Методы и приемы с детьми по формированию навыков трудовой деятельности
консультация

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_metody-trud_3_3.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы с детьми по формированию

навыков трудовой деятельности.

Митрофанова О.Г., воспитатель

Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы - педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей методы и приемы.

 Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра.

Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников.

Специфика детского труда заключается в следующем:

  • ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
  • труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
  • трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
  • труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
  • деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
  • дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
  • действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
  • дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
  • детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
  • результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. 

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы  довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. 

Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобретают навыки, необходимые для накрывания на стол, становиться более самостоятельными при выполнении работы

   Ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда, о содержательной части трудовой деятельности взрослых Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и  подготовительной группах. В этом возрасте навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе можно использовать такую форму, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

При организации труда с детьми необходимо помнить:

1. Любой труд должен быть  целесообразным, необходимым, понятным, интересным, выполняться детьми с удовольствием.

2. В процессе труда должно быть не только физические, но и умственные (условия) усилия.

3. Труд должен способствовать познанию окружающего мира, открывать простор для творчества, смекалки, инициативы.

4. Труд должен быть посильным, доступным, хорошо организованным, дозированным по объему и во времени.

5. Необходимо учитывать особенности физического развития детей.

6. При проведении любой формы трудовой деятельности воспитатель трудится вместе с детьми.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых.

Составной частью трудового воспитания выступает трудовое обучение как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими умениями и навыками в той или иной сфере труда.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нём участвовать.

Методы трудового воспитания:

Базовыми методами трудового воспитания являются следующие : наглядный, словесный и практический.

К наглядному методу относятся такие приемы, как:

- непосредственный показ. При показе у детей через органы зрения создается зрительное представление.

- наглядные пособия. При рассматривании фотографий, рисунков, схем и т.д. дети уточняют свои зрительные представления о наиболее сложных действиях.

К словесному методу относят такие приёмы, как:

- Объяснение предстоящей работы. При помощи данного метода, дети получают представление о том, что необходимо сделать.  Объяснение должно быть кратким, точным и понятным.

-Оценка деятельности. Способствует уточнению представлений детей о выполнении трудовых действий:

К практическим методам относят следующие приемы:

- Выполнение трудовых действий

Одновременно нельзя забывать и о том, что успех трудового воспитания невозможен без особого внимания к индивидуальности ребенка. Ведь каждый человек, в том числе и маленький, неповторимая, своеобразная личность со своими интересами,  привязанностями, возможностями, чертами характера.

Трудовое воспитание и обучение играет значимую роль во всей системе коррекционной работы с детьми ЗПР. Основная задача – выработка и совершенствование трудовых навыков,  которые дадут возможность детям с ЗПР социально адаптироваться в обществе.

Включая детей нашей группы в трудовое воспитание я учитываю физиологию, особенности их ,психики, их интересы и способности.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию детей с ЗПР и направлен на создание реальных возможностей детей в самообслуживании. Сначала обучение проводилось индивидуально с каждым ребенком, способом "Рука в руке", затем подгруппами по 2-3 человека.
Ребенок совместно со взрослым достигает успеха в овладении культурно-гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих силах и возможностях. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, различные игры и игровые упражнения в процессе которых можно решить общеразвивающие и коррекционные задачи :.
· поддерживать и поощрять стремление ребёнка с ЗПР к самостоятельности как проявлению относительной независимости от взрослого;
· формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия;
· учить обращаться с предметами домашнего обихода, предметами гигиены и т.п.;
· выполнять орудийные действия с предметами бытового назначения; накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах, способствующих развитию самоуважения, чувства собственного достоинства
· закладывать основы бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами гигиены, одежды, обувью и т.п.;
· воспитывать навыки опрятности, культуры еды (культурно-гигиенические навыки);
· развивать общую и мелкую моторику, координацию движения рук, зрительно-двигательную координацию в процессе умывания, раздевания и одевания, приёма пищи;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при выполнении процессов самообслуживания; учить помогать друг другу в процессе самообслуживания (причёсывание, раздевание, одевание и т.п.) На данный момент большая часть детей умеют мыть руки самостоятельно, умываются , пользуются своим полотенцем, а также у них сформированы простейшие навыки культуры поведения во время еды. Одеваются и раздеваются при небольшой помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников с ЗПР направлен на формирование и поддержание навыков чистоты и порядка в помещении и на участке и заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Наши дети стремятся поддерживать порядок в группе, любят выполнять небольшие поручения. А также, начиная с этого года дежурят по столовой и подклеивают книги с помощью педагогов. Организуя труд детей в природе мы просим наших воспитанников помочь полить растения, протереть листья, а также им нравиться расчищать дорожки от снега и кормить птиц на участке

Хотелось бы отметить, что в своей работе используем более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда.

                                                 

СЛАЙД СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буре Р.С., Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.-  3-е изд., испр., доп.- М., 1983.

2. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание  нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой.  М.: Просвещение, 1998.

5. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде.- М., 1990.

6. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ.  высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и  др.; Под ред. С. А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Тема: Метод Маленьких Человечков

мастер-класс по методу моделирования маленькими человечками, который  помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников....

Обобщение опыта: «Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и навыков трудовой деятельности».

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства....

Организация предметно-развивающей среды по трудовому воспитанию навыков трудовой деятельности.

Для обучения детей трудовым действиям необходима специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда....

Мастер класс для педагогов ДОУ по теме: «Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста»

Обобщить знания педагогов ДОУ о методах и приёмах организации работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста; повысить уровень компетенции педагогов ДОУ по данной ...