МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
методическая разработка

Четверткова Елена Абумуслюмовна

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

  • Содержательно-насыщенной, развивающей;

  • Трансформируемой;

  • Полифункциональной;

  • Вариативной;

  • Доступной;

  • Безопасной;

  • Здоровьесберегающей;

  • Эстетически-привлекательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda_rekomendatsii.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                          учреждение «Инжавинский детский сад «Берёзка»

                МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                                               ПО

  ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

  В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

                                                    Е.А. Четверткова,

                                                    старший воспитатель МБДОУ

                                                   «Инжавинский детский сад «Берёзка»

                             

                                     р.п. Инжавино

                                            2021 г.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ

                                                            СРЕДЫ

   Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

  • Содержательно-насыщенной, развивающей;
  • Трансформируемой;
  • Полифункциональной;
  • Вариативной;
  • Доступной;
  • Безопасной;
  • Здоровьесберегающей;
  • Эстетически-привлекательной.

Центры активности

Оборудование и материалы

Цель

Задачи

Центр строительства

Открытые стеллажи для хранения материалов, крупногабаритные напольные конструкторы: деревянные, пластиковые; транспортные игрушки; фигурки людей и животных.

Цель: Вызвать у воспитанников желание заниматься конструктивно-модельной деятельностью; стимулировать творчество, свободу самовыражения в процессе конструирования.

Центр сюжетно-ролевых игр

Для игры в семью: куклы младенцы и аксессуары для них, куклы в одежде, кукольная мебель, соразмерная росту ребёнка; дополнительно маленькая кукольная мебель для маленьких кукол; коляски, одежда и постель для кукол; кукольная посуда; игрушечные продукты, еда.

Наборы и аксессуары для игр в профессию:

«Доктор», «Парикмахер», «Пожарный», «Полицейский», «Продавец», «Военный», «Повар», «Моряк».

Цель: Формировать ролевые действия; стимулировать сюжетно-ролевую игру; формировать коммуникативные навыки в игре; развивать подражательность и творческие способности. Формировать и обогащать у детей эмоционально-чувственный опыт. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Конструктивно-сенсорный центр

Открытый стеллаж для хранения материалов; наборы конструкторов типа «Lego» (с человеческими фигурками), наборы среднего и мелкого конструктора, имеющие основные детали: кубики, кирпичики, призмы, конусы; детская мозаика разных видов;

Игра «Собери бусы», игрушки с действиями (нанизывающиеся, навинчивающиеся, ввинчивающиеся, вкладыши)

Цель: Развитие конструктивно-модельных действий.

Задачи: Развитие мышления, пальчиковой моторики, освоение техники вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания, формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.

Театральный центр

мини-музей

«Добро пожаловать в сказку»

Наборы различных видов кукольных театров (пальчиковый, ложковый, конусный, деревянный; театр кукол с «живой рукой», театр кукол марионеток, театр кукол на гапите, театр кукол мягкой игрушки, магнитный театр, театр кукол-марионеток, би-ба-бо и т.д); театральные дидактические игры, фотоальбомы с лучшими театрализованными представлениями; театральные костюмы, атрибуты, реквизит, декорации для театральных выступлений, спектаклей.

Цель: Создать благоприятные условия для развития творческих способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Задачи: Приобщать детей к театральной культуре. Активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес. Последовательно знакомить с различными видами театра; совершенствовать артистические навыки детей; работать над речью и интонацией. Развивать навыки общения и коллективного творчества.

Центр безопасности «Дорожная Азбука»

Специальный стол-дорожная панорама по ПДД, Спецтехника, автобус, маленькие машинки, набор маленьких дорожных знаков, светофоры, альбом с дорожными ситуациями в картинках, стихами по ПДД, настольно печатные игры: лото-пазлы «Дорожные знаки», лото «Транспорт», домино «Дорожные знаки», игра-поле с многоразовыми наклейками по ПДД, набор открыток с опасными ситуациями на дороге, плакаты, атрибуты для инспектора дорожной полиции.

Цель: Создать условия для формирования у дошкольников знаний, представлений, устойчивых навыков по основам безопасного поведения на дороге.

Задачи: Формировать умения осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта. Формировать ответственное и сознательное отношение к личной безопасности и окружающих.

Центр художественного творчества

«Мир красок»

Бумага и картон разных размеров (А5, А4, А3, А2) и разных цветов, альбомы для рисования, бумага для акварели, восковые мелки, пастель, простые и цветные карандаши, маркеры, фломастеры (смываемые, на водной основе), краски акварельные и гуашевые, кисти

круглые и плоские, палитры, печатки, линейки, трафареты, пластилин, глина, масса для лепки, природный и бросовый материал, расписанные предметы и игрушки, фотоальбомы и т.д.

Цель: Создать условия для творческого развития детей и раскрытия их художественно-изобразительного потенциала.

Задачи: Развивать инициативность, способность к творческому самовыражению, самостоятельность. Формировать у детей доступных их возрасту основные навыки и умения в области художественной культуры.

Экологический (исследовательский центр)

«Мир природы»

Открытый стеллаж для хранения материалов, наборы различных объектов для исследований (коллекция камней, раковин, сосновых шишек, каштанов, желудей, минералов, тканей, семян, растений (гербарий) и пр.), увеличительные стёкла, лупы, микроскоп, набор магнитов, наборы для экспериментирования, весы, термометры, часы песочные, секундомер, наборы мерных стаканов, наборы пластиковой посуды, воздушные шарики, календарь погоды, глобус, географические карты, детский атлас, иллюстрированные познавательные книги, плакаты, открытки тематические, картинки сюжетные, лейки, корзинки, садовый мини-инвентарь.

Цель: Создать условия экологического воспитания и образования детей.

Задачи: Сформировать систему элементарных научных экологических знаний, как средства становления осознанного, правильного отношения к природе. Развивать познавательный интерес к природному миру.

Формировать первоначальные экологические знания, навыки безопасного поведения в природном мире. Воспитывать у детей бережное, гуманное, эмоционально-положительное, заботливое отношение к миру природного окружения. Формировать навыки элементарной природоохранной деятельности.

Центр грамотности и письма + Центр математики

Магнитная доска, открытый стеллаж для хранения материалов, плакат с алфавитом, магнитная азбука, кубики с буквами и слогами, лото «Азбука», пазлы «Азбука», цветные и простые карандаши, фломастеры, трафареты, линейки, бумага, конверты, тренажёр по «письму», разнообразный материал в открытых коробках (для измерения, взвешивания, сравнения по величине, форме), счётный материал, головоломки, магнитные цифры, счёты, линейки разной длины, измерительные рулетки разных видов, часы песочные, часы игрушечные, секундомер, пазлы «Цифры», кубики с цифрами, наборы геометрических фигур и форм, примеры в картинках, логические

кубы разных видов, наборы карточек с цифрами, счётные палочки.

Цель: Создать условия для формирования основ целостного мировидения у дошкольников.

Задачи: Оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей детей

Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Центр двигательной активности

«Если хочешь быть здоров!»

Мячи и шары разных размеров, прыгалки, кегли, городки, скакалки, обручи, дидактическая игра «Угадай вид спорта», альбом «Виды спорта», альбом считалок и физкультминуток, набор памяток «Если хочешь быть здоров», ребристая доска, пуговичная дорожка, дорожка «Здоровье», маски и атрибуты для игр, ленточки, флажки, мешочки с песком.

Цель: Создать условия для формирования потребности в двигательной активности и физическом развитии.

Задачи: Развивать умение управлять движениями; активизировать интерес к движению; обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом.

Литература:

Инновационная программа  дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой

Мозаика-синтез, Москва 2020 г. (6-е издание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении.

Педагогам предлагаются методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в связи с обновлением содержания дошкольного образования, советы по обеспечению группового пространства разн...

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...

материалы методического объединения Организация предметно-развивающей среды ДО в связи с введением ФГОС дошкольного образования

Требования  ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде ...

Методические основы организации предметно-развивающей среды в средней группе

Рекомендации о создании предметно-развивающей и игровой среды в дошкольном учреждении (с приложениями)....

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в детском образовательном учреждении

методические рекомендации для педагогов по организации предметно - развивающей среды в ДОУ...