование на экологическую тематику.
  • Досуги, экологические, народные праздники и т.п.
  • Совместные занятия с детьми и родителями, походы, экскурсии.

Содержание программы

           В программе занятия с дошкольниками предусматривали разнообразные формы организации: экскурсии, конкурсы, викторины, составления экологических карт, фенологические наблюдения, экологические праздники, сказки,  инсценировки,  походы, игры.

Цель: углублять природоведческие и формировать эколого-туристические знания, развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- формировать знание о человеке как объекте (части) природы и окружающего мира в целом.

- учить выделять новые качества и свойства природных компонентов, устанавливать черты сходства и различия между объектами живой природы. научить приемам составления плана детского сада, улицы,

 -вычерчивания маршрута движения и развивать навыки, умение ориентирования на местности;

-закрепить навыки и умения, правила поведения в окружающей среде.

           Мною было предусмотрено проведение следующих занятий: беседа с использованием иллюстративного материала, с демонстрацией опытов, слайдов, диафильмов и видеофильмов, наблюдения, экскурсии, игры. Провела большую работу с родителями, которые помогали создать базу этой работы.

           Анализ результатов показал, что у детей сложился определенный положительный опыт взаимодействия с объектами и явлениями предметно-природного мира. Качественно новая ступень, на которую поднялись знания детей в развитие культуры взаимодействия с природой дошкольники связывается со следующим.

           Изменились показатели в интеллектуальной сфере дошкольников:

- расширились представления детей о природных объектах и явлениях;

- о нормах и правилах экологически сообразного поведения в природе;

- приемы создания плана, вычерчивание маршрута движения;

- навыки, умения ориентирования на местности;

- навыки и умения, правила поведения в окружающей среде;

- краеведческие знания;

- желанием бережно использовать предметы и явления природного мира.

            В результате проведенной экспериментальной работы значительно снизился процент детей, обнаруживших низкий уровень культуры взаимодействия с природой в сравнении с результатами констатирующего этапа.

           Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

  •  Взаимодействие дошкольников с природой является одним из универсальных процессов, связывающих природу и человека, особенной сферой проявления общих законов, действующих в системе «общества-природы»;
  •  Воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста осуществляется наиболее успешно, когда в содержание занятии строиться на основе краеведческого материала и в дошкольном группе создается и поддерживается атмосфера бережного и экономного отношения к природе; если работа осуществляется в тесном контакте с родителями воспитанников;
  •  Культура взаимодействия с природой является важнейшим компонентом общей культуры личности и отражает богатство связей и характер ее отношений с окружающим миром. Становление этого качества имеет социальную значимость и выступает необходимым условием развития личности ребенка в целостном педагогическом процессе;

         В настоящее время я применяю эффективный метод использования краеведческого материала на занятиях как средство воспитания экологической культуры у дошкольников. Когда занимаешься с детьми тем, что им интересно, хочется делать еще больше, лучше, и чувствуешь большое удовлетворение, высокий подъем, что ты нужен детям и что дети нужны тебе.

         Использование метода проектов в педагогической деятельности позволяет педагогам:

– формировать информационную компетентность воспитанников;

– повышать своё профессиональное мастерство;

– привлекать родителей к участию в образовательной деятельности;

– пополнить методическую базу по экологическому воспитанию.

         Любовь и интерес к родному городу, уважение к людям, живущим в красивом городе Нижнекамск.  Вот уже несколько лет прививаем своим воспитанникам и маленьким гражданам Нижнекамска через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии реальные и виртуальные, целевые прогулки по городу, беседы, сопровождаемые мульти-медиа презентациями городских достопримечательностей и слайдами,  где представлена природа великого и могучего Татарстана. Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории архитектурных сооружений, развитию интереса к культурному наследию нашего края. Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна систематическая краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, адаптированными к возрасту дошкольника сведениями о крае и ближайшем к ребенку обжитом пространстве. Такие сведения дошкольник получает изначально  в семье, через детские книги, радио- и телепередачи, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведенью, делая ее более приближенной к систематичной.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих  представлений. Потому-то краеведческие знания – в основе первичного воспитания, обучения и выработки понятий о важности опыта прошлого, в фундаменте исторической памяти.

Проведение  тематических дней (День Земли, День птиц, День воды, День леса) и экологических развлечений, дает возможность с помощью сценических образов рассказать о правилах поведения в природе, о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не навредить себе и окружающей среде, о способах сохранения и укрепления здоровья, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры.

Только систематическая, планомерная работа позволит нам сформировать у детей представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Мы, взрослые обязаны дать установку на здоровый образ жизни и научить детей с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Перспективный план  по блокам

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Знакомство с

 « Книгой природы».

Земля – мой край родной.

Расширить знания детей о названии города, его природе. Познакомиться с картой нашего края, научиться читать её. Дать знания о богатстве края, воспитывать стремление беречь и приумножать его. Воспитывать стремление беречь природу родного края.

Октябрь

Что, где растет  и кто где живет.

Уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание.

Ноябрь

Я и мое здоровье.

Человек- загадка природы.

формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит моё тело?»);

– закреплять понятие «один – много»;

– расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки;

развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;

– воспитывать навыки культурного поведения.

Декабрь

Без языка, - а разговаривает.

Расширить  знания детей об истории возникновения города Нижнекамск

 Закрепить знания детей о родном городе (символика, достопримечательности, названия улиц)

 Упражнять  детей в умении ориентироваться на карте города называть адрес детского сада, домашний адрес

 Воспитывать интерес к истории родного города и края, чувство любви и гордости за свой город.

 Развивать память, внимание, связную речь детей.

Январь

Туристята – друзья природы.

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность.

Февраль

 «Чистый воздух и вода богатство нашей страны»

Дать представление о планете Земля, атмосфере; расширить знания о роли воды (чистая вода, родники—это бесценный дар природы), воздуха (чистый воздух необходим для здоровья человека), солнца для жизни человека. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам. Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, микрорайона, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Март

Наши новые открытия

приобщить детей к природе, обеспечить возможность чувственного и действенного восприятия ее. Необходимо научить детей наблюдать природу и видеть интересное в ее обычных проявлениях, устанавливать видимые связи между растениями, животными и явлениями неживой природы.

Апрель

Солнце – большая звезда.

Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной  системы. Познакомить детей с понятием света и тени. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Дать представление о планете есть жизнь. Учить делать выводы. Развивать любознательность

Май

Природа - наш дом

Раскрыть значение природы в жизни человека; формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы.

Использованная литература по экологическому воспитанию детей:

1.С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;

2.М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;

3.Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы»;

4.Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;

5.Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;

6.З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;

7.П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию».

Программы:

1.А. Вересова - «Мы земляне»;

2.Е. Рылеева - «Открой себя»;

3.Ж.Л. Васякиной - Новиковой - «Паутинка»;

4.С. Николаевой - «Юный эколог».

5.Н.А.Рыжова «Наш дом – природа»

6.З.Ф.Аксеновой - «Войди в природу другом».

Приложение

Конспект экологического занятия

на тему:  «Я – человек»

Цель:

1. На основании исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее, совершенствовать речь детей, развивать фантазию, творческое воображение, коммуникативное общение.

2. Опыт. Выяснение причины храпа человека.

Цель: Выяснить, почему человек храпит.

Развивающая среда: модель изображения человека, карточки с  изображениями живых, неживых предметов, модель «мозгов», картинки для составления предметов, вощёная бумага, ножницы, линейка.

Содержание. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Живое – неживое». Он  сообщает детям, что сегодня они будут говорить о человеке. Человек – живой, как растения и животные; он передвигается – ходит,  бегает,  прыгает, питается, дышит, как и всё живое, воздухом, чувствует (слышит, видит, ощущает запах, боль, голод, окружающую температуру, радость, грусть и  многое другое); выделяет ненужные организму вещества (пот, соль, слизь). Для того чтобы жить человек должен иметь органы и часть тела целыми и нормально работающими.         Воспитатель предлагает детям назвать основные части тела человека:   (голова, шея, туловище, руки, ноги);  показать органы движения человека:  кости, мышцы, суставы;  назвать орган зрения (глаза); орган обоняния (нос); орган вкуса (язык). Объясняет, что кожа – орган выделения, защиты, чувствительности. Воспитатель показывает на модели местонахождение частей тела и  органов человека, рассказывает об их назначении.

        Человек, в отличие от растений и животных, – существо разумное: он думает, говорит и действует осознанно (показ модели «мозга»).         Человек, так же, как растения и животные, нуждается в определённых  условиях среды: он не может жить без воздуха, воды, пищи, почвы и прочие. Воспитатель предлагает найти сходства и отличия у растений и  животных, у растений и человека, у животных и человека. Делает вывод, что человек, существо разумное, гуманное. Он бережно и заботливо относится к другим людям, растениям, животным; проявляя заботу, милосердие, он сам становится лучше. А если он не бережёт живые существа,  жесток с ними, то и сам постепенно становится злым, грубым, неприятным.SDC11500.JPG

         На планете живёт много людей. Каждый из них – человек. Ты человек, я  человек, он человек – все мы люди. Чем отличаются люди друг от друга?  (есть мальчики и девочки, женщины и мужчины). Воспитатель предлагает  посчитать, сколько в группе мальчиков, сколько девочек. А чем ещё люди  непохожи? (разный рост, цвет глаз, волос). Предлагает найти себе пару по росту,  цвету глаз, волос и т. д.  (дети с помощью картинок составляют свои  портреты, рассказывают о себе по картинкам).

Конкурс умников:                                    

1. «Голова научит – руки сделают». «Чем больше науки, тем умнее руки».

Задания командам:  Напечатать своё имя (разрезная азбука). Реши ребус:  «Как меня зовут».  «Знаешь ли ты свой знак зодиака?»

2. Предложить детям поиграть с бумажным квадратиком. Опыт (храп  человека). Когда человек вдыхает, воздух проникает внутрь через узенький  проход и заставляет горло вибрировать. Это вибрирующий звук и называется  храпом

Проект «Мой любимый Нижнекамск».

Тип проекта – краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители детей старшей группы, воспитатели МБДОУ №15.

Срок проекта: 3 месяца (январь-март).

Методы, используемые в проекте:

Практичесᴋᴎе:

1. Экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка.

2. Дидактичесᴋᴎе  игры.

Словесные:

1. Беседы.

2. Заучивание стихотворений.

3. Рассĸазывание

4.Развлечения.

Наглядные:

1. Организация выставок.

2. Сбор фотoᴍатериалов.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Просмотр  видео материалов.

Наш проект включал 3 этапа:

1 этап – целеполагание. В рамках даʜʜого этапа были сформулированы цели, задачи, ожидаемый результат проекта.

Цель проекта: формирование патриотичесᴋᴎх чувств у дошкольников в процеᴄcе ознакoᴍления с прошлым и настоящим родного города.

Задачи:

1) Дать детям, доступные детᴄᴋοму восприятию, сведения об истории зарождения города.

2) Расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его историчесᴋᴎх памятниках.

3) Воспитывать любовь к роднoᴍу городу.

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города; символику города, его достопримечательности.

У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.

2 этап – разработка проекта.

Для осуществления проекта планировалось проведение следующих мероприятий:

• Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старый и новый город».

• Просмотр слайдов и видеoᴍатериалов.

• Беседа «Предприятия города».

• Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

• Составление творчесᴋᴎх рассĸазов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Город, в которoᴍ я живу».

• Экскурсия в школу № 8 (библиотека).

• Цикл занятий («История возникновения родного города», «Памятные места Нижнекамсĸа», «Наш любимый город»).

• Прослушивание и заучивание стихотворений о Нижнекамске.

• Музыкальное развлечение «Мой любимый город».

• Совместная и самостоятельная деятельность (изобразительная деятельность «Мой город», «Достопримечательности города» конструирование «Наш город», «Наш любимый детсᴋᴎй сад»).

• Игровая деятельность (сюжетно-ролевые: «Больница», «Магазин», «Экскурсия по городу» дидактичесᴋᴎе игры: «Рассĸажи про свой город», «Собери герб и рассĸажи о нем», «Предприятия города», «Достопримечательности города»).

3 этап – выполнение проекта.

В ходе реализации проекта поэтапно выполнялись все пункты плана.

4 этап — презентация.

Игра «Путешествие по реке времени».

Перспектива: изучение культурного наследия, флоры и фауны Нижнекамсĸа.

Результатoᴍ нашего проекта является совместная деятельность с детьми, конспект которой представлен в приложении 1.

В рамках проекта была проведена работа  с педагогами.

Задачи даʜʜого направления работы:

1. Использовать кoᴍплекс средств (ближайшее окружение, изобразительная деятельность, музыка, рукᴏтворный мир народов) в целях формирования личностного отношения к роднoᴍу городу, к совремеʜной действительности.

2. Привлекать воспитателей к проведению краеведчеᴄᴋοй работы, изучению состояния окружающей среды.

3. Стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края.

4. Выявить инновационʜые формы и методы по патриотичеᴄᴋοму воспитанию дошкольников.

Мероприятия для решения поставлеʜных задач.

Педсовет «Особеʜности патриотичеᴄᴋοго воспитания дошкольников на совремеʜнoᴍ этапе».

Консультации: «Возрождение руссᴋᴎх национальных традиций», «Богатства своего края, животные, птицы, рыбы» «Растительный мир моего края» «Символика Роᴄᴄии, моего края и ее историчесᴋᴎе корни». «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма», «Нормативно-правовые документы по гражданᴄᴋο-патриотичеᴄᴋοму воспитанию граждан РФ».

Таким образoᴍ, проект был реализован полностью, дети с удовольствием принимали в нем активное участие. Им интересно было узнавать много нового о своем роднoᴍ городе. Также и педагоги с интересoᴍ  прослушали подготовлеʜные материалы по гражданᴄᴋο-патриотичеᴄᴋοму воспитанию дошкольников. Эффективность проекта покажут результаты диагностики контрольного этапа.

«Лекарственные растения –

средства оздоровления организма человека»

Конспект экологического занятия

Цель:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений:

 одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана,  ромашка; засушенные растения; отвары трав,  картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Содержание.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки,  отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.     (Одуванчик).

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красной одёжке.    (Ромашка).

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (Подорожник).

Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Посмотрите на это растение (картинки или засушенные растения). Его можно  встретить на лугах, и лесных опушках, и называется оно – тысячелистник.  Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. Тысячелистник–лекарственное растение. Его используют для остановки  кровотечения, для улучшения аппетита. Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно  называется? Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль дорог. Листья  его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если  разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного  поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране. О каком растении говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но  почему же всё-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок – как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовя т щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо  останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волоски. Все эти лекарственные растения произрастают во многих районах нашего края.

Есть много трав полезных,

На земле страны родной,

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, ландыш, зверобой.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей».

Дождик, лей веселей!

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей.

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их  сушить? Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду. Воспитатель предлагает поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

1. У нашего Мишки болит горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки.

2. А у нашей Лисички простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца.

3. У обезьянки нет сил. – Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары их лекарственных трав, и нашим зверькам  станет намного легче. Детей воспитатель угощает витаминным чаем.

Развлечение для старших и подготовительных групп  

«Слет юных туристов»

Цели и задачи:

— воспитание разумного и доброжелательного отношения к окружающему миру;

 — соблюдение правил и законов туристов;

 — совершенствование движений в естественных природных условиях, обогащение двигательного опыта детей;

 — воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

В слете принимают участие команды старшей и подготовительной группы.

Программа слета

1. Туристский маршрут по тропе природы.

2. Туристская полоса препятствий.

3. Конкурсная программа.

Подведение итогов слета

Итоги подводятся отдельно по каждому виду соревнований. Победители награждаются грамотами и призами.

1. Туристский маршрут по тропе природы — путешествие по станциям, расположенным в парке, с выполнением заданий.

-На станции «Доктор Айболит» дети учатся распознавать лекарственные растения, отгадывают загадки об их свойствах, узнают об оказании первой медицинской помощи; участвуют в практическом задании по оказанию первой помощи при тепловом и солнечном ударе.

-На станции «Туристята» требуется правильно поставить палатку (вместе с руководителем), сложить из поленьев костер (тип костра указывает судья этапа), установить на костре таганок и котелок; проявить осведомленность в знании традиций и законов юных туристов.

-На станции «Деревья — лесные обитатели» нужно определить и назвать растения на определенной территории (площадка 5x5 м); отгадать загадки о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, нарисовать отгадки.

-На станции «Следопыт» проводится игра «Найди клад». В игре требуется проявить умение ориентироваться по указателям и отвечать на вопросы о природе и ее обитателях.

На станции «Ориентирование» проводится игра с использованием компаса и нахождением сторон горизонта. Для участия в игре требуется знать условные знаки на топографических картах, отгадывать загадки.

-На станции «Краеведение» проводится викторина о городе.

  2. Туристская полоса препятствий — прохождение туристских этапов на время. Возможные этапы: кочки, бревно, бабочка, мышеловка, маятник, паутина.

  3. Конкурсная программа

а) Представление команд (команды должны рассказать о себе, подготовить эмблемы, девиз, исполнить песню).

б) Конкурс плакатов на тему «Мой любимый город» (плакаты готовятся заранее и представляются жюри в начале слета).

Туристская полоса препятствий

В поход по экологической тропинке.

(ознакомление детей с окружающим миром)

Цель похода. Расширить и закрепить у дошкольников знания о природе, научить их определять маршрут по плану-схеме, развивать наблюдательность и логическое мышление; показать ребятам осенние изменения в природе (листья на деревьях начинают желтеть и опадать; земля покрыта листьями, как разноцветным ковром); формировать навыки осознанного выполнения правил поведения в парке (как выбирать место для игр, определять характер игры, учитывая, что это место отдыха взрослых и детей, дом для растений и животных); вызвать у детей радость от общения с природой.

Оборудование и материалы. План-схема для каждой команды с нанесенным маршрутом и отмеченными точками, где Боровичок оставил вопросы и задания для команд. (Конверты с вопросами и заданиями готовит воспитатель, атрибуты для подвижных игр и эстафет — инструктор по физкультуре.) Рюкзачки, термосы или бутылочки с водой, пластмассовые стаканчики. Перед походом в лесопарк капитаны команд и взрослые, сопровождающие детей, получают схемы-маршруты. Обозначается также место встречи команд. (По завершении похода собравшиеся здесь ребята расскажут об итогах выполнения различных заданий, педагог-эколог проведет конкурс, а инструктор по физкультуре — подвижные игры и эстафеты.)

Вопросы  и задания для  команд:

Расскажите, где вы переходили дорогу и как узнали, когда можно идти, а когда нужно остановиться?

Отгадайте загадку: Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая.

Посмотрите внимательно вокруг: нужна ли природе помощь людей? (Команда, которая заметила больше «сигналов бедствия», получает 5 очков. Команды дают ответы по очереди.)

Мусор не только портит вид ландшафта, он еще и опасен для людей и животных. Подумайте: почему? (3 очка за правильный ответ.)

Найдите природоохранный знак и объясните, что он означает. (В конверте есть задание: «Отыщите природоохранный знак, который находится...». Далее указывается, где

 именно его нужно искать. Например: «Встаньте спиной к дереву на том же месте, где лежал конверт, отсчитайте 10 шагов, поверните налево и отсчитайте еще три шага. Под кустом калины лежит конверт с природоохранным знаком».) (За выполнение задания — 3 очка.)

 Определите название растения по описанию. Например: Это раскидистое дерево с легкой, мягкой древесиной часто растет у воды. Листочки у него узкие и длинные. Ранней весной, когда дерево зацветает, на его ветках появляются пушистые почки — сперва серебристые, а потом золотистые. Из гибких ветвей этого растения люди издавна плетут корзины для грибов, ягод и фруктов. (За правильный ответ дается 2 очка.)

 Вспомните перелетных птиц. (За каждую названную птицу команда получает 1 очко.)

Игра «Кто быстрее соберет шарики»

 Для участия в игре каждая команда выделяет одного или двух человек. Педагог разбрасывает на ограниченном пространстве 25 шариков (можно взять футляры от «киндер сюрприза»). Игроки собирают шарики за определенное время. Нашедший большее количество предметов приносит команде 3 очка.

Игра «Забрось шарики в корзину»

 Каждый из двух участников игры (по одному от команды) получает 5 шариков. Задание: с определенного расстояния забросить шарики в корзину. За каждое меткое попадание команде присваивается 1 очко.

Игра «Отгадай животное»

 Одна команда загадывает какое-нибудь животное, вторая выделяет своего представителя для выполнения задания. Члены первой команды отводят этого игрока в сторону и потихоньку, чтобы не слышала его команда, рассказывают о задуманном. После этого ребенок встает перед своей командой так, чтобы его все хорошо видели, и, не произнося ни слова, жестами изображает животное. Требуется его угадать и назвать. Затем команды меняются ролями. В случае правильного ответа к счету команды прибавляется 3 очка.

Игра «Волки идут по следу»

 Из каждой команды выбираются «заяц» (его роль может выполнять и ведущий) и два «волка». Зайцу дают пять ленточек разного цвета и игрушечного зайчика. Волки отворачиваются, а заяц, убегая, оставляет следы-ленточки, разбрасывая или развешивая их на кустах на большом расстоянии друг от друга. Заяц бегает в разных направлениях, запутывая след, а потом прячет игрушечного зайца в укромном месте, например в траве под деревом. Ведущий по порядку называет охотникам цвета ленточек и говорит: «Пошли». Побеждает тот, кто, запомнив цвета по порядку, соберет больше ленточек и найдет игрушку-зайца. (Победителю — 2 очка).

Игра «Ладошки»

 Двое детей становятся в центр нарисованного на земле круга. Стоять надо на одной ноге. Упираясь ладошками, участники игры пытаются вытолкнуть друг друга из круга. Проигрывает тот, кто первым выйдет из круга или встанет на обе ноги. Выигравшая команда получает 2 очка.

Игра «Чья команда сделает круг»

 На определенном расстоянии один от другого рисуют два одинаковых круга, перед которыми выстраиваются участники. По сигналу ведущего по одному игроку из каждой команды начинают бег по своему кругу. Как только первый игрок возвращается на исходную позицию, выбегает следующий, и т. д. Игра заканчивается, когда все участники сделают круг. Побеждает команда, первой выполнившая задание. За это она получает 2 очка.   

        

Сценарий спектакля  «Еда для растений»

Действующие лица: Мальчик, Мама, Кленовый лист, Хлорофилл (зеленый шарик).

Материал: серый шарик с надписью «Углекислый газ», капля воды из синей бумаги, Солнце.

Мальчик: Мама, после тренировки я голоден как волк. Что у нас сегодня на обед? 

Мама: На первое суп, а на второе - котлеты с картофельным пюре.

Мальчик: Опять картошка? Ведь вчера на ужин была картошка!

Мама: Вчера была жареная картошка, а сегодня - вареная.

Мальчик: Жареная или вареная - картошка есть картошка. Она мне уже так надоела!

Мама: Знаешь что, перестань капризничать и иди мыть руки.

Мальчик: Мама, а что будет, если я совсем перестану есть? Ну, объявлю голодовку?

Мама: Дорогой мой, ты не можешь ничего не есть - все живые существа нуждаются в энергии.

Мальчик: Мне кажется, что сейчас, после двух часов футбола на поляне, я не совсем живое существо. Если бы ты видела, как я стоял на воротах!

Мама: Где это ты на поляне нашел ворота?

Мальчик: Да это два больших дуба. Вот уж их-то никто не заставляет есть картошку. Деревьям и другим растениям, наверное, вообще не нужна еда.

Мама: Ошибаешься, дорогой. Ты забыл, что растения - живые. Им обязательно нужна еда, только не такая, как наша. Ну, я пошла на кухню разогревать обед. (Уходит.)

Мальчик: Что же это за необыкновенная еда? Ой, кто это там стукнул в окно?

Кленовый лист: Это я, кленовый лист! Привет!

Мальчик: Привет, листик! У меня к тебе куча вопросов. Как ты поживаешь?

Кленовый лист: Прекрасно! Наслаждаюсь солнышком. Хотя немного жаль, что нет мелкого дождичка. Стало очень сухо, а мне влага необходима так же, как и солнечный свет.

Мальчик: А зачем они тебе?

Кленовый лист: Как зачем? Чтобы питаться, то есть, чтобы приготовить себе еду.

Мальчик: Как раз об этом я и хотел тебя спросить! Вода и солнечный свет - и это все, что тебе нужно для приготовления еды?

Кленовый лист: Не совсем. Еще я не могу обойтись без воздуха и хлорофилла, который есть во мне.

Мальчик: Что в тебе есть?

Кленовый лист: Хлорофилл. Это самая важная часть зеленых растений. Хлорофилл не только окрашивает нас в зеленый цвет, но и помогает приготовить еду.

Мальчик: Все так сложно и непонятно…

Кленовый лист: Это только так кажется. На самом деле все очень просто! Хлорофилл, ты готов?

Хлорофилл:

 Я - Хлорофильчик, Хлорофилл!

 Еду я листикам сварил:

 Налил я воду - это раз,

 Потом взял углекислый раз,

 Смешал я с солнышком все это -

 Нельзя без солнечного света -

 И получилась - да, да, да! -

 Великолепная еда!

 Растенье сыто и здорово -

 И с вами вместе петь готово!

Мальчик: Замечательно! Это действительно просто! И я запомню это трудное слово - ХЛОРОФИЛЛ.

Хлорофилл: Я могу еще много раз пропеть! Присоединяйтесь! (Еще раз поет.)

Кленовый лист: Хлорофилл, тебе пора вернуться в меня. Спасибо за представление.

Мальчик: Теперь я знаю, кто готовит еду растениям. И я понял еще кое-что.

Кленовый лист:  И что же ты понял?

Мальчик: У меня нет хлорофилла, значит я никогда не смогу приготовить себе еду так, как это делают растения. Пойду-ка я лучше поем картошечки.

Консультация для родителей

Тема: «О чем говорят растения»

Отзвенели капели, отбурлили весенние ручьи, и открылась взору мокрая, черная земля. Вот тут-то и нужно начинать к ней приглядываться: что-то скажут нам просыпающиеся растения? Наверняка растет за оградой вашего дома или вдоль дорожки, ведущей к нему, крошечное золото «солнышко» - цветок мать-и-мачехи. Он и будет нашим «поводырем» потому что это «барометр, предсказывающий погоду».

Обратите внимание детей на этот цветок – широко раскрытый (лепестки как бы «таращатся» во все стороны), он говорит о том, что день будет сухим и ясным. На следующее утро цветки мать-и-мачехи могут выглядеть вялыми, взъерошенными, словно уже отцвели. Посмотрите вместе с детьми на небо – оно окажется, серым, затянутым облаками. Это мать-и-мачеха «говорит» нам о том, что вечером или ночью облака прольются дождем.

Так же ведет себя и всем знакомый одуванчик: вот только сияли золотые цветки в зеленой траве и вдруг все сникли, словно кто-то взял и смял их. Одуванчики уловили перемену погоды, почувствовали скорый дождь и сжали лепестки, пряча от влаги пыльцу. Намокнет он и не полетит по ветру, не опустится  с цветка на цветок. Мокрую пыльцу не сумеет перенести и пчела. Неопыленный цветок не дает семян. А когда семена уже завязались, обзавелись своей летучкой-парашютиком, растение еще больше следит за погодой.

В солнечный день все спелые одуванчики качаются на лугу легкими пушистыми шариками. Каждый парашютик ждет хорошего ветра, чтобы оторваться от материнского растения и улететь в новые края.

Но бывает и так: прямо на ваших глазах затягивает небо серая пелена плотных облаков, поднимается ветерок… Вспомните: качались ли поутру на лужайке пушистые шары одуванчиков? Нет, не качались. Хоть и светило еще вовсю солнышко, вместо шаров стояли грустно сжатые «зонтики». Одуванчик ведь знает: мокрые парашютики плохо летают, вои и спрятал их до хорошей поры.

Если у вас на участке растет папоротник-орляк, дети непременно обратят на него внимание. Цветок так и притягивает взор – этакий зеленый фонтан из ажурных больших листьев, широко раскинутых в стороны. Папоротник не просто так красуется перед нами, он «рассказывает», что ожидать в ближайшее время. Вольно раскинутые листья, касающиеся концами земли, говорят о приближении дождя. Он еще не капает, но уже близко, потому что воздух наполнен влагой. В сухую же погоду листья поднимаются над землей, и их кончики слегка подкручены, как бы поджаты.

В начале лета расцветает фиалка душистая. Растение маленькое, в траве не всегда заметишь его, но, увидев, не забудешь: над плотными темно-зелеными листьями чуть покачиваются довольно крупные (при таком малом росте) цветки в пять лепестков. Если погода хорошая, они сияют нежным фиолетовым цветом. Нахмурилось небо, упали первые капли дождя, и цветок спешно свернет лепестки, оберегая пыльцу от влаги.

На солнечной полянке можно увидеть полевой вьюнок. Его длинные ползучие стебли или «разбежались» по траве, или обвили попавшийся на пути куст и упорно ползут вверх, поднимая цветки все выше и выше к солнцу. Сияет оно, и граммофончик цветка раскрыт полностью. Затянуло небо тучи, и сросшиеся лепестки вьюнка упали на середину цветка, на тычинки с пестиком.

Очень интересно наблюдать за кислицей. Особенно там, где она густым ковром устилает землю. В зеленом полумраке старого ельника в тихий солнечный день белые цветы ее даже слегка светятся. Но стоит упасть первой капле дождя, как кислица тотчас скрутит и опустит вниз к земле цветки, сложит, словно бабочка крылья, трехлопастные листочки. И весь «ковер» как бы ощетинится навстречу дождю – одни ребра да стебли. Можно устроить для детей развлечение – стукнуть слегка по зеленому листу прутиком, растение не уловит подвоха и тотчас скрутит цветки и листья: а вдруг это капля дождя…

Если позволяет размер участка, непременно посадите и другие растения – «предсказатели» погоды.

Очень красива лиана – жимолость каприфоль. Если ее цветки издают особенно сильный аромат, можно быть уверенным: через 15-20 часов, т.е. на следующий день, пойдет дождь.

Клен начинает «плакать» даже за трое суток до дождя. Его «слезки» -  избыточная влага в древесине. Она выделяется каплями из трещин на коре или из ранки обломавшейся ветки и медленно стекает по стволу.

Вы и сами можете сделать забавный барометр, за которым дети будут наблюдать с удовольствием. Найдите в лесу еловую ветку, напоминающую рогатику. Один конец должен быть длиннее. Короткий конец прибейте или привяжите к столбу веранды так, чтобы на стене можно было делать метки. В сухую солнечную погоду подставьте черточку против конца длинной ветки. К дождю ее положение непременно изменится: ветка длиной в 30 см. перед дождем способна отклониться от метки, которую вы поставили при хорошей погоде, на 10 -11 см.!

Но растения не только предсказывают погоду, они еще могут указать и время: ведь многие открывают и закрывают свои цветки каждый день в один и тот же час, конечно, в сухую солнечную погоду. В дождь цветки таких растений чаще всего не раскрываются вовсе.

Большинство растений просыпаются очень рано, вместе с солнцем.  Чем выше оно поднимается по небосводу, тем больше навстречу ему раскрывается цветков. Медленно солнце начинает клониться к закату, и так же вслед за ним медленно закрываются цветок за цветком. Но как показать это явление в детском саду? ведь всем известный шиповник раскрывается в 5 часов, а одуванчик – от 6 до 7. В это время не пойдешь на прогулку. Правда, можно показать, когда эти растения закрываются.

Но интереснее сделать цветочные часы из растений, которые будут просыпаться к 8 часам, когда ребята приходят в детский сад. Несколько примеров. В мае в это время расцветает горечавка бесстебельная (очень красивое растение с венчиком глубокого колодца ярко-синего цвета). В апреле

Примечание.  Если захотите посадить мать-и-мачеху на своем участке, то сажайте ее в контейнер – она сильно разрастается. Корни этого растения дают мощные побеги даже на метровой глубине.

У мать-и-мачехи собирают и сушат цветки. Заваренные в чай, они хорошо смягчают горло при кашле. Таким чаем промывают раны. Свежие листья в виде компресса снимают боли в суставах.

В мае начинает цвести василек посевной. Мы знаем его как сорняк на полях пшеницы  ржи. Для лечебных целей используют краевые лепестки цветков. Детям можно рассказать о том, что отваром из этих сушеных цветков промывают глаза. О других свойствах препаратов из василька им пока объяснить сложно. В июне-июле цветет тимьян ползучий, он же чабрец, он же  борогодская трава. Очень подходит и для альпийской горки (постом мал, но растет густой куртинкой, красивые мелкие цветки необычайно ароматны), и для аптечного огорода (хорошее отхаркивающее и болеутоляющее средство).

Около забора в аптечном огороде можно посадить алтей лекарственный -  ближайшего родственника садовой мальвы. Растет многолетник кустом, цветет крупными розовыми цветками почти все лето, с июня до сентября. Его используют при заболеваниях верхних дыхательных путей.

Лекарственных растений на земле очень много. Так же, как и растений – «предсказателей» погоды, времени. Можно устроить познавательный уголок в каждом детском саду. И если не позволяют размеры участка, посадить всего по несколько растений.

Главное – пробудить у детей интерес и уважение к окружающей природе!

                                           

       

              Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

ФИО    _________________________________________________________________________________

Возрастная группа     _____________________________________________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _______________________________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей? _______________________________________________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?

_______________________________________________________________________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ   много   внимания   уделяется экологическому воспитанию?

_______________________________________________________________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц?

_______________________________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?

_______________________________________________________________________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?

_______________________________________________________________________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

_______________________________________________________________________________________

Нужно ли это делать?

_______________________________________________________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...)

_______________________________________________________________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?

_______________________________________________________________________________________

10. Ваши предложения, пожелания.

_______________________________________________________________________________________

Диагностика

Задание

Определение уровня знаний характерных особенностей представителей мира животных. Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: 

Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: 

Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки птиц и животных.

Вопросы:

1. Как называется животное (птица, насекомое)?

2. Что ты можешь рассказать о нем?

3. Твое отношение к ним?

Протокол обследования знаний:

Фамилия и имя ребенка

Уровень развития

Высокий, средний, ниже среднего

                                   

Оценка результатов деятельности:

< Высокий уровень (3 балла). Ребенок без особого по видам; аргументируя свой выбор. Соотносит представления фауны со средой обитания. Знает характерные признаки. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

= Средний уровень (2 балла).  Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении; не всегда аргументирует свой выбор. В основном соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

- Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.

                                Экологические игры                             

Игра «Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».

Игра «Пищевая цепочка»

Перед началом игры распределите между детьми следующие роли: Солнце (1 человек); Трава (6 человек); Мышки (3 человека); Лиса (1 человек).

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве - по 2 печенья каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает - эта часть полученной от солнца «энергии» расходуется на поддержание жизненных процессов растения, а второе - передает Мышкам. Таким образом, каждая Мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) - отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» Лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет съесть Лису.

Игра «Найди своего детеныша»

Для этой игры вам потребуются контейнеры для распознавания запахов – коробочки от фотопленки или киндер-сюрпризов, содержащие кусочки ваты, смоченные различными ароматическими веществами (духами, маслами, эссенциями и т.д.)

 Разделите класс на две команды. Объясните, что дети одной команды будут животными-мамами, а дети другой - их детенышами. Расскажите детям, что каждый вид живых существ имеет свой особый запах, отличающийся от запаха всех других животных. Скажите также, что каждая мама инстинктивно знает запах своего чада.

Предложите «мамам» встать в одном углу комнаты, а «детенышам» - в другом. Дайте каждой «маме» контейнер и попросите запомнить его запах. Затем соберите контейнеры, перемешайте их и раздайте «детенышам». Объясните, что теперь каждая «мама» должна попытаться по запаху найти своего «детеныша. После того как все «мамы» найдут своих «детенышей», проверьте номера контейнеров, чтобы убедиться в правильности выбора. Затем предложите командам поменяться ролями и повторить игру.

«Отгадай, чьи следы»

Цель: развитие памяти, наблюдательности.

Ход игры. Игру удобно проводить во влажную сырую погоду, или где-то на сырой земле, когда видны отпечатки обуви.

Каждый из участников делает по одному отпечатку своей обуви. Внимательно изучаются все отпечатки. Затем они затираются. Один из участников закрывает глаза или уходит в сторону. Кто-то из участников оставляет отпечаток своей обуви. Открыв глаза, игрок должен отгадать, чей след на земле.

                    Тематические прогулки

           Каждая мама хотя бы раз в неделю выходит на улицу со своим малышом,  а если ребенок не ходит в детский сад, то прогулки – ежедневная  родительская обязанность. Как сделать их познавательными и  интересными? Очень просто: нужно всего лишь придумать тему для  вашей прогулки. В этой статье я предлагаю несколько вариантов бесед,  которыми вы сможете воспользоваться.

            ТРАНСПОРТ.

         Выйдя на улицу, обратите внимание ребенка на транспорт, который вас  окружает.

 Какой он бывает? (автобус, трамвай, троллейбус, такси, грузовик...)

 Какого цвета? Каких марок?

 Зачем нужны автомобили? (чтобы перевозить людей и грузы)

 А куда можно доехать на машине (автобусе, трамвае). (к бабушке,

 в цирк, в    кино, в парк, на работу...)

 Какой транспорт еще бывает? (метро, самолет, поезд)

 Кто водит машины? (водитель, шофер)

 Рассмотрите внимательно автомобиль, какие у него составляющие части?

 (крыша, двери, колеса, капот, багажник, лобовое стекло, руль, сиденье).

 О ЧИСТОТЕ и МУСОРЕ.

 Проходя по улице, обратите внимание ребенка чисто ли там, валяется ли  мусор. Объясните, что мусорить нельзя, все, что не нужно человеку  (обертки от конфет и мороженого, баночки от сока и пр.) надо  выбрасывать в              урну,     мусорный бак Если урны поблизости нет,  то мусор можно положить в пакетик и выбросить его дома в мусорное  ведро.  Кто следит за чистотой улиц? (дворник).  Как убирают улицы? (дворники подметают мусор, поливочные машины  моют дороги и тротуары, уборочные машины вывозят мусор на свалку,

 где его  сжигают).

 ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ В ГОРОДЕ.

 Прогуливаясь по улице, посмотрите, какие животные и птицы вам  встретились. (собака, кошка).

 Какого они цвета, размера?

 Как они разговаривают? (собака - лает, кошка - мяукает).

 Что они любят кушать?

 Как называют их детенышей? (у собаки - щенок, у кошки - котенок).

 Расскажите, что собаки и кошки бывают домашними и бездомными.

 Вспомните какие-нибудь стихи про кошек и собак.

Например, такие:   «Кискино горе»     (Борис Заходер)

          Плачет Киска в коридоре.

 У неё

 Большое горе:

 Злые люди

 Бедной Киске

 Не дают

 Украсть

 Сосиски!

 Каких птиц вы увидели?

 Какого они цвета, размера?

 Какие звуки они произносят? (голуби - воркуют, воробьи - чирикают,

 вороны - каркают...)

 Чем они питаются?

 Где живут?

ЛОГИЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ

ЗАДАНИЕ №1                                ЗАДАНИЕ №2

               

ЗАДАНИЕ №3                                        ЗАДАНИЕ №4

                         

ЗАГАДКИ

 О ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЯХ      (Отгадки написаны задом наперед)

Он похож на белый мех,

Он искрится, словно смех!

Он летит с небес неспешно...

Пахнет свежестью он вешней,

Хоть является сама

Матерью ему зима!

Выпав, радует он всех!

Кто же это? ...

                                  (генс йывреп)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла...

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно...

                                   (дапотсил)

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро теплом согрето,

Всех зовет купаться ...

                                       (отел)

Рыхлый снег на солнце тает,                              

Ветерок в ветвях играет,                                              

Звонче птичьи голоса  

Значит, к нам пришла ...

                                        (ансев)

Кроссворды

                       

По горизонтали

 1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?

 2. С горы - коняшка, в гору - деревяшка.Что это?

 3. Что зимой короче: день или ночь?

 4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?

 Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы прочтете ответ на загадку:

Бел как мел,

С неба прилетел.

Зиму пролежал,

В землю убежал.

Ответы:

                                                   

По горизонтали

 1. В новой стенке, в круглом окне, днем стекло разбито, а за ночь вставлено.

 2. Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.

 3. В огне не горит и в воде не тонет.

 4. Году начало, зиме середина.

 5. Зиме начало, году конец.

 6. Покружилась звездочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке.

 7. Что можно вылепить из снега без большого труда?

 Отгадав кроссворд, в выделенных клеточках вы прочтете, что любят получать в праздники не только дети, но и взрослые (да и не только в праздники).

                         Ответы:

                                Ребусы

1. Здесь спряталась ягодка. Сможешь догадаться, какая?

                          ( смородина).

2. Здесь спряталась перелетная птичка.Сможешь догадаться, какая?

                               ( скворец).

3. Сможешь решить эти ребусы?

              ( подвал, рукав, подарок).4.

  

                                                                        ( гроза, телескоп, семья).

5. Здесь зашифрован отрывок из одной популярной детской песенки. Сможешь догадаться?

           

                                                                       ( пусть всегда будет солнце)

Истории далекого леса

(творческая работа с детьми старшей группы)

         Творческая работа с дошкольниками включает в себя истории про обитателей леса и поделки в технике квиллинг (бумагокручение). Техника квиллинг развивает моторику рук и поддерживает их "послушность".

Белка Попрыгуша

В одном далеком-далеком лесу жила-была белочка. Ее звали Попрыгуша. Она была очень веселая и шустрая. Целыми днями она скакала с ветки на ветку и пела песенку:

 Я – белка Попрыгуша,

 Я добрая душа,

 Люблю орешки кушать,

 Скорлупками шурша...

         Попрыгуша жила на высоком дереве в дупле. Там было уютно, тепло и хранилось много запасов. Белка прятала к себе в дупло разные орешки, грибы, ягоды, семена растений. Ими она питается зимой.

 Одним теплым осенним утром Попрыгуша весело прыгала с ветки на ветку и вдруг увидела на земле огромный–преогромный орех.

 «Ах! Какой он большой! И, наверное, очень вкусный, – подумала белочка. – Но как же его поднять к себе в дупло? Ведь он такой тяжелый!»

Попрыгуша спустилась к ореху и попробовала взять его в лапки, но как ни старалась, ничего у нее не получилось. И тогда Попрыгуша придумала вот что! Она лапками выкопала в земле ямку и затолкнула туда орешек. Потом закопала ямку землей, накидала сверху много сухой травы и веточек. Вот так она спрятала свою находку в тайную кладовку. Теперь зимой Попрыгуше будет, чем полакомиться!

Вопросы по тексту.

Где живет белка?

Что она прячет к себе в дупло?

Как белка спрятала орех?

Какие еще животные делают на зиму запасы?

Инструкция к поделке.

Материалы: ножницы, клей, гофрированный картон оранжевого и красного цветов, цветная бумага.

 1. Оранжевый картон нарезать на полоски шириной 1 см.

 2. Скрутить 2 круга из полосок (один побольше - голова, другой поменьше - туловище). Склеить их между собой.

 3. Скрутить овал и придать ему форму хвоста, прижав пальцами. Приклеить к туловищу.

 4. Из красного картона скрутить маленький овал – носик, треугольник - ушки. Приклеить.

 5. Закрутить полоску красного картона и распустить, оставив в скрученном виде, – это лапы. Приклеить.

 6. Из цветной бумаги вырезать глаза и ротик. Приклеить.

                                 

Бабочка Люси

         Одним солнечным утром белка Попрыгуша собирала орешки и складывала их в дупло. Вдруг, откуда ни возьмись, рядом с ее дуплом на веточку села бабочка.

 – Ой! – удивилась Попрыгуша. – Кто ты?

 – Я бабочка, меня зовут Люси, – грустным тоненьким голоском проговорила она.

 – А мое имя – Попрыгуша. Приятно познакомиться! Но отчего же ты грустишь?

 – Мне очень одиноко, – ответила бабочка, – все мои родственники живут далеко, и от этого мне грустно.

 – Но как же так получилось, что ты осталась одна? Неужели у тебя рядом нет братика или сестренки? – удивилась Попрыгуша.– Нет. Мы, бабочки, сначала живем гусеницами, потом окружаем себя оболочкой - коконом. Проходит много недель и даже месяцев, прежде чем из кокона появляется настоящая бабочка. И вот я недавно появилась на свет, обсушила свои крылышки и узнала, что в этом лесу я осталась совершенно одна! Маленькая птичка рассказала, что все мои родные живут далеко, но я не смогу одна долететь до них...

         Люси жалобно вздохнула и опустила свои крылышки.

– Не расстраивайся, – ободряюще сказала Попрыгуша, – мы с тобой можем написать открытку, в которой попросим твоих родственников прилететь за тобой!

 – А кто же доставит им эту открытку? – задумалась Люси.

 – Мы попросим об этом ту маленькую птичку, которая рассказала тебе о родных!

 – Ах! – вскрикнула бабочка. – Какая замечательная идея! Спасибо, Попрыгуша! Я так тебе благодарна!

         И Люси с Попрыгушей приступили к делу: они смастерили красивую открытку, которую потом отослали родственникам бабочки. И вскоре те прилетели за ней и забрали с собой.

Вопросы по тексту.

Откуда появляются бабочки?

Почему грустила бабочка Люси?

Чем смогла ей помочь Попрыгуша?

Как ты считаешь, нужно ли помогать незнакомым людям в беде?

Инструкция к поделке.

Материалы: ножницы, клей, цветной картон, полоски разноцветного гофрированного картона шириной 0,5 см, цветная бумага.

 1. Выбираем цвет гофрированных полосок. Скручиваем из них 4 круга - это крылья.

 2. Скручиваем длинный овал – туловище бабочки.

 3. Лист цветного картона складываем пополам – это будет открытка.

 4. Приклеиваем на него бабочку, добавляем ей усики из тонких полосок картона.

 5. Из цветной бумаги вырезаем цветы, травку – фон открытки.

 Поделка готова! Она может стать прекрасным подарком на 8 марта или на день рождения для родственников или друзей ребенка.

Ежик Пых

         В далеком лесу обитали разные звери. Жил там и ежик Пых, который всего боялся. Он был таким трусишкой, что заслышав любой звук, прятался под куст, сворачивался клубочком и выставлял свои колючки. Поэтому у него совсем–совсем не было друзей.

         Жил Пых в гнезде, которое он сделал из мха, сухой травы и листьев. Гнездо находилось в кустах под деревом. На дереве жила белка Попрыгуша.

         И вот как-то вечером Попрыгуша весело скакала с ветки на ветку и увидела ежика.

– Привет, ежик! – прокричала белка.

 Пых испугался и тут же выставил колючки.

 – Да не бойся ты! Это же я, Попрыгуша! – не унималась белка.

 Ежик тихонько выглянул из–под колючек и посмотрел на белку.

 – Слушай, Пых! А что ты такой грустный и пугливый? Ты бы хоть поиграл с друзьями!

 – У меня нет друзей, – ответил Пых.

 – Как же так? – удивилась белка. – У всех должны быть друзья. С друзьями всегда веселей! С ними можно поиграть, поболтать, сходить на прогулку... А давай я стану твоим другом!

 – Давай, – настороженно произнес Пых.

 – Раз ты теперь мой друг, то я угощаю тебя сладкими сушеными ягодками! – с этими словами белка быстро вытащила из дупла несколько ягод и спрыгнула вниз к ежику.

 – Спасибо, Попрыгуша, – улыбнулся Ежик. Меня еще никто не угощал ягодками. Ты настоящий друг!

 Так белка и ежик стали друзьями.

Вопросы по тексту.

Где жил Пых?

Из чего сделано его гнездо?

Почему у Пыха не было друзей?

Чем угостила Пыха белка?

Как ты думаешь, для чего нужны друзья?

Инструкция к поделке.

Материалы: полоски синего гофрированного картона шириной 1 см, цветная бумага, клей, ножницы, зубочистки.

 1. Из полосок картона скатать овал (туловище).

 2. Поломать зубочистки пополам. Острым концом воткнуть зубочистки в овал. Получились колючки.

 3. Скатать круг, придать ему форму треугольника (голова).

 4. Вырезать из цветной бумаги глаза и рот, приклеить к голове.

 5. Склеить голову и туловище.

 Поделка готова!

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста».

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умени...

"Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

       Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить...

ИГРА - КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Необходимость воспитания экологической культуры. Понятие об игре, классификация игр. Игра как средство формирования личности дошкольника. Классификация детских игр....

Музыка как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

В данной статье представлен материал по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста по средствам музыки....

Консультация для педагогов "Игровая деятельность как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности.По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов) природа принадлежит к абсолютным ценностям высшего порядка,...