Самообразование педагога Гагановой Е.Д. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в общении и игре»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Гаганова Елена Дмитриевна

Актуальность темы:

 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Л.С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_gaganova_e.d.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на 2022-2023 учебный год

педагога Гагановой Елены Дмитриевны

Тема: «Развитие связной речи детей

дошкольного возраста»

Вид проекта: долгосрочный (1сентября 2022г. – 31 мая 2023г.).

Участники проекта: дети подготовительного возраста, воспитатели, родители детей.

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

      - формировать грамматический, лексический строй речи;

- развивать монологическую диалогическую, форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

- создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах деятельности.

Актуальность темы:

21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Наблюдая за детьми их родителями мною был сделан вывод, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Хорошая речь – залог успешного обучения грамоте и развития. Известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Раздел плана

Содержание деятельности по саморазвитию

Сроки

Форма предоставления самообразования

Подготовительный этап

Ушакова О. С.: «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий»

Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста                                                  Никифорова Е., Развитие речи дошкольника.                            Максаков А. И. Учите, играя М., Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Работа с методической литературой.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»

Основной этап

В работе с детьми

 «Моя любимая игра»

Проведение речевых  игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». 

Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми Мастер – класс «Подготовка игры для детей своими руками»

В работе с родителями 

Составление памяток

“Поиграем вместе”

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Папка передвижка «Как разнообразить игровую деятельность»

В работе с педагогами

 «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи дошкольников»

В течении года

Декабрь

 

Январь

Февраль

В течении года

Беседа                      Работа с загадками   Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам                           Работа над пересказами сказок, рассказов с использованием опорных  схем

Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей. Подбор игр. Изготовление атрибутов к дидактическим играм. Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. Составление памяток для родителей по данной теме

Семинар-практикум

Итоговый этап

Оформление фотовыставки «Вот как я играю в детском саду»

Праздник «Красивой речи»

Март

Апрель

Проведение различных игр на закрепление пройденного материала.

Составление сценария к

досугу.

Вывод: Создать условия для развития связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи через игровую деятельность, повысить свой профессиональный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...

План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цели и задачи  Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...