Отчет о работе над темой самообразования Тема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым».
материал (подготовительная группа)

Отчет о работе над темой самообразования

Тема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет о работе над темой самообразования

Тема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым».

Срок и период работы над темой: 2016-2021 год.

Педагог: Ваккер Светлана Александровна

2022г.

«Родное слово является

основой всякого умственного

 развития и сокровищницей

всех знаний» (К.Д. Ушинский)

«Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым»

Цель:

Создание условий в совместно-образовательной деятельности для речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развивать компоненты устной речи.

2. Развивать интерес к речевому творчеству.

3. Профилактика дефектов речи

Актуальность.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.

В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Отчего это происходит?

Причин великое множество, но значимая причина проблем с речью - отсутствие общения в семье. Родителям некогда говорить с собственными детьми! Многим проще купить планшет или включить ребенку мультфильмы, чем спросить, как прошел день.

В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. У современных детей плохо развита мелкая моторика. Они практически не умеют вырезать ножницами. Воспитатели с детьми лепят из пластилина, рисуют, делают аппликации. А дома? С детьми мало занимаются.

Зачастую бить тревогу родители начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Общеизвестно, что нарушения речи приводят к трудностям обучения, из-за чего у ребенка пропадает интерес к учебе. Поэтому родители ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы.

Развитие речи - это процесс длительный и сложный, творческий и только поэтому нужно, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы сможем научить ребёнка говорить правильно, тем легче он будет чувствовать себя в коллективе.

Не малую роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет  воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»… - заметила в своё время Е. И. Тихеева.

Работу над данной темой начала с организации речевого уголка, в котором находятся материалы для самостоятельной деятельности детей по направлениям: артикуляционная и дыхательная гимнастика, дидактические игры, сюжетные картинки, игры для развития мелкой моторики рук.

Мною накоплен и систематизирован разнообразный практический материал:

- картотека для проведения артикуляционных упражнений

- комплексы пальчиковой гимнастики и игры на развитие мелкой моторики

- оборудование для упражнений на развитие речевого дыхания

- аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами, попевки Железновой

- дидактический материал – плакаты, мнемотаблицы, алгоритмы, наборы картинок для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы,

- разнообразные дидактические и настольно-печатные игры

- альбомы загадок, скороговорок, чистоговорок, стихов.

Больше всего детям нравятся попевки Е. Железновой

Используется для детей 3-4 лет и старше.

Цели:

- развитие ритма, внимания и моторики у ребёнка

- развитие речи, фонематического слуха

Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т. д. Такие песенки можно подобрать на разные темы и использовать их на своих занятиях.

Разучивание песенки начинается с проговаривания текста вместе с воспитателем, сопровождая его различными ритмичными движениями: щелчками, хлопками и т. п.

Изготавливала своими руками тренажеры для речевого дыхания

Для правильной и хорошей речи надо обязательно проводить игры на развитие речевого дыхания.

Эти игры способствуют:

- насыщению каждой клеточки организма кислородом;

- повышению общего жизненного тонуса;

- сопротивляемости организма к различным простудным заболеваниям дыхательной системы;

- стимулируют работу сердца, нервной системы, головного мозга;

- улучшают пищеварение.

Главенствующую роль в правильном речевом дыхании играет выдох, поскольку именно в момент выдыхания ребёнок и произносит звуки. Вот почему основная цель дыхательных упражнений – сформировать у детей длинный и плавный выдох.

Существует очень много интересных упражнений и тренажеров для развития дыхания детей дошкольного возраста, которые обязательно включаются в различные виды детской деятельности в течение дня. Тренажеры для дыхательных упражнений можно сделать своими руками, они не требует больших материальных затрат.

Некоторое время использовала метод «Синквейн»

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

Синквейн используется ка к метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

В настоящее время существуют следующие виды синквейна:

- традиционный

- обратный

- зеркальный

- синквейн-бабочка

- дидактический.

Дидактический синквейн используется в работе с детьми. Но можно использовать и на встречах с родителями в целях развития их речи и создания рабочей, веселой атмосферы. Также, можно рекомендовать этот метод родителям для занятий с детьми дома.

До сих пор используем игру «Игры с прищепками»

Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков детей. Одновременно развивается его творческий потенциал, логическое мышление ребенка.

С прищепками можно экспериментировать и придумывать различные игры на ходу. Поэтому, эти игры можно рекомендовать родителям для занятий дома.

Необходимое оборудование: обычные бельевые прищепки и фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Вешаем бельё

Натяните верёвку на уровне глаз малыша. Предложите ему повесить платочки и носочки (любые мелкие вещи, можно кукольную одежду). Это действие окажется для малыша значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая вещица так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.

Много времени в своей работе уделяю мнемотехнике. Работу выстраивается от простого к сложному. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В своей работе я использую различные картинки и предметы. 

В своей работе использую технологии Су Джок - терапии и игры со стеклянными камушками «Марблс», которые можно отнести как к здоровьесберегающим, так и к игровым технологиям.

Су Джок - терапия (метод точечного воздействия на кисть и стопу).

Метод Су-Джок терапия – можно использовать как для коррекции, так и для профилактики нарушений речи.

Су-Джок стимулятор-массажёр, представляет собой пластмассовый шарик с небольшими шипами и разделённый на две половинки. Внутри него, находятся два кольца. Колечки сделаны из эластичной, металлической проволоки и очень хорошо растягиваются. Массаж ладоней проводится шариком, а колечками мы массажируем пальчики. При этом по всему организму ощущаются приятные, покалывающие ощущения.

Достоинств у метода Су-Джок терапии много, вот некоторые из них:

- высокая эффективность (доказанная многолетней практикой и могочисленными положительными отзывами);

- абсолютная безопасностью (метод, или терапию может применяться с раннего возраста и до глубокой старости);

- универсальность и доступность.

Стеклянные камушки «Марблс».

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Можно с уверенностью предположить, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка.

Цель использования камешков «марблс» - разнообразить педагогический процесс, повысить интерес детей дошкольного возраста к развивающим заданиям, развивать мелкую мускулатуру рук, активизировать познавательную и мыслительную деятельность.

Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.

Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой, например: «Развесь осенние (весенние) листики на дерево», «Осенью в саду созревают яблоки», «На дубе выросли желуди», «Подводное царство» и т. д.

На семинаре-практикуме для педагогов на практическом материале делилась с коллегами инновациями и находками развития речи дошкольников.

 Для достижения продуктивных и устойчивых результатов, больше внимания уделяла работе с родителями. Считаю важным сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.

Для того чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, провела анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка». Анкетирование показало, что дома родители с детьми в основном занимаетесь над развитием речи: разучивают скороговорки, стихи, пытаются учить буквы. Некоторые родители признались, что у них нет опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с ним.

Одной из форм работы с родителями в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Провела мастер – класс для родителей «Использование инновационных технологий в развитии речи».

 Предложила игру: «Я дарю тебе словечко»

Это речевая игра, в которой участвуют семья и детский сад.

Цель игры - увеличить словарный запас ребёнка, объяснить лексическое значение слов.

В приемной группы постоянно обновляется информация по речевому развитию: «Ум на кончиках пальцев», «Роль фольклора в развитии речи», «Почему дети не читают?» и др. Вниманию родителей представлены папки-передвижки, с постоянно сменяющейся информацией по развитию речи дошкольников «Игры на развитие речевого дыхания», «Картотека игр на развитие словарного запаса»; буклеты «Будем говорить правильно» и др.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Считаю, что чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности.

Результативность опыта.

Результатом моей работы является то, что использование инновационных технологий является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, систематическая работа по теме «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым» дала положительный результат. Итогом  работы является  доброжелательная  атмосфера в группе. У детей появилось желание самостоятельно организовывать игры, употреблять в речи пословицы, инсценировать  сказки, сочинять загадки. Обогатился словарный запас за счёт новых, незнакомых слов, эпитетов, сравнений.

 Таким образом, в процессе работы над проблемой по развитию речи происходит существенный рост в развитии речевой активности детей. Дети овладевают речевыми умениями, учатся самостоятельно придумывать сказки, и рассказы, пользоваться разнообразными средствами выразительности, аргументировано, доказывать своё мнение.

 Дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной.

Доведения результатов педагогического опыта по теме самообразования до целевой аудитории:

- публикации конспектов занятий в журнале

- открытые показы ООД

- мастер-класс для родителей

- выступление на семинаре - практикуме

- участие в конкурсе «Лесенка успеха»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию: «Сохранение и укрепление здоровья детей через совместную деятельность с семьями воспитанников».

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пу...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...

План работы по самообразованию «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей»

Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом ...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»...

Консультация для воспитателей «Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей».

Совместное театральное творчество родителей и детей очевидно - театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий. Благодаря сказкам, ребенок познает ми...

План работы по самообразованию Тема: «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста».

данный материал был подготовлен для воспитателей подготовительной группы...

ОПЫТ РАБОТЫ «Познавательно-речевое развитие детей в совместной деятельности»

ОПЫТ РАБОТЫ «Познавательно-речевое развитие детей в совместной деятельности»...