Консультация для педагогов «Методические особенности формирования математических представлений дошкольников посредством реализации современных технологий»
консультация

Процесс овладения элементарными математическими представлениями должен быть ненавязчивым, привлекательным, радостным для ребенка. И только тогда он будет эффективным и результативным, когда дети не знают и не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они просто играют. Они не заметно для себя в процессе игровых действий считают, сравнивают, обобщают, классифицируют, решают логические задачи и т.д. Анализируя методические особенности формирования математических представлений дошкольников посредством реализации современных технологий, отметим далее несколько наиболее эффективных технологий. Технология 1. Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методы: морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая аналогия), наоборот. Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п. Основная цель: формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Возможности метода: развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление. Формирует подвижность и системность мышления. Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД) представлена следующим образом:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 68»

Консультация для педагогов

«Методические особенности формирования математических         представлений дошкольников посредством реализации современных технологий»

Подготовила:

Воспитатель Башмакова М.А.

г. Воронеж 2023 г

Процесс овладения элементарными математическими представлениями должен быть ненавязчивым, привлекательным, радостным для ребенка. И только тогда он будет эффективным и результативным, когда дети не знают и не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они просто играют. Они не заметно для себя в процессе игровых действий считают, сравнивают, обобщают, классифицируют, решают логические задачи и т.д.

Анализируя методические особенности формирования математических представлений дошкольников посредством реализации современных технологий, отметим далее несколько наиболее эффективных технологий.

Технология 1. Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методы: морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая аналогия), наоборот.

Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.

Основная цель: формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Возможности метода: развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление. Формирует подвижность и системность мышления. Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

 Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД) представлена следующим образом:

  1. Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.
  2. Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке». (Роль Героя будут выполнять сами дети).
  3.  Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).
  4. Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.

Цепочка примерных вопросов: Объект, ты кто? Объект, какого ты цвета? Объект, какое у тебя главное дело? Объект, что ты ещё умеешь делать? Объект, какие у тебя есть части? Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя? Обозначать форму нахожусь, в природном мире (лист, ёлка, треугольник предметов вершины.   Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.

Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ). 1. Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД. 2. Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. 3. Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам). Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года). В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ. Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе? В своей работе я использую: а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна; б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков. Системный оператор – модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем 9-тиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы. Цель: формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.

Возможности метода:

1. Развивает воображение, речь детей. Формирует у детей основы системного мышления.

2. Формирует элементарные математические представления.

3. Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение. 4. Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.

5. Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.

Минимальная модель системного оператора – это девять экранов. На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором. В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры («Озвучь диафильм», «Волшебный телевизор», «Ларец»). Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7). В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец. – Алгоритм работы по СО:

Воспитатель: для чего люди придумали число 5?

Дети: обозначать количество предметов.

Воспитатель: из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).

Дети: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.

Воспитатель: где находится число 5? Где вы видели число 5?

Дети: на доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге.

 Воспитатель: назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.

Дети: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.

Воспитатель: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?

Дети: Числом 4.

Воспитатель: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?

Дети: Числом 6.

Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема). Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели. В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3 Что может представлять собой системный оператор в группе? В работе используется системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.

Технология 2. Синектика.

В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов». В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам. Цель: формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами по заданным признакам.

Возможности метода: развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление. Формирует элементарные математические представления. Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды. Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка. Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: «Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)», «Волшебные очки», «Найди предмет такой же формы», «Мешок с подарками», «Город цветных Цифр» и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией связано с развитием творческого воображения. В связи с этим важным является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов: а) умению «включать» объект в новые связи и отношения («Дорисуй фигуру»); б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный («На что это похоже?»).

Игра «Что на что похоже?»

Цель: развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.

Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.

Например, Воспитатель: на что похожа цифра 3?

Д: на букву з, на змейку, на ласточку, ….

Воспитатель: а если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение? Дети: на рога барана.

Воспитатель: на что похож ромб?

Дети: на воздушного змея, на печенье.

Технология 3. Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры «Да-Нет». Способность ребенка к постановке сильных вопросов (поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать ребенку образцы других форм вопросов, демонстрируя различия и исследовательские возможности этих форм. Важно помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру «Да-нет».

Основная цель: формировать умение сужать поле поиска, обучать мыслительному действию - дихотомия.

Возможности метода: развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей. Формирует элементарные математические представления. Ломает стереотипы в формулировке вопросов. Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм). Активизирует словарь детей. Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера. Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Суть игры: дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: «да», «нет» или «и да, и нет». Ответ воспитателя «и да, и нет» показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.

Игра «Да-нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами). Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник). Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму: это трапеция?

- Нет.

- Это справа от трапеции?

- Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).

- Это овал?

- Нет.

- Это слева от овала?

- Да.

- Это круг?

 - Нет.

- Это справа от круга?

- Да. Это призма?

- Да, молодцы.

Технология 4. «Наоборот». Суть метода состоит в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.

Основная цель: развитие чувствительности к противоречиям. Возможности метода: развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления. Формирует элементарные математические представления. Развивает у детей умение подбирать и называть пары. Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.

Метод «Наоборот» является основой игры «Наоборот».

Варианты игры:

1. Цель: формировать умение детей находить слова антонимы. Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.

2. Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот». Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика» и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».

Технология 5. Блоки Дьёнеша.

Классический вариант логических блоков Дьенеша представляет собой набор из 48 различных фигур: четырех форм (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные); трех цветов (синие, желтые, красные); двух разных видов и размеров (маленькие и большие, тонкие и толстые). В таком наборе нет одинаковых фигур. Любая из геометрических фигур определяется четырьмя важнейшими свойствами – величина, форма, цвет и толщина. Для детей, которые только приступают к работе с блоками Дьенеша, можно предложить набор из 24 геометрических фигур, убрав тонкие или толстые фигуры. В подобном варианте фигуры имеют разницу только по трём признакам: форма, величина и цвет.

Игры с блоками подразделяются на три варианта сложности. В первую очередь дети пробуют оперировать одним свойством (например, среди всех фигур нужно найти только синие), затем ребёнок овладевает двумя свойствами (например, сложить цепочку из фигур, чтобы каждая следующая фигура была такой же по форме, но другой по цвету), а в третьем варианте ребёнок уже оперирует тремя свойствами. Большой плюс такой методики – это то, что её можно использовать в обучении детей с самого раннего возраста (2-3 года). В наборе с блоками имеется инструкция, которая достаточно детально знакомит с методикой данного автора. В свою очередь, существуют различные альбомы и пособия по использованию блоков.

Приведем примеры употребления логических блоков Дьенеша в дидактических играх с детьми дошкольного возраста:

- Найди все блоки (фигуры), как эта» по форме (по цвету, размеру). «Найди не такую фигуру, как эта» по форме (по цвету, размеру).

- «Второй ряд». Необходимо выложить в ряд 5-6 любых фигур. Затем построить под этим рядом второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой первого ряда оказалась фигура любого другого цвета (размера, формы); такого же цвета, но другого размера (формы); другая по размеру и цвету; не такая по цвету, форме и размеру.

- «Домино». В такой игре одновременно могут принимать участие не больше четырех детей. Фигуры делятся поровну между всеми участниками игры. Каждый игрок по очереди делает свой ход. Но если отсутствует фигура, то свой ход игрок пропускает. В итоге, победа у того, кто первым выложит все фигуры. Например: фигурами другой формы (размера, цвета); фигурами такой же формы, но другого цвета или такого же цвета, но другого размера; фигурами другой формы и цвета (размера и цвета, толщины и размера); такими же фигурами по форме и цвету, но другого размера (такими же по форме и размеру, но другими по цвету); ход фигурами другой формы, размера, цвета, толщины.

Таким образом, игры с блоками Дьенеша оказывают воздействие на развитие у детей дошкольного возраста математических способностей, а также простых логических структур мышления, являются пропедевтикой к изучению информатики в школе. Также большой интерес вызывают занятия в нетрадиционной форме: по мотивам сказок, в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, викторин, сюжетно- ролевых игр, КВН, «Поля-чудес», занятия с использованием ИКТ и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Моделирование в развитии математических представлений дошкольников"

В консультации представлены методические рекомендации о видах моделей, которые можно использовать в работе по развитию математических способностей у детей....

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...

Программа проведения Педагогического совета «Развитие логико-математических представлений дошкольников, посредством игровых инновационных технологий»

Педагогический совет «Развитие логико-математических представлений дошкольников, посредством игровых инновационных технологий»...

Консультация для педагогов «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста– это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Для со...