Доклад на тему "Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ящик Елизавета Владимировна

Данный доклад несет в себе краткую информацию по 3 напрвлениям работы с детьми старшего дошкольного возраста в направлении арт-терапии ("Техника Эбру как метод развития творческого воображения детей дошкольного возраста", "«Живая глина»: арт-терапевтический метод в работе с детьми 5-7 лет", "Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «монотипия»").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_art-terapiya.docx20.65 КБ
Файл art-terapiya.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений

Техника Эбру как метод развития творческого воображения детей дошкольного возраста

История появления Эбру. Термин Эбру происходит от персидского ebri, что означает «воздушные облака». Эбру считается турецким искусством рисования на воде, возникновение самой технологии восходит к странам Востока. Еще примерно в 12 веке в Японии существовало искусство суминагаши, что дословно переводится как «плавающие чернила». Синтоистские монахи с помощью суминагаши наносили уникальные узоры на тонкую рисовую бумагу и ткани для украшения. Техника была настолько популярна, что пользовалась спросом у императора и его приближенных.

В Турции техника рисования на воде появилась ещё в 7 веке. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.

Что такое Эбру. Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Правда, это не обычная вода, да и краски тут нужны специальные. В жидкость добавляют экстракт гевеи – он делает ее густой и вязкой, благодаря чему цветные капли не тонут и не смешиваются, как в обычной воде. Сами краски делаются на основе бычьей желчи и особых минералов. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.

Чтобы рисовать на воде, будут необходимы:

  • вода с загустителем (вода как кисель: крахмал+мука; молоко большой жирности);
  • краски (жидкие;
  • емкость;
  • кисти (тонкий ворс);
  • гребни, шило или спицы;
  • бумага (лучше плотная).

Процесс рисования.

1) Фон. Набираем краски в кисточку и произвольно разбрызгиваем по всей поверхности. Первые капли растворятся – это нормально! Затем краска будет оставаться на поверхности.

2) Основной рисунок. Вся суть рисования Эбру сводится к тому, чтобы создать на поверхности воды круг из краски, а затем при помощи шила всячески деформировать его, создавая удивительные узоры. Чем сложнее рисунок, тем больше мастерства и опыта понадобится от художника. Начать можно с рисования цветов или бабочек. Вот пошаговая инструкция, как нарисовать простой цветок.

3) Перенос на бумагу. Для этого осторожно приложите лист к поверхности жидкости и подождите 10-15 секунд. Можете аккуратно провести по бумаге с наружной стороны, чтобы помочь рисунку отпечататься. Теперь медленно достаем лист: цепляем край и как бы перетаскиваем через бортик емкости. Так лишняя влага стечет обратно в лоток. После этого осталось только высушить ваше творение, поставить его в рамку или поместить в альбом для сохранности.

Суть: помогает детям развивать воображение, интеллект, мыслить нетрадиционно, способность видеть прекрасное в незамысловатых узорах, находить явное в потерянном. Подходит для работы с тревожными детьми, с гиперактивностью, неуверенностью в себе.

«Живая глина»: арт-терапевтический метод в работе с детьми 5-7 лет

В арт-терапии глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный трехмерный материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов, требует определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.

С точки зрения классического психоанализа, работа с глиной воспринимается как естественное и бессознательное влечение человека к запечатленному с раннего детства образа материнской утробы и мягкого тела матери. Кроме того, в этой парадигме глина – это телесное в широком смысле, а также грязь и фекалии, имеющие отношение к анальной стадии развития (18 мес.-3 года). Аналитическая психология К.-Г. Юнга видит в использовании глины тягу к архетипическому единению стихий воды и земли, алхимическую метафору нового творения.

Легкое воздействие на глину отождествляется со способами воздействий на свою жизнь. Результат = процесс, а не продукт!

Стадии работы с глиной:

  • Знакомство с глиной. Смешивание сухой глины и воды.

Пропускание сухой глины через пальцы. Чуткость в смешивании с водой (не переборщить).

  • «Мятье» глины руками. Катание шара (самомассаж).

Стадия отвращения или же радости.

  • Формирование образов и форм (в медленном темпе).
  • Диалог со свидетелем (наблюдатель).
  • Трансформация форм и позиций.
  • Пауза пребывания внутри «слепленного мира».
  • Возвращение к целостности Шара.

Суть: подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста, переживающими страхи, тревожность, проблемы с соматикой. Происходит воздействие на все органы чувств.

Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «монотипия»

Монотипия — это отпечаток на бумаге. Он создаётся с помощью краски, которая наносится на стекло (пластик, плотный картон, фольгу) и затем отпечатывается на бумагу.

Монотипии широко используются в арт-терапии для работы с эмоциональной сферой, ассоциативным мышлением, релаксацией. Эту технику можно сочетать с метафорическими картами, музыкальной терапией, сказкотерапией (создавать иллюстрации к музыкальным произведениям, сказкам и тд). С их помощью можно создавать «Карту эмоций», прорабатывать и трансформировать негативные состояния.

Монотипии хорошо развивают воображение. Можно бесконечно рассматривать отпечатки и искать в них образы животных, растений, персонажей, ландшафтов. Также на их основе можно создавать миниатюрные картины, добавив немного четкости деталям.

Суть: большой простор для творческого развития и арт-терапевтической работы. Эту технику любят и дети, и взрослые. Ее можно сочетать с другими техниками или использовать самостоятельно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт-терапия в работе педагога-психолога с участниками образовательных отношений

Слайд 2

Техника Эбру как метод развития творческого воображения детей дошкольного возраста Термин « Эбру » происходит от персидского « ebri » - «воздушные облака» Возникновение техники восходит к странам Востока. Рисование на воде Эбру означает, что поверхностью для нанесения узора буквально служит жидкость. Эбру не предполагает, что рисунок должен получиться четким и ровным: вся техника основана на абстракции и произвольном узоре. Жидкие краски хорошо растекаются по поверхности, а с помощью тонких палочек и гребней художник придает кругам на воде форму.

Слайд 5

П омогает детям развивать воображение, интеллект, мыслить нетрадиционно, способность видеть прекрасное в незамысловатых узорах, находить явное в потерянном. Подходит для работы с тревожными детьми, с гиперактивностью , неуверенностью в себе.

Слайд 6

«Живая глина»: арт-терапевтический метод в работе с детьми 5-7 лет Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим. Легкое воздействие на глину отождествляется со способами воздействий на свою жизнь. Результат = процесс, а не продукт!

Слайд 7

Подходит для работы с детьми старшего дошкольного возраста, переживающими страхи, тревожность, проблемы с соматикой . Происходит воздействие на все органы чувств.

Слайд 8

Творческое занятие с детьми 5-6 лет с применением техники «монотипия» Монотипия — это отпечаток на бумаге. Он создаётся с помощью краски, которая наносится на стекло (пластик, плотный картон, фольгу) и затем отпечатывается на бумагу. Монотипии широко используются в арт-терапии для работы с эмоциональной сферой, ассоциативным мышлением, релаксацией. Эту технику можно сочетать с метафорическими картами, музыкальной терапией, сказкотерапией (создавать иллюстрации к музыкальным произведениям, сказкам и тд ). С их помощью можно создавать «Карту эмоций», прорабатывать и трансформировать негативные состояния.

Слайд 9

Большой простор для творческого развития и арт-терапевтической работы. Эту технику любят и дети, и взрослые. Ее можно сочетать с другими техниками или использовать самостоятельно.

Слайд 10

Полезная литература Основы арт-терапия. А.И. Копытин « Практикум по арт-терапии»(под ред. А. И. Копытина ) « Системная арт-терапия» (А. И. Копытин) Окна в мир ребенка. Вайолет Оклендер Исцеление в поле глины. Корнелия Элбрехт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на районном методическом объединении: "Работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате"

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необход...

Программа педагога-психолога ДОУ по формированию межличностных отношений участников образовательного процесса

      Для полноценного развития детей и предотвращения нарушений их психического развития необходимо осуществлять комплексное сопровождение образовательного процесса. Поэтому цел...

«Современные образовательные технологии – успех развития всех участников образовательных отношений» (доклад из опыта работы).

Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели...

Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»

Инновационный проект «Родительское просвещение, как актуальная форма работы по повышению компетентности участников образовательных отношений»Цель проекта. Целью создания системы родительск...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате

Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

Из опыта работы педагогов-психологов с педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Статья посвящена опыту работы педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений посредством формирования позитивных межличностных отношений ...

Особенности работы педагога-психолога с семьями участников СВО

Разлука с отцом для всех детей и обучающихся разного возраста всегда психологически травматична, поэтому родным и педагогам очень  важно оказывать им психологическую поддержку. Целью работы ...