Из опыта работы по приобщению детей к культуре и традициям русского народа.
статья (старшая группа)

Черепанова Вера Павловна

Современный мир динамичен и противоречив. Смена эпох накладывает свой отпечаток на поведение и нравы общества, меняются общечеловеческие взгляды и ценности. Новое, так ли оно прекрасно?!

В наше неспокойное время, полное неожиданностей и тревог мы  всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей? Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом является его духовное и нравственное возрождение. Терпение, щедрость, милосердие, доброта, любовь к природе, к окружающим людям, к своей Отчизне - вот что всегда лежало в основе культуры, традиций  и быта русского человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего историю своей Родины, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В 2021 году нашим педагогическим коллективом дошкольного учреждения была сформирована инициативная группа педагогов и разработан план образовательной работы по приобщению детей к культуре и традициям русской народной культур. Были определены значимые аспекты этой деятельности:

·        Погружение в мир самобытных предметов;

·        Широкое использование всех видов фольклора;

·        Приобщение к народной культуре через народные праздники и традиции;

·        Знакомство с  декоративной росписью;

Таким образом, приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, способствует развитию личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

         Детском саду нет помещения для создания музея «Русская изба», поэтому было принято решение создания её миниатюры. Воспитатель второй младшей группы Долгополова Светлана Владимировна создала лепбуки «Русская изба» и «Народный быт», которые позволяют в любое время познакомить детей с особенностями самобытного мира. С помощью материала расположенного в нем можно рассказать интересную историю и показать дивные старинные вещи. В процессе образовательной деятельности дети получают сведения об истории и культуре России.

       Особая роль в системе работы с детьми отводится приобщению к творчеству русских умельцев Нижегородской области, к народным промыслам. Накоплен опыт  работы с Дымковской, Хохломской, Городецкой, Гжельской росписью. В детском саду проводятся выставки детского творчества, и тематические праздники. В процессе художественной деятельности у дошкольников формируются навыки изготовления игрушек и их росписи.

               Работая в направлении чудесного мира языка, дети не только знакомятся с разными видами устного народного творчества: перевертышами, считалками, скороговорками, потешками, сказками, пословицами, но  сами  их придумывают, сочиняют. Развитию творческого мышления способствовали такие задания как: подбор сказок к пословицам, например: «В согласии жить никто не одолеет» («Зимовье зверей»), «Труд кормит, а лень портит» («Колосок»), «Как аукнется, так и откликнется» («Лиса и журавль»), «Что посеешь, то и пожнешь» («Лисичка со скалочкой»).

Сказки - школа народной мудрости. Из них дети черпают множество  познаний,  первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Они позволяют впервые испытать храбрость, стойкость, увидеть добро и зло,  являются важнейшим источником выразительности детской речи, развивают умение тонко чувствовать художественную  форму, мелодию и ритм  родного языка. Народное творчество обогащает словарь детей, формирует фонематическое восприятие, лексику, а также несёт в себе художественный потенциал речи.

Работа со сказкой  проходит  несколько  этапов от восприятия произведения до игр – драматизаций. Наибольшую ценность представляют игры – импровизации по мотивам сказки, где дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят  слова роли и диалоги, эмоционально сочувствуют и содействуют своим героям.   Эмоционально – чувственный опыт детей  хорошо раскрывается в театрализованной деятельности.

 В группах были организованны театрализованные представления с участием детей по  русским народным сказкам: « Гуси – лебеди», « Колобок», «Волк и семеро козлят».

      Большие потенциальные возможности нравственно-эстетического воздействия  на ребёнка заключаются в народной музыке. Знакомство с музыкальным фольклором в ДОУ осуществляет  музыкальный руководитель Шорохова Т.В. Народные  музыкальные инструменты,  песни игрового, плясового характера, частушки, хороводы, элементы народного театра – становятся основой всех обрядовых праздников.

Приобщение  к народным традициям происходит  в форме детского праздника, так как обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, связанные со сменой времен года, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках. Участие в обрядах, играх, хороводах, новая красочная атрибутика, выступление скоморохов, ряженых постепенно приобщает к русским национальным  традициям. На протяжении многих лет воспитателями групп велась работа в данном направлении. Самым  весёлыми праздниками стали – Рождество и Масленица. 

         Народно – обрядовые праздники всегда связаны с игрой. К сожаленью народная игра почти исчезла из детства, а игра как жанр устного народного творчества является национальным богатством. Народные игры и по сей день являются школой жизненного опыта, накопленного предыдущими  поколениями, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры.

Игра, игры - хороводы составляют часть каждого занятия  по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали:  « Заря – заряница», «Золотые ворота», «  Дедушка Рожок»,

« Гори- гори ясно»,  «Дударь», « Жмурки», « Каравай»,  « Баба яга» и т.д.

           Неформальный подход к работе с родителями помогает найти  в них единомышленников, они становятся активными участниками  в конкурсах различного уровня, являются участниками выставок « Осенняя фантазия », « Город мастеров», помогают  своим детям  в изготовлении атрибутов, пошиву русских народных костюмов для выступлений. 

В процессе такой  целенаправленной работы, через различные  формы  приобщения  к  истокам  русской народной культуры, у  детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается  совокупность культурных ценностей, что  способствует  развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя  на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к культуре и истории русского народа.

v          Приобщение детей к истории и культуре русского народа  «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрыв...

Программа по «Приобщению детей к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором: «Живая связь времён».

    Цель программы: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным традициям русского народа на основе знакомства с фольклором, используя развитие продукти...

проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа

творческий проект по приобщению детей к культуре и традициям русского народа через историю игрушки...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа

         Статья об актуальности нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к истории, культуре и традициям русского народа...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ РУССКОГО НАРОДА КВЕСТ-ИГРА «НА РУССКОЙ ЯРМАРКЕ»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: старший дошкольный возраст.Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммун...

Консультация для педагогов и родителей на тему: «Приобщение детей к культуре и традициям татарского народа»

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского...