"Значение народных праздников в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
статья

Консультация по музыкальному воспитанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад  № 29 «У Лукоморья»

"Значение народных праздников в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

(из опыта работы)

                                              Подготовили:

Золотухина Татьяна Николаевна,                                                                           Григорьева Елена Михайловна,                                                                        музыкальные руководители,                                                                               МБДОУ детский сад №29                                                  «У Лукоморья»

Саяногорск, 2023

Без прошлого — нет будущего,

Без языка — нет нации,

Без нации — нет культуры,

Без культуры — нет народа.

Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.

Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми; воспитывают уважение к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.

В нашем дошкольном образовательном учреждении систематически проводятся мероприятия по ознакомлению дошкольников с сезонными народными праздниками, что обогащает чувственный опыт дошкольников к культурному наследию народа.

Осенью отмечаем праздник «Осенины». 

Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. Этот праздник воспитывает у детей бережное и заботливое отношение к природе, уважение, интерес к обычаям. На осенинах дети знакомятся с народными играми и хороводами, заучивают пословицы и поговорки. У воспитанников формируются такие нравственные качества, как доброта, взаимопонимание, отзывчивость, бережливость, общительность, душевность.

В зимнее время проводим праздник «Рождественские колядки». На этот праздник воспитанники разучивают рождественские колядки, играют в русские народные игры, водят хороводы, колядуют. Этот праздник воспитывает у детей доброту, скромность, любовь к ближнему, вежливость. В процессе проведения праздника у воспитанников формируются такие нравственные ориентиры, как доброта, отзывчивость, искренность, коллективизм, общительность, душевность.

Одним из народных праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою  показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.

Очень значимо в процессе праздника оформление, которое, прежде всего, должно отвечать содержанию праздника. Необходимо стараться, чтобы оформление развивало у детей художественный эстетический вкус, было понятно для ребёнка, создавало у всех радостное настроение, предвосхищающее событие. Несложные поручения можно дать и детям: им также важно осознавать и увидеть свою роль в проведении праздничного мероприятия.

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы. Ни один праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах. Музыкальные игры позволяют сделать пение, игру на музыкальных инструментах более интересной и доступной для детей.

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Создают возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Работа в данном направлении показывает, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. И мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста(из опыта работы)

Статья из опыта работа по экологическому воспитанию....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Статья "Образ и роль народной куклы в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста" (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Задача по воспи...

«Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Работая с детьми, я обратила внимание, что дети совершенно не могут играть вместе, присутствуют такие качества как: злость, жадность, самолюбие, обидчивость. Передо мной встала задача, как научить дет...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...