План по самообразованию педагога. Тема: «Использование логических блоков Дьенеша ФЭМП во второй младшей группе»
учебно-методический материал

Воробьева Олеся Валерьевна

      В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм-геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник и прямоугольник) являются прекрасным средством ознакомления детей дошкольного возраста с формами предметов и геометрическими фигурами.

     В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

    Я выбрала выше обозначенную тему, поскольку она очень актуальна и имеет большое значения для дальнейшего полноценного развития детей.

 

Целью работы являлось:

- формирование сенсорных эталонов;

- повышение собственной педагогической компетентности по вопросам использования блоков Дьенеша в работе с детьми второй младшей группы.

 

Задачи:

- познакомить с формой, цветом, размером и толщиной объектов;

- развивать пространственные представления;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

- способствовать освоению детьми различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник);

- уметь различать и называть фигуры по цвет;

- развивать логическое мышление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развитие ребенка – детский сад №2»

Управление делами Президента Российской Федерации

«План по самообразованию педагога»

Воробьева Олеся Валерьевна

Стаж работы 6 лет                                         первая категория

Тема: «Использование логических блоков Дьенеша ФЭМП во второй младшей группе»

2021-2022гг

Вторая младшая группа

Отчет о реализации самообразования

«Использование логических блоков Дьенеша во второй младшей группе»

      В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

     Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка-развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Логические блоки Дьенеша представляют собой эталоны форм-геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник и прямоугольник) являются прекрасным средством ознакомления детей дошкольного возраста с формами предметов и геометрическими фигурами.

     В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

    Я выбрала выше обозначенную тему, поскольку она очень актуальна и имеет большое значения для дальнейшего полноценного развития детей.

Целью работы являлось:

- формирование сенсорных эталонов;

- повышение собственной педагогической компетентности по вопросам использования блоков Дьенеша в работе с детьми второй младшей группы.

Задачи:

- познакомить с формой, цветом, размером и толщиной объектов;

- развивать пространственные представления;

- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;

- способствовать освоению детьми различать и правильно называть основные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник);

- уметь различать и называть фигуры по цвет;

- развивать логическое мышление.

Для достижения цели и задачи в своей работе я проводила по таким направлениям:

  1. Изучение современной литературы (книги, интернет ресурсы). Поиск и обобщение информации по вопросу использованию блоков Дьенеша во второй младшей группе.
  2. Организация работы с детьми по использованию блоков Дьенеша в процессе обучения и развития во второй младшей группе.

В процессе самообразования мною был осуществлен подбор и анализ информации по работе с блоками Дьенеша, изучена современная педагогическая литература, составлена картотека по теме самообразования, в которую включены различные пособия, ксерокопии статей и книги по теме.

Актуальность:

      В работе с блоками в образовательной деятельности по ФЭМП мне предоставляется возможность по-разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения, использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным и ненавязчивым.

В связи с изменениями в системе образования и внедрения в нее ФГОС одним из приоритетных направлений является познавательное развитие дошкольников и формирование элементарных математических представлении сенсорных эталонов. В наибольшей мере с этой целью позволяет справиться пособие как блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша являются одной из технологий развивающего обучения, но не стоит забывать, что обучение для младшего возраста должно происходить в игровой форме, так как основной деятельностью дошкольника является игра. Игра должна идти от простого к сложному.

       Я считаю, что блоки Дьенеша – это универсальный, дидактический материал позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математически способностей дошкольников.

   С сентября 2021 года по май 2022 года, были проведены такие основные мероприятия:

- совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры);

- вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Деятельность с блоками Дьенеша целесообразно проводить 2 раза в месяц, с подгруппой детей и индивидуально.

Применялись дидактические игры, игры с правилами, совместные игры воспитателя и детей, проводились консультации для родителей.

Приемы в виде игровой деятельности. Раздаточный материал «Маленькие логики 2», «Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша»/конспекты занятий диагностика.

   В процессе обучения ФЭМП для детей второй младшей группы использования блоков рекомендуется в начале дать ребенку самостоятельно поиграть с блоками. Выложить перед ребенком набор и дать ему вволю наиграться с фигурами: потрогать, перебрать, подержать в руках. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине «блок» не имеет смысла. Ведь в восприятии ребенка блок прежде всего носитель формы, то есть геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом «фигура», хотя вполне допустимо и использование слова «блок».

   Целесообразно проводить данную игровую деятельность один раз в неделю, а полученные знания и умения возможно закреплять в течение недели в совместных играх взрослых с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.

В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки). Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит сравнивать и классифицировать, а также обобщать.

                                           Содержание

1. Сентябрь. Знакомство с блоками Дьенеша «Найди все фигуры такого же цвета, как эта..». Конструирование башен, домиков по желанию детей. «Дай мишке все синие фигуры, зайчику- желтые, а мышке – красные», «Какая это фигура по цвету?».

2. Октябрь. «Найди все фигуры круглой формы, как эта..», «Найди все фигуры квадратной, круглой и треугольной формы», «Найди свой домик», «Башенка».

3. Ноябрь. «Воздушные шары», «Чудесный мешочек», «Цепочка».

4. Декабрь.  «Раздели фигуры», «Помоги муравьишкам», «Дай зайчику все большие фигуры, а петушку все маленькие».

5. Январь. «Найди свой домик», «Цыпленок», Упражнение «Найди лишнюю фигуру».

6. Февраль. «Найди и назови», «Разноцветные шары».

7. Март. «Найди не такую», «Большой и маленький парусники».

8. Апрель. «Две дорожки», «Найди пару»

9. Май. «Найди и разложи по форме», «Бусы для мамы».

Результативность по изучению темы самообразования нашла следующих показателях:

- создана картотека упражнений по блокам Дьенеша

- создана необходимая предметно-развивающая среда

- дети различают форму, цвет, размер, толщину объектов, и характеризуют их словами, обозначающими признаки данной фигуры;

- дети узнают и называют геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и цвет;

- дети умеют обобщать фигуры по одному, двум, трем свойствам;

- дети умеют выделять из множества фигур нужную;

- активно используют блоки в самостоятельной деятельности в качестве предметов заместителей.

В заключении своей исследовательской работе, считаю, что самое важное в воспитание ребенка - это развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Внимание у детей дошкольного возраста непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать очень слабая. Для этого необходимо сформировать познавательный интерес у детей. Чтобы разбудить познавательный интерес необходимо сделать обучение занимательным. Я считаю наиболее эффективным пособием логические блоки Дьенеша. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат детей не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Таким образом, используя блоки Дьенеша в своей работе я могу сделать вывод: что данное пособие привлекает внимание детей, дети активно участвуют в играх с фигурами. В процессе увлекательной игры развиваются способности детей они осваивают и запоминают основные сенсорные эталоны.

Я считаю, что блоки Дьенеша являются уникальным пособием дают педагогу возможностей в организации образовательной деятельности, так как с помощью данного пособия можно создать множество игр с помощью которых формируются элементарные математические способности у детей и помочь детям в освоении сенсорных эталонов.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она актуальна в любом возрасте.  

Содержание

месяц

Название игры

Программное содержание.

Дидактическая задача.

1.

Сентябрь

Знакомство с блоками Дьенеша. «Найди все фигуры такого же цвета, как эта..»

Конструирование башен, домиков по желанию детей.

Познакомить детей с блоками Дьнеша, продолжать учить детей узнавать и называть цвета. Обучение соотнесению предметов по цвету и обозначению результата словами. Развивать фантазию, желание играть с блоками, повторять все свойства блоков во время игры.

«Дайте мишке все синие фигуры, зайчику-желтые, а мышке-красные». «Какая это фигура по цвету?»

Закреплять название цвета, соотнесение предметов по цвету, выделение и выбор предмета с заданным свойством. Обучать детей умению группировать однородные предметы, соотносить предметы одной заданной формы.

2.

Октябрь

«Найди все фигуры круглой формы, как эта..», «Найди все фигуры квадратной, круглой и треугольной формы», «Найди свой домик», «Башенка».

Продолжать формировать у детей умение группировать однородные предметы, соотносить предметы одной заданной формы. Прививать детям умение различать цвета, формы геометрических фигур.

3.

Ноябрь

«Воздушные шары», «Чудесный мешочек», «Цепочка».

Развивать у детей восприятие формы. Развивать умение анализировать расположение предметов в пространстве. Обратить внимание детей на цвет предмета, формировать умение подбирать предметы одинакового цвета.

4.

Декабрь

«Раздели фигуры», «Помоги муравьишкам», «Дай зайчику все большие фигуры, а петушку все маленькие».

Развивать логическое мышление и внимание и наблюдательность. Развивать умение детей различать геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

5.

Январь

«Найди свой домик», «Цыпленок», Упражнение «Найди лишнюю фигуру».

Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства. Формировать представление о символическом изображении предметов.

6.

 Февраль

«Найди и назови», «Разноцветные шары».

Развивать логическое мышление, формировать умение понимать кодовое обозначение логических блоков.

7.

Март

«Найди не такую», «Большой и маленький парусники».

Продолжать знакомить с логическими блоками. Развитие умение выделить существенные признаки. Развивать умение выделять из группы геометрических фигур нужную. Развивать фантазию, мышление.

8.

Апрель

«Две дорожки», «Найди пару»

Развивать умение выделять и абстрагировать свойства: сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы.

9.

Май

«Найди и разложи по форме», «Бусы для мамы».

Закреплять умение детей классифицировать и абстрагировать фигуры по форме. Развивать умение кодировать и декодировать геометрические фигуры через знак отрицания. Развивать логическое мышление и внимание.

                                                                                                                  Приложение №1

Картотека игр с блоками Дьенеша

«Найди все фигуры (блоки), как эта» по цвету (по размеру, форме).

«Найди все такие, как эта п цвету и по форме» (по форме и размеру, по размеру и по цвету)

«Помоги муравьишкам»

Цель. Развитие устойчивой связи между образом свойства и словами, которые его обозначают, умений выявлять и абстрагировать свойства.

Материал. Набор логических блоков, непрозрачные открывающиеся коробочки с прорезью вверху (домики) по числу детей.

Ход игры. Перед детьми выложены блоки (муравьишки). Каждый ребенок получает домик. Воспитатель называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например, красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. В конце домики открывают и проверяют, не попал ли туда блок (муравьишка) другого цвета. После проверки и исправления ошибок блоки возвращают на место.

Воспитатель дает новую команду: спрятаться всем большим муравьишкам (всем круглым или всем не квадратным, не синим, не толстым и т.д). Сначала роль ведущего выполняет взрослый, затем по очереди дети. При повторении упражнения игровые задачи меняются (помочь мышкам спрятаться от кота, собрать все съедобные грибы и т.д)

«Цепочка»

От произвольной выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету по и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д)

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д)

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра «Найди пару»

Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти. 2 комплекта карточек с символами (без отрицания)

Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по шесть карточек в ряду, в последнем ряду четыре карточки.

Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные-показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

Положить несколько блоков в мешочек и предложить ребенку найти квадратные, круглые или треугольные фигуры. Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый квадрат или маленький квадрат. Предложить достать разные по толщине фигуры. Когда ребенок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

«Воздушные шары»

Обратить внимание детей на цвет предмета, формировать умение подбирать предметы одинакового цвета. Полоски цветной бумаги, круги такого же цвета.

Предложить детям шарики «привязать» (приложить, приклеить) к ниточкам, но только так, чтобы цвет ниточки соответствовал цвету шарика.

«Найди свой домик»

Привить детям умение различать цвета, формы геометрических фигур.

На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находятся по одной геометрической фигуре (круг, квадрат и треугольник). Детям предлагается рассмотреть обручи с фигурами. Воспитатель объясняет, что в обруче с кругом живут все круги, в обруче с квадратом-все квадраты и т.д. Для того чтобы попасть в домик, нужен ключик. Можно предложить детям «Чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры). По форме и цвету «ключика» дети могут найти свой домик (соответствующие геометрические фигуры).

«Найди и назови»

Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы и размера.

Задается вопрос, сразу следует ответ. Нужно быстро назвать все указанные в вопросе признаки фигуры (цвет, размер). Ребенок, который выполнит эти условия, берет фигуру себе. Дети стоят в кругу. На столе разложены в беспорядке 10-12 различных геометрических фигур. Воспитатель, а затем и ребенок, говорит: «Кто нашел большой круг?» или «Кто нашел маленький синий квадрат?» и так далее. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце игры подсчитывают, у кого больше фигур.

«Бусы для мамы»

Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Закрепить умение выделять нужный блок из множества. Формировать умение детей выкладывать алгоритм по цепочке.

«Разноцветные шары»

Развивать логическое мышление. Формировать умение читать кодовое обозначение логических блоков.

Воспитатель ходит по группе, раскладывает в разных местах круги и овалы и говорит.

                 Ходит сказка у ворот,

                 С нами водит хоровод.

                 Подарила для игры

                 Разноцветные шары.

                 Раз, два, три –

                 Шары собери!

Дети ходят и собирают шары.

                 А теперь ищи столы,

                 Где такие же шары.

На столах разложены тонкие полоски бумаги белого цвета-ниточки для шаров. На конце каждой «ниточки» лежат кодовые карточки.

                 Шар волшебный, дай ответ,

                 Ты раскрой нам свой секрет.

Дети «читают» значки, обговаривают место, «привязывают» ниточки к шарикам. Когда дети выполнят задание можно подарить им настоящие шары.

                  Шарики, шарики

                  Подарили нам!

                  Красные, синие дали малышам.

                  Шарики подняли мы над головой,

                  Заплясали шарики красный, голубой.

«Бусы для мамы»

Цель. Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Закрепить умение выделять нужный блок из множества. Формировать умение детей выкладывать алгоритм по цепочке.

«Раздели фигуры»

Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:

- Какие фигуры оказались у мишки? (все красные)

- А у зайки? (все не красные). Попробуйте разделить фигуры по-другому:

а) чтобы у мишки оказались все круглые;

б) чтобы зайцу достались все большие;

в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д. Более сложный вариант этой игры:

разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (синие, неквадратные).

Только зайке? (квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке, и зайке? (синие, квадратные).

А какие фигуры никому не подошли? (не синие, неквадратные). Предлагаются другие варианты заданий.

Разделите фигуры так, чтобы:

- у мишки оказались все треугольные, а у зайки- все большие;

- мишке достались все маленькие, а зайке- все прямоугольные;

- у мишки оказались некруглые, а у зайки- все желтые.

 

                 

Список литературы

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988г.

2. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.

3. Михайлова З.А., Одинцова О.Ю., Хлопотнева В.В. Игровые методики развития детей 3-7 лет (на логико-математическом содержании). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020г.

4. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша в конструктивно – модельной деятельности»

Цель данной разработки - познакомить педагогов с методами и приёмами, используемыми в совместной деятельности при конструировании из блоков Дьенеша....

Использование блоков Дьенеша с детьми второй младшей группы

Блоки Дьенеша -специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем педагогом, математиком и исследователем детской психологии-   З....

Конспект НОД по математике с использованием логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера (средняя группа) «Путешествие в волшебную страну блоков и палочек»

Цель: формирование элементарных математических представлений посредством блоков Дьенеша и  палочек Кюизенера.ЗадачиОбразовательные:выявить  знания  детей о форме, цвете, размере ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ Использование «Логических блоков Дьенеша» в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников

Уважаемые, коллеги! Я хочу поделиться с вами своим опытом работы по использованию «Логических блоков Дьенеша» в сюжетно-ролевых играх старших дошкольников....

Мультимедийная презентация опыта работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с моей...

Презентация опыта работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста».Одним из наиболее волнующ...