Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы
статья (старшая группа)

Жмурова Маргарита Викторовна

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы применения художественной литературы в работе по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются достоинства художественной литературы как средства воспитания и технология педагогической работы, приводятся примеры. Автор раскрывает опыт применения художественной литературы в воспитании детей, основной акцент делает на важности проведения с детьми бесед по прочитанным текстам.

Ключевые слова: художественная литература, патриотическое воспитание, чтение, патриотизм, герои произведений, беседы.

Важнейшим условием успешного развития государства во всех сферах жизни общества является наличие у граждан патриотических чувств. Любовь к Родине, понимание необходимости вносить свой вклад в развитие своей страны – это то, что важно формировать с детства.

Патриотическое воспитание должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников предусмотрено в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]. Данная работа направлена на усвоение детьми норм и ценностей общества, формирование представлений о малой родине и Отечестве и т.д.

В научной литературе представлены монографии и методические пособия по вопросам патриотического воспитания детей с учетом их возрастных особенностей: так, это работы Н.В. Алешиной [2], И.И. Бурлаковой [3], О.А. Князевой [4] и других авторов.

В современных дошкольных образовательных организациях России педагогами применяется комплекс методов и средств патриотического воспитания детей: беседы,  организация праздников, показ фильмов и т.д. Одним из наиболее действенных педагогических средств работы в данном направлении является применение художественной литературы: чтение детям литературы, заучивание детьми стихотворений на патриотическую тему, рассматривание иллюстраций в книгах, беседы по художественным произведениям, драматизации и т.д.

Следует отметить наличие следующей проблемы: интерес общества к чтению в целом в последние годы находится на относительно низком уровне. Существует много причин такого явления: изменение ценностных установок, компьютеризация, которая приводит к переключению внимания от книг в пользу компьютерных игр, просмотра телевидения и т.д. Наши наблюдения показывают, что многие современные дети чрезмерно увлечены компьютерными играми, просмотром видеороликов, следовательно, необходима усиленная работа педагогов по приобщению детей к чтению и объяснению родителям дошкольников его необходимости.

Рассмотрим опыт патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Прежде всего, организуя работу по применению художественной литературы, мы исходим из следующих достоинств художественной литературы как средства воспитания. Во-первых, она способствует комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми: речевому, художественно-эстетическому, познавательному и социально-коммуникативному развитию. Во-вторых, художественная литература обладает способностями воздействовать на чувства и эмоции детей, художественные средства помогают формировать глубинные нравственные ориентиры детей.

Патриотическое воспитание средствами художественной литературы мы осуществляем на нескольких уровнях. Прежде всего, это формирование представлений о семье и любви к ней. Семья – это самая первая общность, в которой растет ребенок. Семьи – это те ячейки, из которых складывается все общество и государство в целом. Поэтому патриотическое воспитание мы начинаем с семьи. Здесь мы решаем такие задачи, как формирование у детей интереса к познанию истории своей семьи, а также воспитание любви ко всем членам семьи и осознание ценности семьи как социального института.

Другой уровень – это воспитание у детей чувства любви к родной природе. Березовая роща, поля, озера – все, что окружает детей и составляет природу родного края, является частью родины. Поэтому формирование бережного, заботливого отношения к природе, умение восхищаться красотой природы является частью патриотического воспитания.  На верхнем уровне патриотического воспитания находится формирование представлений о малой родине (городе, регионе) и России в целом. Данная работа включает в себя знакомство детей с природой, историей, государственными символами, достопримечательностями, известными людьми нашей страны и т.д.

Рассмотрим, какие методы работы мы применяем для патриотического воспитания детей средствами художественной литературы.

1. Чтение художественной литературы детям. Чтение литературы проводим в рамках занятий, а также отдельные элементы в ходе прогулок и режимных моментов. Выбираем для детей книги с красочными иллюстрациями, чтобы повысить интерес детей к чтению. Читаем произведения выразительно, дети должны видеть заинтересованность педагога в произведении, формальный подход в этом вопросе недопустим. Нами составлен перечень детской художественной литературы, который мы применяем в своей работе при планировании занятий, а также рекомендуем родителям для прочтения детям дома. Считаем, что важно возрождать традиции семейного чтения, когда родители читают вслух детям книги вечерами.

Подбирая произведения для чтения детям, мы обращаем внимание, прежде всего, на такие произведения, в которых главными героями являются дети. Это важно, потому что дети ассоциируют себя с героями произведений, им легче понять и почувствовать поступки героев.

2. Беседы с детьми по художественным произведениям. Чтобы дети внимательно слушали произведение, необходимо вызвать у детей интерес. Одним из способов является предварительная беседа, в ходе которой мы подводим детей к восприятию книги.

Большое значение имеет рефлексия, которая осуществляется в форме итоговых бесед с детьми сразу после прочтения текста художественного произведения. Мы спрашиваем у детей, правильно или неправильно поступил герой произведения, как нужно было поступить, как бы они сами поступили на месте героя, чем можно объяснить такое поведение, какие чувства испытывают дети и т.д.

В ходе бесед мы обращаемся к опыту детей: были ли в их жизни подобные ситуации, как они поступили. В качестве примера приведем, как вместе с детьми анализируется рассказ А.И. Пантелеева «Честное слово». В рассказе повествуется о том, что взрослые ребята назначили мальчика часовым и ушли домой, забыли про него. Но мальчик продолжал стоять на своем посту, не уходил домой, так как он дал честное слово. Мальчик пошел домой только после того, как его освободил от обязанностей часового взрослый человек, военный – старший по званию. Детям после прочтения данного произведения мы задаем такие вопросы: «Как вы можете оценить поступок мальчика?», 4 «Почему мальчик не покидал свой пост так долго?», «Правильно ли поступил мальчик?». Беседа завершается тем, что педагог делает вывод о том, что поступок мальчика честный, благородный, патриотичный.

3. Заучивание детьми текстов художественных произведений. Прежде всего, дети заучивают стихотворения, так как их запомнить легче, чем прозу, но иногда дети также заучивают отрывки художественных рассказов. В контексте патриотического воспитания важно не механическое заучивание, а осознание детьми содержания и моральных норм, которые содержатся в художественном произведении. Дети заучивают произведения и отрывки из них дома, а зачитывают их в ходе занятий и организуемых в детском саду мероприятий.

4. Рассматривание иллюстраций к текстам художественных произведений. Известно, что мышление детей дошкольного возраста является наглядным, поэтому эффективным является применение наглядных материалов. Перед чтением произведений мы вместе с детьми рассматриваем иллюстрации, чтобы у детей при прослушивании произведений сформировались четкие визуальные образы героев и обстановки.

5. Драматизация художественных произведений патриотической направленности. В ходе театральных постановок с детьми по текстам художественных произведений нравственные ценности патриотизма и любви к родине усваиваются лучше, потому что дети в игровой форме переживают опыт и чувства героев художественных произведений. Наш опыт показывает, что дети с удовольствием включаются в процесс подготовки к драматизации. В такой работе важно правильно подобрать реквизиты, подготовить декорации, проконтролировать, насколько хорошо дети выучили свои слова, но самое главное – донести до детей ценные мысли автора художественного произведения. Нужно добиться того, чтобы дети поняли мотивы поведения героев произведения, а также чувства героев. В этом случае драматизация достигнет целей патриотического воспитания.

В ходе знакомства детей с художественными произведениями необходимо дать детям понимание понятия «герой». Это понятие имеет два значения: первое – действующее лицо в сюжете художественного произведения, второе – персонаж, который совершил героический поступок во благо родины. Осознание детьми этого понятия в его втором значении является крайне важным для патриотического воспитания. В ходе беседы с детьми, мы приходим к выводу, что понятие «герой» является широким, но в его основе всегда лежит приложение огромных усилий для страны, общества, близких людей. Героем может быть тот, кто проявил отвагу на войне, а также тот, кто помогает другим людям посредством своего труда, принося пользу. 5

Исходя из опыта нашей работы, можем сформулировать следующие четыре условия детской художественной литературы для патриотического воспитания: разнообразие литературы, частота ее применения, обсуждение с детьми ситуаций из произведений, включение элементов произведений в занятия и режимные моменты. Рассмотрим их подробнее.

1. Разнообразие применяемой художественной литературы. Мы читаем детям произведения разнообразных жанров: рассказы, стихотворения, былины и т.д. Богатый материал содержится в устном народном творчестве. Применяем пословицы, поговорки, загадки, песенки, скороговорки и др. Наиболее древним жанром устного народного творчества, с которым уже можно знакомить детей в старшем дошкольном возрасте, являются былины. Былины являются весомым средством патриотического воспитания детей.

Разнообразие означает применение произведений не только разных жанров, но и разной тематической направленности, но в русле патриотического воспитания. Так, например, отдельный блок составляют художественные произведения о природе. Любовь к природе родного края – это важная часть патриотизма.

Важной частью патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются стихотворения о Великой Отечественной войне. Рассказываем детям о том, что у многих прадедушки защищали родину. Высокохудожественным средством воспитания детей являются стихи А. Твардовского, С. Михалкова, С. Васильева, рассказы А. Гайдара, Л. Кассиля и других. Чтение детям произведений с выражением, правильно применяя интонацию и темп, позволяет передать настроение героев, воспитывать любовь к истории родной страны и уважение к героям Отечества.

Особое значение для патриотического воспитания дошкольников, на наш взгляд, является их знакомство с художественными произведениями А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. В их стихах и рассказах представлена красота русской природы, жизни народа, воспеваются нравственные качества.

2. Частота применения художественной литературы. Мы стараемся читать детям книги ежедневно, то же мы рекомендуем и родителям. Важна не продолжительность чтения, а регулярность, чтобы дети привыкли к тому, что книга – неотъемлемая часть повседневной жизни.

3. Обсуждение с детьми ситуаций из художественных произведений. Необходимо активизировать мыслительную деятельность дошкольников, предложить им самостоятельно высказаться по поводу услышанного произведения, оценить поступки героев произведений, а в конце беседы подвести детей к определению понятия  патриотизма. Также мы стараемся приводить детям примеры патриотического поведения из реальной повседневной жизни.

4. Включение элементов произведений в занятия и режимные моменты. Так, например, мы применяем пословицы и поговорки в ходе прогулок, организуем занятия по художественно-эстетической деятельности, на которых дети сами создают иллюстрации к художественным произведениям, основываясь на своем воображении и прочитанном тексте.

Также мы организуем дни, посвященные творчеству какого-либо отдельного писателя или поэта, внесшего свой вклад в создание патриотической литературы для детей. В такие дни читаем детям художественные произведения автора, организуем игры и драматизации, показываем детям предметы быта той эпохи, о которой повествует автор художественного произведения.

Таким образом, наш опыт показывает, что художественная литература является эффективным средством патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Главное достоинство данного воспитательного средства – художественное слово, которое влияет на эмоции детей, обращается к нравственным чувствам и душевным переживаниям.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 2013. – №265. – 25 ноября.

2. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). – М.: Перспектива, 2011. – 296 с.

3. Бурлакова И.И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. – М.: Перспектива, 2015. – 174 с.

4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....

Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Патриотическое  воспитание дошкольников  средствами  художественной литературы....

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

laquo;Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»  Выполнила: Мухамеджанова А.У.Воспитатель, Детский сад «Умка» г. Нефтегорска...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...