Конспект открытого занятия в старшей группе ОО "Познавательное развитие"
план-конспект занятия (старшая группа)

Методическая разработка конспект ООД в старшей группе ОО «Познавательное развитие»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_zan_v_st_gr_yanv_23_versiya_2.docx53.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 23 Колпинского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

конспект ООД в старшей группе

ОО «Познавательное развитие»

тема: «Чебурашка знакомится с Россией»

Автор:

воспитатель Корнеева Н.А.

Санкт-Петербург

2023

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: развитие познавательных интересов и способностей детей, воспитание патриотических чувств через углубление знаний об истории и культуре России.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомство с гербом, флагом и гимном России,

- закреплять знания детей о городах России, о столице нашей Родины - Москве

- закреплять знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

 

Развивающие:

- развивать внимание, речь,

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за Родину,

- воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере символа русского народного искусства, национальной игрушки – Матрешки.

- продолжать формировать культуру поведения и общения во время совместной деятельности.

Действующие лица: дети группы, воспитатель.

Материалы и оборудование:

- ноутбук,

- мультимедийный экран.

- коробка с апельсинами,

- игрушка Чебурашка,

- шариковая ручка,

- листок бумаги,

- цветная косынка на шею,

- бейдж,

- стол,

- бумажный аналог паспорта,

- вывеска МФЦ,

-  глобус,

- презентация для экрана с изображением городов России, столицы, Кремля, фотографий президента В.В. Путина, изображения герба, флага России,

- мелодия гимна России,

- вывеска «Пекарня»,

- фартук и колпак повара,

- каравай, сушки, баранки, пироги,

- солонка с солью,

- самовар,

- чашки,

- изображение на картоне Матрешки с неразукрашенным сарафаном,

- геометрические фигуры разного цвета на липучках,

- контейнеры для геометрических фигур,

- ножницы,

- влажные салфетки,

- салфетки в стаканчиках,

- скатерть,

- картинка с изображением паровозика,

- небольшие картинки с изображением белых матрешек,

- небольшие картинки с изображением разукрашенных матрешек,

- стенд для рефлексии.

Продолжительность занятия: 28 мин

Этапы НОД и их характеристика

Методы и формы, приемы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Время

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный

  • Эмоционально-психологический настрой, формирование начального интереса и познавательной мотивации.

  • Постановка проблемной ситуации

  • Постановка задачи        

  • Воспроизведение  

движений

Словесный

Словесный

Наглядный метод ознакомления, показ презентации.

Словесный

Словесный

Стимулирование поиска решения ответа на вопрос путем создания промежуточной проблемной ситуации

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций.

Воспитатель встречает детей.

В: здравствуйте, дети! Рада вас видеть! Давайте возьмемся за руки и встанем в круг.

В: Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, что бы день у нас был добрый и весёлый.

От ваших улыбок сразу стало теплее и светлее!  И у всех хорошее настроение!

Раздается стук в дверь. Некто вносит в группу ящик с надписью «Детский сад № 23». Воспитатель забирает ящик (коробку)  и предлагает детям его раскрыть, чтобы посмотреть ЧТО внутри. Воспитатель вынимает оттуда апельсины и среди них оказывается игрушка Чебурашка.

Воспитатель берет в руки Чебурашку и задает детям вопросы:
- Ребята, посмотрите, кто это?

- Откуда же он взялся в этой коробке?

В:

- Ааа, я поняла, повар попросила привезти на кухню детского сада апельсины для наших детей, а в коробку случайно попал Чебурашка.

Чебурашка-игрушка «превращается» в ребенка, одетого в костюм Чебурашки. Воспитатель обращается к Чебурашке:

- Ты же один раз уже приехал в ящике с апельсинами из Африки в Россию, мы читали про тебя сказку Эдуарда Успенского.

Чебурашка:

- Да, все верно. Но на днях я отправился за покупками в большой магазин О кей и потерялся в нем, испугался и снова забрался в коробку в апельсинами. И вот теперь я попал к вам в детский сад.

В:

- Нам нужно отправить тебя туда, где ты живешь. Давай напишем на листке твой адрес: Россия, город Санкт-Петербург, улица… На какой улице ты живешь?

Ч:

- Я не знаю. Я даже не знаю название города, в котором я живу. И что такое Россия?

В:

- Россия – это страна, в которой и ты, и мы живем, а Санкт-Петербург это…

Ч:

- Я очень расстроился, что совсем ничего не знаю…

В:

- Чебурашка, у каждого человека в нашей стране есть паспорт, в нем должен быть указан твой адрес и твое полное имя. Покажи нам свой паспорт и мы узнаем все, что нам нужно, чтобы помочь тебе.

Ч:

- Но у меня нет никакого паспорта

В:

- Ребята, что же делать? Как помочь Чебурашке?

Ч:

- А что это такое – паспорт?

Ребенок:

- Паспорт – это документ, который есть у каждого жителя России старше 14 лет. На нем изображен герб нашей страны, а в паспорте записано имя человека, дата его рождения и его адрес.

Ребенок:

- Для того, чтобы получить паспорт, нужно отправиться в многофункциональный центр.

В:

- Давайте отправимся в путь.

Ребята, какое сейчас время года?

В:

- Верно. У Чебурашки теплая шубка, а нам нужно надеть…

теплую одежду.

Воспитатель и дети с помощью пантомимы надевают валенки, теплые комбинезоны, куртки, шапки и варежки.

В:

- А теперь отправляемся в путь. До многофункционального центра недалеко, мы сможем добраться туда пешком.

Воспитатель и дети подходят к вывеске «МФЦ».

Стоит стол, за ним сидит ребенок – сотрудник центра.

Ребенок:

- здравствуйте, слушаю вас.

Воспитатель и дети:

- здравствуйте, Чебурашке необходимо получить паспорт.

Ребенок-сотрудник:

- скажите, пожалуйста, его имя, когда он родился и его адрес.

Дети:

- его зовут Чебурашка, его создал в 1966 году Эдуард Успенский, поэтому его фамилия тоже Успенский.

Ребенок-сотрудник «записывает» сведения в анкету и далее говорит:

- приходите, пожалуйста, вечером, паспорт будет готов.

В, дети:

- ребята, пока Чебурашке изготавливают паспорт, у нас есть время для того, чтобы рассказать ему о нашей стране.

Дорогой Чебурашка, мы живем в самой замечательной стране в мире, она называется Россия. Ей больше тысячи лет. Россия – самая большая страна в мире. Ребята, скажите, пожалуйста, что это такое? (воспитатель показывает глобус)

- Ребята, посмотрите, это наша планета Земля. Вот наша страна Россия, посмотрите, какая она большая, как много места занимает ее территория. Когда на одном конце России люди ложатся спать, то на другом конце страны просыпаются. Чтобы добраться из одного конца страны в другой на поезде, то нужно ехать целую неделю

Воспитатель читает стихотворение про страну, показывая на глобусе границы страны, север и юг.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От Севера до Юга:

Когда в одном краю весна,

В другом бушует вьюга!

Посмотрите, как много места Россия занимает на нашей Земле.

Ребенок:

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Речка, небо голубое —
Это все мое родное
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Включается мультимедийный экран

-"Россия, Родина"- эти два слова неразрывно связаны между собой. Россия наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья)

- Ребята, а как называется наш город? (Санкт-Петербург, Колпино)

- Да, это наша малая Родина.

- Как называют людей, чья Родина - Россия? (Россияне)

В:

- да, верно.

На экране включается изображение городов России.

В нашей стране очень много городов: Волгоград, Казань, Севастополь, Кисловодск, Донецк, Сочи, Смоленск, Тула, Санкт-Петербург и самый главный город нашей страны – столица Москва.

Включается изображение Кремля и фотографии президента.

В Москве живет и работает наш президент Владимир Владимирович Путин. Президент – самый главный человек в России, он управляет нашей страной.

У России есть отличительные знаки, это государственные символы: герб, флаг и гимн.

На экране появляется изображение герба.

В:

- Герб России – на красном щите изображен двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля. Всадник на гербе означает победу добра над злом.

У каждой страны есть особенная, торжественная песня – гимн. Гимн - это еще один государственный символ России, это песня о России, в которой говорится о величии страны, о просторах русских земель и о надеждах на хорошее будущее. 

-Как ведут себя во время исполнения гимна?

Дети:

- Гимн исполняется и слушается стоя, повернув голову в сторону российского флага.

Звучит гимн России, дети подпевают припев.

Третий государственный символ России – трехцветный флаг. Цвета нашего флага – белый, синий и красный.

Что обозначает каждый цвет расскажет нам Анжелика.

В государственных символах отражается история и культура всей страны. Поэтому к ним нужно относиться уважительно.

Чебурашка, сколько много нового ты узнал о нашей стране России, о ее государственных символах.

В:
- Ой, ребята, я проголодалась. А вы?

Дети:

- Мы тоже.

В:

- Я вижу вывеску «Пекарня», давайте отправимся туда.

Воспитатель и дети входят в «Пекарню», ребенок, одетый в поварской колпак и фартук приглашает их присесть за столы. Дети рассаживаются за столами.

Воспитатель обращает внимание на каравай, который находится на видном месте.

В и ребенок-пекарь:

- В России есть древний обычай: подносить гостям красиво испеченный каравай, на котором подают солонку с солью, показывая хлебом свою милость, а солью свою любовь.

Гость отламывает кусочек каравая, обмакивает соль и пробует, таким образом показывает, что принимает дары хозяина.

В:

- Ребята, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) 

Ребенок-пекарь:

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

До красна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

Еще есть такая поговорка: «Хлеб всему голова»

Что же она означает?

А традиционная выпечка на Руси это пироги, ватрушки, расстегаи, пирожки, баранки и сушки.

В пекарне представлены некоторые виды хлеба и выпечки. Воспитатель демонстрирует их детям.

Ребята, повторяйте за мной скороговорку

- Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку.

В:

- Чебурашка, а какие напитки ты любишь?

Ч:

- Я люблю чай.

В:

- Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, баранками…

Самовар это один из самых известных русских сувениров.

Дети здороваются, встают в круг, взявшись за руки.

Дети улыбаются друг другу.

Дети помогают открыть коробку.

Дети отвечают:

- Чебурашка,

- Приехал из Африки

Дети слушают.

Дети отвечают:

- наш родной город, в котором мы живем.

 

Дети:

- давайте поможем Чебурашке получить паспорт и расскажем ему о нашей стране.

Дети отвечают:

- зима

- теплую одежду

Дети изображают, что они надевают зимнюю одежду.

Один из детей повязывает платочек вокруг шеи и прикрепляет бейджик.

Дети отвечают.

Ребенок-сотрудник уходит.

Дети отвечают:

- это глобус, это модель нашей планеты Земля

Дети слушают.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Дети перечисляют.

Дети называют те города, которые узнали на слайдах.

Дети слушают.

Дети подпевают припев.

 Анжелика рассказывает стихотворение о флаге.

Дети отвечают.

Дети рассаживаются за столами.

Ребенок-пекарь рассказывает про каравай.

Дети поясняют.

Дети слушают.

Дети повторяют скороговорку.

Дети слушают и дополняют

0,5 мин.

5 мин

1 мин

2,5 мин

1,5 мин

1 мин

2 мин

3 мин

1 мин

Этап 2. Практический

  • Получение новой информации, по заданной теме, применение на практике          

  • Уточнение последовательности работы.

  • Применение на практике.  

Словесный

Словесный: постановка конкретной задачи.

Словесный

Воспитатель ставит самовар на стол. Расставляет рядом кружки. Рядом с самоваром стоит матрешка.

В:

- пока греется самовар, давай, Чебурашка, мы тебе расскажем еще об одном очень известном русском сувенире, русской игрушке - Матрешке.

Воспитатель берет матрешку, раскрывает ее.

Погляди скорее:

Щечки розовеют,

Пестренький платочек,

Платьице в цветочек.

Пухленькие крошки

Русские матрешки.

Чуть лишь испугаются,

Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке

Шустрые подружки.

В:

- Кто же ее придумал? (художник Сергей Васильевич Малютин придумал для русских детей куклу с сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.)

- Во что он их нарядил? (нарядил каждую красавицу в расписной сарафан, в яркий платочек, пестрый передник)

- Хотя наряды у всех разные, но есть общие элементы? Какие? (бутоны, цветы, ягоды, листики)

- Из чего делают матрешек? (Делают матрешек из дерева)

- Почему у куклы такое имя? (имя Матрена (ласково Матрешка) было очень распространенным в то время, поэтому деревянную куклу так и назвали).

Воспитатель собирает обратно всех матрешек в одну, при этом просит детей сосчитать сколько всего матрешек.

Пекарь:

- Чебурашка, у меня есть для тебя сюрприз. Кукла-матрешка в виде Чебурашки.

В:
- Ребята, давайте посмотрим, кто прячется внутри Чебурашки.

Воспитатель раскрывает матрешку-Чебурашку, дети разглядывают какие еще герои мультфильма про Чебурашку находятся внутри.

 

В:

-Ребята, скоро Чебурашка получит паспорт. Но, чтобы бережно его хранить, нужна обложка. У меня есть обложка для тетради, изображения матрешек на бумаге, различные геометрические фигуры. Как же нам все это использовать, чтобы изготовить красочную обложку?

В:

- Да, но сначала давайте вспомним правила безопасности.

- А теперь давайте выполним небольшую гимнастику, подготовим к работе свои пальцы.

Проводится пальчиковая игра «Матрешки»

Дуйте в дудки

(имитируют игру на дудочке),

Бейте в ложки

(хлопают в ладоши).

В гости к нам пришли матрешки

(«завязывают» платочки на подбородке).

Ложки деревянные.

(вытягивают обе руки, сложенные «ковшиками» вперед.)

Матрешечки румяные. 

(качают головой, поднеся руки к щечкам.)

В:

- Теперь можно приступать к работе.

Воспитатель кладет на стол обложку, бумажные матрешки, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и предлагает детям прикрепить матрешек на обложку, украсив сарафан геометрическим фигурами.

Дети вырезают из бумаги геометрические фигуры и прикрепляют их на сарафан на липучки.

Воспитатель спрашивает у детей как называются фигуры, которые они прикрепляют на сарафан Матрешке.

В:

- Теперь Матрешка готова, посмотрите, какая она стала нарядная.

В:
- Как долго мы сидим на месте, давайте немного разомнемся и также дадим нашим глазам немного отдохнуть.

Воспитатель берет платочки Матрешек и совершает различные движения руками с платочками вправо-влево, делает наклоны. Дети повторяют.

Затем воспитатель берет в руки цветные фигуры на палочках круг, треугольник, квадрат), перемещает их в разные стороны и предлагает детям посмотреть то на желтый треугольник, то на зеленый квадрат, то на красный круг.

 В:

- Ребята, вскипела вода в самоваре!

- Давайте, ребята, вымоем руки, выпьем чаю и угостим Чебурашку.

Хлебом-солью всех встречаем,                                         

Самовар на стол несем.                                                     

Мы за чаем не скучаем,                                                     

Говорим о том о сем.

В:

- Ребята, мне кажется, нам пора отправляться обратно в Многофункциональный центр, где Чебурашке должны изготовить паспорт.

Поезд отправляется, скорее занимайте места в голубом вагоне.

Поют припев песни «Голубой вагон» и двигаются вперед, как поезд.

Вот мы и вернулись в Многофункциональный центр.

Ребенок-сотрудник центра выдает Чебурашке российский паспорт.

Чебурашка:

- Ребята, мне так понравился ваш рассказ о стране, в которой мы живем, о России. Я столько много нового узнал. А еще теперь у меня есть российский паспорт, теперь я – россиянин, я совсем не хочу возвращаться в Африку, откуда я приехал. Что же мне делать?

Ребенок:

- Раз у тебя теперь есть паспорт, ты можешь работать в нашем детском саду игрушкой. Оставайся у нас!

Чебурашка:

- Какая отличная идея. Я с удовольствием останусь! А апельсины, которые были в коробке, давайте отправим на кухню, а вы их съедите во время полдника.

Воспитатель:
- А если ты захочешь подробнее узнать о Матрешках, можешь посетить наш мини-музей в группе, который так и называется «Русская Матрешка».

Воспитатель сажает Чебурашку на полочку.

Дети слушают.

Дети отвечают

Дети считают вслух.

Дети предлагают украсить обложку для паспорта.

Дети говорят: нельзя махать ножницами, направлять их на другого ребенка, после работы ножницы необходимо закрыть и осторожно положить на стол.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети украшают геометрическими фигурами сарафан у Матрешки.

Дети выполняют разминку и гимнастику для глаз.

Дети заходят за стеллаж, где расположен рукомойник, делают вид, что моют руки, возвращаются за стол и пьют чай с баранками.

Дети встают друг за другом, как вагончики.

Поют припев из песни «Голубой вагон».

Один из детей снова надевает на шею цветной платочек и прикрепляет бейдж сотрудника МФЦ.

Ребенок предлагает Чебурашке остаться.

3 мин

2 мин

2 мин

0,5 мин

0,5 мин

1 мин

Этап 3. Рефлексивный

  • Анализ и обобщение полученных результатов

Метод рефлексии.

В:

- Ребята, подскажите, пожалуйста, о чем вы успели рассказать нашему гостю Чебурашке?
Дети отвечают: рассказали о городах России, о государственных символах, о самоваре и Матрешке – народных символах России, помогли Чебурашке получить российский паспорт…

В:

- Друзья мои, если вы считаете, что справились с задачей и довольны результатом, возьмите изображение Чебурашки на палочке. А если вам кажется, что у вас что-то не получилось, возьмите изображение Шапокляк на палочке.

Воспитатель оценивает результат рефлексии и задает при необходимости дополнительные вопросы. 

В: ребята, спасибо, что помогли Чебурашке! Спасибо! До свидания, ребята!

Дети обсуждают, отвечают.

Дети выбирают картинку.

Дети прощаются и уходят.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи. Пересказ рассказа «Лиса и рак».

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи. Пересказ рассказа «Лиса и рак»....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Составление рассказа по картине «Медведица с медвежатами»

Цель: Учить детей составлять творческие рассказы.Программное содержание:Научить детей составлять рассказы по картине.Развивать связную речь детей, научить решать противоречия, развивать фантазию,...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему: « Путешествие в зимний лес»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи на тему: « Зимушка зима»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида  № 18 муниципального района Учалинсий район Республики Башкортостан(МАДОУ Детский сад №18 МР Учали...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию эмоциональной сферы Тема: « Путешествие в зоопарк»

Для успешного развития личности необходимо и познавательное и эмоциональное развитие.Но в настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важност...

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи с элементом сюжетно-ролевой игры «Спасатели»...