Методические подсказки: "Хозяйственно - бытовой труд в детском саду"
консультация

Котко Людмила  Николаевна

Для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hozyaystvenno-bytovoy_trud_v_d.s.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Методические подсказки: «Хозяйственно – бытовой труд в детском саду»

Составил: Котко Л.Н. старший воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №

        

В системе дошкольного воспитания детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями является одним из видов деятельности и важным воспитательным средством.

        Детям посильны 4 вида труда:

        - самообслуживание;

        - хозяйственно - бытовой труд;

        - труд в природе;

        - ручной труд.

        Хозяйственно – бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке.

        Правильное участие детей в хозяйственно - бытовом труде начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребенка дают ему возможность проявить самостоятельность, активность при выполнении трудовых операций, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно – бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, взрослому) способствует формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим. В этом возрасте большое внимание занимает труд по самообразованию (убирают игрушки, благодарят после еды, задвигают стул, ставят обувь, складывают одежду).

        В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать маленький беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

(убирают игрушки (I младшая группа).

        На третьем году жизни у ребенка формируются предпосылки, обеспечивающие возникновение трудовой деятельности.

        Ознакомление детей с новой трудовой операцией следует начинать в совместной деятельности со взрослым. Сначала  воспитатель обращается к малышу с просьбой помочь, например: протереть стол. Затем рассказывает и показывает, что и как нужно сделать: «Сегодня Аня помогает мне протирать, стол – и середину и края. Хорошо помогла мне Таня. Мне бы одной без неё было трудно, долго бы пришлось работать!». Такая совместная деятельность помогает установить контакт между ребенком и взрослым.

        Дети очень хотят быть значимыми. Они с гордостью выполняют «почетные» поручения – расставить салфетницы (без салфеток), хлебницы (без хлеба).

        Детей приучают убирать игрушки перед выходом на прогулку, перед уходом с улицы. Сами малыши к этому не стремятся. Поэтому нужны игровые приемы. Например: «Посмотрите на меня, - говорит воспитатель. Сейчас я превращусь в подъемный кран, который мы недавно видели. Вот я заметила машину, подцепила ей аккуратно и положила в ящик». Хотите поработать подъемными кранами?

        Для формирования у детей представлений о хозяйственно – бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание на то, что делает младший воспитатель (чисто моет посуду, пол, наводит порядок). Организуя подобные наблюдения, педагог использует ситуации, позволяющие малышам принять элементарное участие в труде взрослого: убрать карандаши,  повесить на низко висящую веревку выстиранное кукольное бельё.

        Выполнение детьми элементарных трудовых поручений вполне доступно для малышей 2 – 3 лет и вместе с тем ценно, так как готовит их к дальнейшей трудовой деятельности.

        Хозяйственно – бытовой труд детей 3-4 лет,   в основном сводится к выполнению простейших индивидуальных поручений: отдельных действий, которые малыши поначалу совершают совместно со взрослыми, например, убирают на участке листья, сметают снег со скамеек, ступенек и т.д. И пусть их помощь невелика (порой дети только мешают), но её следует всячески поощрять, поскольку эти действия содержат зачатки коллективного труда и способствуют воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Необходимо чтобы труд был посильным для детей. Однако уже в этом возрасте они должны почувствовать, что всякий труд связан с преодолением трудностей. Только прилагая усилия, малыши ощутят радость от своего труда. Важно так же чтобы работа завершилась наглядным результатом, тогда дети осознают его значимость, необходимость («Мы все вместе убрали игрушки, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно светло и уютно»).

          Дежурить в столовой. Готовить их к этому постепенно.  Путем поручений у малышей формируют умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала их учат ставить на стол салфетницы и хлебницы, затем раскладывать ложки.На первоначальных этапах обучения взрослый накрывает стол вместе с детьми, в дальнейшем они это делают сами с незначительной помощью воспитателя. Дети дежурят за теми столами,  за которыми сидят. Дежурные должны быть в «униформе» (фартуки, колпаки и т.п.). Маленьким детям и форма и само дежурство доставляет радость.

        Воспитатель приобщает детей к подготовке материалов к занятиям (разложить, а затем собрать коробки с карандашами, кисти, доски для лепки, поставить стулья для занятия).

                В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда усложняется в основном за счет увеличения количества процессов этого труда. Как и ранее, основной формой его организации является поручения, которые дают возможность систематически привлекать всех воспитанников к разнообразной трудовой  деятельности.

        Дети 4-5 лет еще плохо владеют необходимыми навыками и нуждаются в обучении, поэтому поручения дают одному ребенку или небольшой подгруппе (2-3 человека). Просят навести порядок в шкафчике со строительным материалом. Трудовые усилия детей надо обязательно оценить: «Спасибо вы мне здорово помогли. И так быстро справились с работой! Должно быть, работали дружно. Я права?»

        В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда усложняется. Если раньше дети выполняли отдельные трудовые действия, то теперь они осваивают целостные трудовые процессы (моют игрушки, стирают кукольную одежду).

        Хозяйственно – бытовой труд можно организовать в утренние и вечерние часы, в группе и на прогулке.

        Важно напомнить ребенку, что выполненная им работа нужна не только ему, но и сверстникам, малышам взрослым. Это даст возможность еще раз подчеркнуть общественную значимость труда.

        В этом возрасте ребенок один сервирует свой стол, так как пока детям трудно согласовать свои действия с действиями сверстника. Ребенок учится расставлять хлебницы, чашки с блюдам, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи). Со второй половины года дежурный может сервировать уже два стола.

        Убирать посуду, кроме чашек (их дети самостоятельно относят), должен взрослый.

        Дети самостоятельно готовят рабочие места для предстоящего занятия, убирают их после окончания работы, моют кисточки, баночки и.т.п.

        Для осмысления детьми общественной значимости хозяйственно – бытового труда в воспитательной работе с ними используют соответствующую литературу («Полюбуйтесь-ка игрушки» Е.Благининой) иллюстрации к книгам и картинкам («Дежурство», «Подготовка к празднику»), беседы по этим материалам.

        Внимание педагога должно быть направлено не только на расширение количества представлений о содержании хозяйственно – бытового труда, но и на воспитание добрых чувств к взрослым, благодарности за их работу.

        В старшей группе расширяется содержание хозяйственно – бытового труда детей. Детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое для её выполнения, быть аккуратными во время работы, не мешать товарищам.

        Значительно чаще, чем ранее, организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых (изготовление атрибутов для игр, елочных украшений, подарков родителям).

        Наряду с участием в коллективной деятельности дети выполняют и индивидуальные поручения.

        Дежурства детей этого возраста должны носить более самостоятельный характер, так как они уже приобрели нужные для этого умения. Детей приучают самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного по столовой: сервировать слот, убирать посуду после еды.

                Хозяйственно – бытовой труд детей подготовительной группы носит более самостоятельный характер. В совместном труде могут участвовать все дети. В некоторых случаях целесообразно объединять их в подгруппы. Например, во время уборки на участке одна подгруппа сгребает опавшие листья, вторая убирает сучья и камешки, третья уносит мусор. Внутри подгруппы дети организуют работу самостоятельно.

         Дежурство по столовой, по уголку природы трудностей у детей этого возраста не вызывает. Дети самостоятельно и добросовестно выполняют обязанности дежурного по столовой: полностью сервируют стол, раздают второе и третье блюдо; убирают посуду после еды, подметают пол.

        Приучаем детей самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки розетки для красок и т.п. протирать столы.

        Поощрение приносит ребенку радость, удовольствие, возможность почувствовать себя умелым, самостоятельным, настоящим помощником. При таких приемах педагогического руководства в старшем дошкольном возрасте удается сформировать довольно стойкие мотивы, определяющие нравственную основу личности ребенка, его трудовой деятельности.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.

ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...

ХОЗ-БЫТОВОЙ ТРУД В ДЕТ -САДУ

В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ НЕОБХОДИМО РАСКРЫТЬ ДЕТЯМ   ЗНАЧЕНИЕ  ТРУД: ТРУДИТЬСЯ -ЭТО ЗНАЧИТ ЗАБОТИТЬСЯ О КОМ-ТО ,НЕОБХОДИМО ПОКАЗАТЬ 5 КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : 1 ЗАДУМКА   2 ) МАТЕР...

Методические приемы хозяйственно-бытового труда в средней группе.

Консультация для воспитателей по организации трудовой деятельности с дошкольниками в средней группе....

Методическая разработка "Труд в детском саду"

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам, педагогам, и родителям важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ре...

Методические приемы хозяйственно-бытового труда в средней группе.

Консультация для воспитателей по организации трудовой деятельности с дошкольниками в средней группе...

Л.В. Куцакова Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет

В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание в...