Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования
материал (младшая группа)

Комарова Татьяна Владимировна

Мониторинг экспериментальной деятельности детей 3-4 лет  за 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика исследовательской активности детей второй младшей группы в процессе экспериментирования 2021-2022 учебный год.

Диагностирование проводится путем каждодневного наблюдения за ходом исследовательской деятельности – на специально организованных занятиях по всем образовательным областям, в режимных моментах, в свободной деятельности.  

За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И.)

Этапы  эксперимента

2-я младшая группа

   1-й этап

Осознание

проблемы

Проявляют любопытство, задают первые вопросы природоведческого характера.

2-й этап 

   Формулирование задачи

Задачу эксперимента формулирует воспитатель, и дети ее понимают

3-й этап 

 Продумывание методики

При проведении простейших экспериментов начинают отвечать на вопрос взрослого: "Как это сделать?".

4-й этап 

  Выслушивание инструкций         и рекомендаций

К         концу         года начинают выполнять

инструкции, содержащие         два поручения сразу.

5-й этап

Прогнозирование результатов

При проведение простейших опытов начинают отвечать на вопрос: «Что случится если мы сделаем это?»

6-й этап 

 Выполнение работы

Работают вместе         с воспитателем.

 7-й этап

Выполнение правил безопасности

 

 

Начинают предвидеть некоторые последствия своих действий.

Реагируют на предупреждения взрослых, если до этого убеждались в их правильности. Контроль со стороны взрослых обязателен.

8-й этап 

 Наблюдение результатов

Появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение длится         1-2 минуты. Простые наблюдения ведутся самостоятельно, остальные - под непосредственным руководством педагога.

9-й этап 

 Фиксирование результатов

К концу года начинают использовать готовые формы (циферблаты, фотографии, картинки).

10-й этап 

 Анализ полученных

данных

Запоминают следствия некоторых экспериментальных воздействий. Понимают простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей.

11- й этап 

 Словесный отчет         об увиденном

Развернуто отвечают         на вопросы взрослых по теме наблюдения. Нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя.

 12-й этап 

 Формулирование выводов

Отвечают         на вопросы взрослых по теме наблюдения и эксперимента

Критерии исследовательской деятельности  

Соответствие знаний детей требованиям программы

Уровень подготовленности детей

Кол-во баллов

Полностью соответствуют программе

Нормальный

1

Опережают программу на 0,5 –1 группы 

Высокий

1,5

Опережают программу на 1,5 – 2 группы

Очень высокий

2

Отстают от программы на 0,5–1 группу

Низкий

0,5

Отстают от программы на 1,5–2 группы

Очень низкий

0

Суммарное количество баллов по всем 12 пунктам позволяет сделать вывод об общем уровне исследовательского развития данного воспитанника.  

Уровень

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы.

Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий.

При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?»

К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты.

Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Средний

Проявляет желание что-то сделать.

Желание что-то сделать выражает словами.

Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

Работает с помощью воспитателя. Взрослые должны постоянно привлекать внимание ребенка к наблюдаемому объекту.

Отвечает на простые вопросы взрослых. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Низкий

Проявляет первые признаки желания что – то сделать.

Некоторые действия становятся целенаправленными.

Предугадывает последствия некоторых своих действий, производимых с предметами.

Манипулируют предметами осознанно. К сосредоточению и целенаправленному наблюдению не способны.

Называют предметы и действия, совершаемые с ними.

Показатели уровня овладения экспериментальной деятельностью дошкольниками младшего возраста (3-4 лет) группа «Паровозик из Ромашково»

2021-2022гг.

Количество детей: 25

Критерии

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Итого

Уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

11%

29%

0%

11%

0%

20%

6%

23%

6%

26%

5%

22%

Средний

46%

60%

57%

57%

51%

63%

43%

50%

54%

47%

51%

55%

Низкий

43%

11%

43%

32%

49%

17%

51%

27%

40%

27%

44%

23%

Вывод:

Таким образом, результаты мониторинга на конец 2021-2022 учебного года показали следующее:

- с высоким уровнем развития 22% -дети самостоятельно видят проблему.    Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность.  Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе, делают выводы.

-Со средним уровнем – 55% -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес.  Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

-С низким уровнем развития – 23% включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.  Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

В результате сравнительного анализа показателей усвоения знаний по опытно –экспериментальной деятельности на начало и конец учебного года выявлено следующее: количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 17%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 4% за счет увеличения количества детей с высоким и средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем (причины: низкая речевая активность).

Перспективы: Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы; планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов; отбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям логопеда).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».

Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. П...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов

Самообразование по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей второй младшей группы посредством детско-взрослых исследовательских проектов"...