Методическая разработка "Игра в шахматы и шашки как средство интеллектуального развития дошкольников"
методическая разработка

Куляк Татьяна

Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Опирается на нетрадиционный подход к обучению:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в  процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур.

Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника» составлена с учётом опыта работы.

Разработка адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 

                 

https://i.ebayimg.com/images/g/hQwAAOSwJ5xh10sF/s-l400.jpg

 

Авторы – составители: Завялова Татьяна Анатольевна, воспитатель; Куляк Татьяна Анатольевна

«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника», Методическая разработка,  2022. – 29 стр. 

Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте.

Опирается на нетрадиционный подход к обучению:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в  процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур.

Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника » составлена с учётом опыта работы.

Разработка адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических колледжей и вузов, родителям.  

https://spdp7.eps74.ru/Storage/Image/PublicationItem/Image/big/687/img0.jpg

           

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи.
  3. Дидактические принципы.
  4. Методы проведения игровых встреч
  5. Формы организации работы.
  6. Методика взаимодействия с детьми.
  7. Планируемые результаты.
  8. Приложение.

  «…Без шахмат и шашек нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
                                                    В.Сухомлинский

Система дошкольного образования по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития».

Одним из ведущих принципов ФГОС Дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Обучение дошкольников игре в шахматы и шашки способствует осуществлению этого принципа и является весьма актуальным на сегодняшний день.

Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Ряд ученых, в том числе швейцарский психолог Жан Пиаже установили, что в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей детей и подкреплении плодов мышления действиями.

  1. Пояснительная записка

Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.

Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.

Отличительной особенностью методической разработки  является:

-  направление  акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;

- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.

https://img2.freepng.ru/20190313/vef/kisspng-chess-piece-pawn-portable-network-graphics-clip-ar-pawn-black-chess-piece-png-clip-art-best-web-cli-5c88b713cb4623.5402268215524636358326.jpg

  1. Цели и задачи методики

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.

Обучающие задачи:

  • научить детей играть в настольную игру шашки и шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
  • обучить  простым комбинациям, практике шашечной игры;
  • обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шахматной и шашечной партии.

Развивающие задачи:

  • развивать стремления детей к самостоятельности;
  • активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
  • развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.

Воспитательные  задачи:

  • воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;
  • воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
  • выработать  у детей умения применять полученные знания на практике.

  1. Дидактические  принципы
  1. Развивающей деятельности – игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  2. Активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  3. Вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  4. Доступности, последовательности и системности программного материала
  5. Творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

  1. Методы проведения игровых встреч

  • словесный. К данному методу относим: рассказ, беседу, объяснение;
  • наглядный. Это иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
  • практический. К данному методу относим: решение шашечных концовок, задач, этюдов, упражнений, тренинг, соревнования, работа над ошибками.
  1. Форма организации работы

Направления

-  методическая деятельность с педагогами;

-  организованная кружковая деятельность с детьми;

-  взаимодействие с родителями;

-  социальное партнерство.

Этапы обучения игре в шахматы и шашки

-  знакомство с  доской;

-  знакомство с фигурами;

-  обучение правилам игры;

-  решение  задач и этюдов;

-  игра в шахматы и шашки/

Дидактический материал для занятий

  • коллекция шахмат и шашек из различных материалов;
  • банк мультимедийных презентаций и мультипликационных фильмов на шахматную тематику;
  • картотека дидактические игр;
  • картинки-раскраски.

Обучение игре в шахматы и шашки осуществляется в ходе совместной деятельности с детьми с использованием различных форм и методов.

Методы работы: 

Использование игровых форм, привычных детям, но с шахматной тематикой:

  • чтение шахматных сказок;
  • обыгрывание знакомых сказок с заменой персонажей шахматными фигурами (театрализованная деятельность) ;
  • сенсорные игры с шахматной тематикой (Например, «Найди такую же», «Расставь фигуры по росту», «Пирамида», «Что общего?» и др.);
  • раскрашивание шаблонов шахматных фигур.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • просмотр презентаций, видеоматериалов;
  • образовательные ситуации.

Стимулы для положительной мотивации деятельности детей (новизна, необычность объекта):

  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный момент.

  1. Методика взаимодействия с детьми.

Начальный курс обучения детей основам игры в шахматы и шашки  максимально прост и доступен для детей. При изучении шахматного или шашечного курса, принципиально важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создания игровых ситуаций.

Образовательная деятельность по обучению старших дошкольников игре, осуществляемая в ходе режимных моментов строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Разработанная методика предполагает поэтапное обучение основам Шахматной и шашечной игр:

1 этап - Знакомство с фигурами. 

Задачи первого этапа:

1. Элементарное знакомство с понятием «шахматная/шашечная доска».

2. Знакомство со всеми шахматными фигурами. На данном этапе знакомим детей с шахматной доской и постепенно заселяем ее «жителями» - шахматными фигурами. Для этого предлагаются дидактические игры и игровые упражнения, которые позволяют детям с легкостью запомнить внешний вид фигуры и их название. На данном этапе особое значение приобретают сенсорные игры на шахматном или шашечном материале.

Например, «Шахматная репка».

Посадите «репку» - клубок. Около него малыши по росту выстраивают белые или черные фигуры, поясняя: «Дедка» - это король, «бабка» - ферзь, «внучка» - ладья, «Жучка» - слон, «кошка» - конь, «мышка» - пешка. К концу данного этапа дети знают названия всех шахматных фигур и способны найти заданную фигуру.

2 этап - Фигуры и правило хода.

На этом этапе продолжается  знакомство детей с фигурами и изучаем ходы фигур. Продолжаем знакомство с игровой доской - «дорожками» (горизонталь, вертикаль, диагональ). Термин «дорожка» применяем для легкости произношения.

Например:

- предлагаем из кубиков двух цветов или из квадратов на магнитной доске выложить линию («дорожку»);

- раскрасить линию - «дорожку».

Далее предлагаем задания по поиску элементов шахматной доски в сюжетных картинках.

Работа на данном этапе выстраивается так:

1. На игровой поле появляется одна из фигур. Демонстрируем правило хода фигуры, объясняя детям, что данная фигура может двигаться только по своей «дорожке».

2. Передвигаемся с фигурой по ее «дорожке», тем самым закрепляя правило хода. Используем следующие игры и упражнения: «На одну клетку», «Через клетку», «Через клетку», «Большой прыжок», «Поворот». При этом в процессе обучения игре в предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в образовательную деятельность игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, стихов, песенок о шахматах.

3 этап - Элементы шахматной и шашечной игры.

Данный этап подразумевает игры с ограниченным количеством фигур. На доске появляются несколько фигур. Дети взаимодействуют этими фигурами в соответствии с правилами игры.

Например, в игре «Пешечный бой», пешки находятся на доске в начальном положении. Детям предлагается дойти до противоположного конца доски. Выигрывает тот, кто доберется первым. В этой игре объясняем понятие «Взятие» фигуры противника.

  1. Планируемые результаты

Благодаря играм в шашки и шахматы дошкольники приобретают навыки быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.

Ожидаемые результаты к концу 3-го этапа обучения:

1. У детей сформировано доступное для возрастной категории понятие «шахматная доска». Они знают, форму, цвет и чередование шахматных полей.

2. Дети знают названия шахматных фигур и правильно их показывают.

3. Играют с ограниченным количеством шахматных фигур, применяя правила игры (правило хода и взятие фигуры).

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что предлагаемая методика обучения детей старшего дошкольного возраста азам шахматной и шашечной игры достаточно эффективна и универсальна, и может быть применена в любом дошкольном учреждении Российской Федерации.

  1. Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников

Консультация для родителей , к которой показана большая роль игры в шахматы, как одно из средств развития дошкольников....

Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...

Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие ...

«Шахматы – средство интеллектуального развития дошкольников».

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Дошкольное детство – первы...

Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"

Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....

Шашки как средство интеллектуального развития дошкольников

Современные родители хотят видеть своих детей успешными и умными. Папы и мамы рано приобщают дошкольников к компьютеру, видя в этом залог развития ребенка. Однако есть очень древний и эффективный спос...