Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) "День Игры в песочнице"
план-конспект занятия (средняя группа)

Антипова Юлия Александровна

Тема: День игр в песочнице.

Цель: Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка; закрепить знания о свойствах песка.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с происхождением, строением и применением песка, а также дать знания о свойствах сухого и мокрого песка;

2. обогатить речь детей, активизировать словарный запас.

Развивающие:

1. развитие произвольного внимания и творческого мышления и воображения;

2. развитие умения путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;

3. развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.

Материалы: Презентация к беседе « Зачем нам нужен песок?», для опыта: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ftskm_igry_v_pesochnitse.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

(дошкольное отделение)

       143550, Московская область, г.о. Истра,              тел./факс: 8-498-314-97-95

       пос. Первомайский, д.32                                        e-mail: istr_pervomajskaya@mosreg.ru

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ)

                                Тема: День игр в песочнице.

                                                                                                                                Подготовила:

                                                                                                               воспитатель

Антипова Ю.А.

                                               

                                                     п. Первомайский

 2021

Тема: День игр в песочнице.

Цель: Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка; закрепить знания о свойствах песка.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

1. познакомить детей с происхождением, строением и применением песка, а также дать знания о свойствах сухого и мокрого песка;

 

2. обогатить речь детей, активизировать словарный запас.

 

Развивающие:

 

1. развитие произвольного внимания и творческого мышления и воображения;

 

2. развитие умения путём экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи;

 

3. развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования.

 

Материалы: Презентация к беседе « Зачем нам нужен песок?», для опыта: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

 

Ход работы:

  1. Организационный  момент:

Собрались ребята  в круг

Ты мой друг и я твой друг

 Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы сперва пойдем на право

Раз- Два- Три!

А потом пойдем на лево

Раз- два-три!

В центр круга соберёмся.

И на место все вернемся.

Улыбнемся,

Подмигнем,

И дружно, разговаривать начнем.

  1. Актуальность знаний.

Беседа: « Зачем нам нужен песок?» ( Презентация)

 Воспитатель: Ребята, отгадайте, о чем эта загадка.

«Он жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать,

Целый день в него играть».

Что это?  (Песок)

Воспитатель: Правильно, это песок. Где можно встретить песок? (В песочнице.) ПОКАЗЫВАЮ КАРТИНКУ.

- Как вы думаете, ребята, откуда появился песок? (Ответы детей).

- Оказывается, что камни под воздействием ветра, дождя разрушаются

и получается… песок. Удивительно, правда? (КАРТИНКА 2), посмотрите, как похожи они

на мелкие-мелкие камешки.

Учёные рассмотрели песок в микроскоп (КАРТИНКА3) и увидели такую картину (КАРТИНКА 4). Что вы видите на картинке? (обломки разных камней, ракушек).

Существуют места, где очень много песка – это морские берега (КАРТИНКА  5)

 и пустыни (КАРТИНКА 6).

-Кто из вас был на море? А на речке? (Ответы детей)

Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым (КАРТИНКА 7).

Есть песок строительный (КАРТИНКА 8). Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Он идёт на закладку фундаментов для  строительства домов.

Из песка делают  много различных вещей - наждачную бумагу и стекло,

Применяется песок и в дорожных работах.

Как вы думаете, зачем песок нужен на дороге? (Ответы детей). Да, зимой наши дороги очень скользкие. Чтобы не было аварий, чтобы люди при ходьбе по обледеневшим дорожкам не падали, и дороги для машин, и дорожки для пешеходов посыпают песком (Картинка10).

А ещё его привозят на детские площадки и в детские сады.

- Вам нравится играть в песочнице? В какие игры вы любите играть? (Ответы детей)

Добавляют песок в землю при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Зачем это делают, вы  тоже скоро узнаете.

С помощью песка даже рисуют картины.

     А также сочиняют сказки на стекле (Картинка11).

Итог беседы.

Он очень нужен  детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке нужен, и на пляже

И он в стекле расплавлен даже.

Что вам понравилось сегодня? Что еще вы хотели бы узнать о песке?

ОБЖ: Беседа «Правила безопасности игр с песком»

Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада. 

Воспитатель. Очень часто на прогулке дети кидаются друг в друга песком и попадают в глаза; или копают ямку слишком резво и песок попадает на голову, пачкаются волосы; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимают руки слишком высоко - попадают песком в рот, в нос. А ведь в песке живут микробы, от которых можно заболеть. Если песок попадёт в глаза – они заболят; а если много песка попадёт в рот – можно задохнуться. Испачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная – необходимо стирать.

(Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы – как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что необходимо сделать, если песок попадет вам в глаза, рот или нос?

Дети: Промыть водой глаза, рот, нос.

Воспитатель.  Глаза, нос - это умные помощники человека. Зачем нам нужны глаза?  

Дети:  С помощью глаз мы видим друг друга и разные предметы.

Воспитатель. Давайте попробуем закрыть глазки ладошками. (Дети закрывают глаза). Темно или светло?
Дети. Темно.
Воспитатель. А теперь откройте глазки. (Дети открывают глаза). Светло или темно?
Дети. Светло.
Воспитатель. А когда вам больше нравится, когда темно или светло?
Дети. Когда светло.
Воспитатель. А почему?
Дети. Видим друг друга, листочки, игрушки.
Воспитатель. А когда темно, почему не нравится?
Дети. Страшно и ничего не видно.
Воспитатель. Во время игр с песком глаза необходимо беречь. А как их надо беречь?
Дети. Не засыпать песком.  

Воспитатель. Давайте повторим и запомним правила безопасности при игре с песком. (Показ картинок). Во время игры с песком:
- не брать песок в рот;
- не обсыпаться песком;
- не тереть глаза грязными руками, вымой сначала руки; 

- не кидаться песком, не разбрасывать его, играть осторожно;

- не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка

спокойно, аккуратно;

- не толкаться в песочнице и возле песочницы;

- не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими

бережно;

 - если все-таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, надо обязательно

сказать об этом взрослым и промыть водой.

Физкультминутка: «Котята» 

Цель: повысить умственную работоспособность, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей.

Все котятки мыли лапки:
Вот так! вот так! (изображаем мытье рук)
Мыли ушки, мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так! (Имитируем все указанные в стихотворении движения)

  1. Опыты с песком: «Какой он, песок?» (пересыпание и просеивание песка, сравнение его температуры)

Ребята, возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется? Какой песок?

Дети. Песок сыпучий, сухой, желтый.

Воспитатель. Правильно.  А теперь положите свои ручки на песок и потрогайте его. Какой  он?  

Дети: Мягкий,  сыпучий,  теплый.

Воспитатель.  А теперь уберите руки и посмотрите, что осталось на песке?

Дети: Наши ручки.

Воспитатель. Да, это следы от ваших рук. Они называются отпечатки. Повторите, пожалуйста, это слово. На что похожи отпечатки ваших ладошек?  (Рассуждения детей. Воспитатель дорисовывает усики, помогает детям увидеть и  дорисовать бабочку).

Воспитатель. Кто у нас получился?

Дети: Бабочка.

Воспитатель. Бабочка какая? (Ответы детей). Вдруг  откуда  ни  возьмись,  налетел  ветерок  и  бабочка  улетела. (Воспитатель показывает, а дети повторяют, как надо разравнивать песок). Песок сухой, он сыпучий. Насыпьте его себе на ладошку. Посмотрите, из чего состоит песок?

Дети: Из песчинок.

Воспитатель. Песок состоит из множества маленьких песчинок разных форм. Его трудно держать в руках: песчинки сыпятся, как струйка. Этот песок сухой. Он светлый. У вас лежат формочки, давайте насыпем туда песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. Получились куличики?

Дети: Нет.

Воспитатель. Почему не получились?

Дети: Песок сухой.

Воспитатель. Правильно. Если в песок налить воду, он станет мокрым. Потрогайте и скажите, где находится мокрый песок? Правильно, этот песок сырой, мокрый. Он холодный. Посмотрите, мокрый песок также сыплется, как и сухой?

Дети: Нет.

Воспитатель. Мокрый песок не сыпучий. Он тёмный, холодный. Песок состоит из множества маленьких песчинок, если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу. Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. (Дети лепят куличики)

Вот ведерко, вот совок.

Я иду играть в песок.

Напеку я без печей

Пирогов и куличей.

А из камешков — печенье.

Вот какое угощенье!

Это все не для ребят,

Это куклы все съедят.

Вот какие красивые куличики мы с вами слепили.   Дети, протрите руки салфеткой. Из какого песка можно сделать куличики - из мокрого или сухого?

Дети. Из мокрого.

Воспитатель. Дети, а теперь возьмите трубочки и аккуратно подуйте на сухой песок. Что получилось?

Дети. Песчинки передвигаются.

Воспитатель. Правильно, песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. Вот так с помощью ветра песок путешествует по пустыне, появляются песочные холмы. Они называются барханами.

Выходите на ковёр, давайте поиграем. Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка! Но вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. Ветер стих и песчинки опустились на землю.

(дети приостанавливают движение. Присаживаются на корточки)

  1. Итог занятия:

Воспитатель:  И так что мы узнали про песок?

Ответы детей.

(песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с использованием песочницы.

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; упражнять в образовании форм множественного числа существительных; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, создавать положи...

Конспект занятия по развитию речи на «Чудо песочнице» по теме ЗОЖ: «Как Знай-ка научил Незнайку вести здоровый образ жизни.»

Данный конспект можно использовать не только со средним дошкольным возрастом, но и со смежными возрастами,усложняя или упрощая поставленные задачи. Это занятие позволяет развивать познавательный интер...

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием интерактивной песочницы «Знакомство с пешеходным переходом»

Занятие по познавательному развити с применением интерактивного комплекса "Алмаз"интерактивная песочница, режим "Город", "Пустыня", "Природа"...

ПРОГРАММА дополнительного образования по познавательному развитию с использованием интерактивной песочницы для детей от 3 до 7 лет «ВСЕ ОБО ВСЕМ»

В настоящее время в нашей стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. В связи с пересмотром приор...