Рекомендации для педагогов
консультация

Кузнецова Ольга Юрьевна

Рекомендации для воспитателей на тему:

«Рефлексия в образовательной деятельности»

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного  окончания занятия, то есть  применение им  способов  и приёмов  рефлексивной оценки. Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley_na_temu.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей на тему:

«Рефлексия в образовательной деятельности»

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом  профессионально правильного и грамотного  окончания занятия, то есть  применение им  способов  и приёмов  рефлексивной оценки. Использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? 

Самый популярный итоговый вопрос педагогов«Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия предполагает оценку в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

На каждом этапе, какой любо деятельности происходит рефлексия: педагог и воспитанник обсуждают, зачем это делается, что получается, что – нет. В результате у ребенка складывается новый опыт осознанных и ответственных действий по отношению к своим проблемам. Использовать и применять рефлексию в работе можно в следующих видах деятельности: образовательная деятельность, утренник, праздник, конкурс, викторина, тематическая неделя, родительское собрание. Таким образом, мы видим, что рефлексию возможно провести, как итог воспитательных и образовательных мероприятий.

Кроме этого подводя логический итог любого мероприятия с использованием рефлексивных техник можно говорить о том, что оно становится более запоминающимся, важным, значимым событием, так как о нем проговорили и его проанализировали.

Примеры рефлекционных техник:

1. «По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

2. «Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

4. «Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос«Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

• исправил…

• сделал…

• добавил

• похвалил

4. «Свободный микрофон.»

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

5. «Солнечное настроение». Ребенок по выбору на магнитную доску прикрепляет солнышко – грустное или веселое. Таким образом,  определяем эмоциональное состояние группы. Затем проводим  индивидуальные беседы с детьми и узнаем, почему у них не совсем солнечное настроение.

6. «Погодное настроение», где участники группы выбирают себе солнышко, тучку в солнышке или дождик.

7. «Звездопад настроения». Рисуется на листе небо. Приклеивается карман. Заготавливаются звезды по количеству участников группы. Задача каждого ребенка взять звезду, расположить на небе. Педагог объясняет детям, что чем лучше настроение, тем выше звезда.

8. «Карта настроения». Внутри круга нарисована веселая картинка. Пространство вокруг делится на сектора, количество которых соответствует количеству детей в группе. Задача детей – по окончании дня закрасить свой сектор определенным цветом своего настроения. Чем ярче цвета лепестков, тем лучше эмоциональный настрой в группе. Затем проводится итог всей недели.

9. «Чемпион». Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, смайлики из бумаги (улыбающиеся и грустные) по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!

10. «Флаги на башнях»Изображение: две башни разные по размеру (высокая и низкая, флажки цветные из бумаги по кол-ву детей). Оцените свою работу на сегодняшнем занятии. Если вы старались и всё получилось, поставьте флаг на крыше высокой башни, в знак того, что вы сегодня сделали всё легко и весело. А если не всё получалось на занятии, вы испытывали трудности или тревогу, боялись ошибиться, то поставьте свой флаг на крыше невысокой башни, в знак того, что вам есть к чему стремиться и стараться еще лучше на следующем занятии.

11.«Рисунок настроений»

Подготовив палитру с красками пяти-семи цветов, предложите каждому ребенку внести свой элемент в общую картину настроения, воспользовавшись только одним цветом из палитры. В результате может получиться рисунок или просто набор цветовых пятен, который вы и будете обсуждать с ребятами во время анализа. С детьми вы просто рассматриваете, какие цвета-настроения преобладают, каковы причины этого и т.д.

12.«Воздушные шарики»

Договоритесь с детьми, какое настроение соответствует тому или иному цвету, и пусть каждый выберет и надует свой воздушный шарик и надувают его.

13.«Спасибо за занятие». Упражнение проводится в общем круге.  Воспитатель: «Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшое действие (церемонию), которое поможет нам в вежливой и корректной форме выразить свои чувства и благодарность друг другу. Каждый из вас, по очереди, становится в центр нашего круга, другой ребенок подходит к вам, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». Затем вы оба остаетесь в центре круга и держитесь за руки. Затем подходит другой ребенок, берет за свободную руку первого или второго ребенка, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!». И так далее, по очереди, пока все дети не окажутся в кругу, держась за руки. Когда к детям присоединится последний ребенок, надо будет замкнуть круг и завершить действие (церемонию) троекратно крепко пожав руки.

Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»

14.«Какой ты?». Педагог задает один вопрос «Какой ты?» детям. Варианты ответов для выбора детям можно перечислить: внимательный, дружелюбный, воспитанный, быстрый и др.

15.«Солнечная лесенка». Перед детьми нарисованная или изготовленная лесенка, педагог предлагает прикрепить (приклеить, нарисовать) солнышко на той ступеньке, на которую бы поставил себя ребенок при выполнении заданий.

16.«Мне сегодня понравилось…», «Я сегодня…..». Педагог предлагает детям закончить фразу «Я сегодня стал  чуточку….» (сильнее, умнее, лучше, внимательнее, добрее и т.д.)

Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы:

Что он делал, или что происходило?

Что он чувствовал при этом?

Как он участвовал в том, что происходило?

Какие при этом испытывал трудности?  и т. д

17.«Оцени себя сам». Воспитатель раздает детям карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зеленого. Затем просит детей показать карточку того цвета, который соответствует выполнению задания: карточка зелёного цвета – работа выполнена полностью, аккуратная; жёлтого – работа выполнена не полностью; красного – работа выполнена не аккуратно. По желанию, дети могут объяснить свой выбор.

Педагог предлагает детям закончить фразу.         

 «Я не знал… - Теперь я знаю…, Я не умел… - Теперь я научился….».

Начинать обучение рефлексии необходимо уже с раннего возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит. Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.

Методическая рекомендация для педагогов. Работа с педагогами по профилактике синдрома профессионального выгорания.В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорани...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Рекомендации для педагогов «Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога – это залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»

Методические рекомендации для педагогов «Профстандарт педагога»...