Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Куклы - обереги"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Подлесных Татьяна Анатольевна

Тема занятия: Куклы - обереги.

Цель:   Изготовление куклы - оберега.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения  кукол – оберегов;
  • Познакомить с технологией  изготовления кукол – оберегов ;
  • Прививать интерес к русской обрядовой кукле, как виду народного   художественного творчества;
  • Развивать навыки работы с различными материалами;
  • Воспитывать чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kukly_-_oberegi_1.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности для  детей подготовительной  к школе группы.

Тема занятия: Куклы - обереги.

Цель:   Изготовление куклы - оберега.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения  кукол – оберегов;
  • Познакомить с технологией  изготовления кукол – оберегов ;
  • Прививать интерес к русской обрядовой кукле, как виду народного   художественного творчества;
  • Развивать навыки работы с различными материалами;
  • Воспитывать чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.

Методы:

  • словесный:  беседа об оберегах;
  • наглядный:  показ иллюстраций, показ образца, выполненного  педагогом, работа по технологической карте;
  • практический:  изготовление куклы - оберега.

 

Формы проведения: беседа, индивидуальная работа, объяснение с элементами слайдового показа, практическая работа.

Основные методические приемы: показ педагогом иллюстраций, образца  оберега, работа по технологической карте.  

Оборудование:  мультимедиапроектор, виды оберегов, ткань, нитки, ножницы.

Наглядность: иллюстрации, образец  куклы - оберега «Пеленашка».

Сценарий занятия.

  1. Организационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите, у нас  сундук стоит

Я уверена, много тайн он хранит

К сундуку я сейчас пойду

Может, что-нибудь в нём найду. (Достает книгу со сказками)

В некотором царстве жил-был купец. И была у него только одна дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать умерла, девочке было восемь лет. Умирая,  призвала к себе дочку, достала из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

- Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда случится у  тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ..

Воспитатель помолчала и продолжила.

И вот так  стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает.

Воспитатель закрыла книгу и отложила ее в сторону.

-Кто мне скажет, о чем эта сказка?

Примерные ответы детей: О Василисе, о куколке.

Воспитатель:

-Чем являлась оставленная куколка для Василисы?

 Примерные ответы детей: Оберегом.

Воспитатель:

- Правильно.  И у нас сегодняшнее занятие посвящено куклам, но не простым, а куклам – оберегам. (Слайд№1)

Сегодня мы  с вами познакомимся с  историей возникновения  кукол - оберегов, с традиционной технологией изготовления  и научимся делать одну из кукол.

Воспитатель:

О  куклах сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

А со мной мои друзья …( Из сундучка педагог достает куклы - обереги)

II. Подготовительный  этап:  

Слайд№2

Воспитатель:

– Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама: создает ее человек. На Руси куколки делали из подручного материала: дерева, ткани, ниток, соломы. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

Воспитатель:

– По своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, обереговые.

Слайд№3

Воспитатель:

– Игровые куклы предназначались для игры.

Слайд№4

Воспитатель:

–  Обрядовые куклы использовались во время праздников.

–  А вам знакомо слово «обряд»?

«Обряд — традиции  человеческого коллектива. Обряды, связанны с  русскими праздниками…» (Масленица и другие)

Слайд№5

Воспитатель:

Обереговые куклы обладали способностью оберегать своего владельца от разных бедствий.

– Еще одно новое слово «оберег».

«Оберег — предмет, обладающий способностью оберегать его владельца от разных бедствий.» ( Например как в сказке.)

Воспитатель:

–Ребята, вы обратили внимание, что у  кукол нет лица. Как вы думаете почему?

Ответы детей....

По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом.

Слайд№6

Воспитатель:

Сегодня  я предлагаю сделать куклу – оберег «Пеленашка», она являлась оберегом для детей от злых духов. Также изготавливалась и для игры детям.  

Для того  чтобы  изготовить такую куклу, не нужно быть большим «кукольным мастером». Главное - иметь желание и немного времени.  Вспомните, старинные  куклы - обереги изготовлялись из подручных материалов, лоскутков ткани,  без использования иголки очень быстро и с душой.

Воспитатель:

Ребята, давайте немножко отдохнем и сделаем физкультминутку.

Физкультминутка:

Дружат в нашей  группе

Девочки и мальчики (дети несколько раз соединяют пальцы рук в замок)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Будем мы узлы вязать,

Раз, два, три, четыре, пять, (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук)

Будем кукол наряжать!

  1.    Практический этап. 

Воспитатель:

–А сейчас, я вам покажу, как можно изготовить такую куклу.

Слайд№7

-Что нам понадобится для изготовления нашей куклы?

Ответы детей:  Ткань светлого цвета, цветные лоскутики, нитки.

Воспитатель:

– А сейчас можно приступить к практической работе.(Схема на каждого  ребенка на столе).

Слайд№8

(Во время работы тихо звучит народная музыка.)

-Берем кусок белой ткани и складываем его пополам.  Затем скручиваем его трубочкой, и перевязываем ниткой. (Фиксируем голову и туловище). Следующее,  мы повязываем нашей куколке платочек и тоже фиксируем ниткой. Куколку надо запеленать в пеленочку и повязать красивой ленточкой.

Воспитатель:

– Кукла почти готова, осталось ее наделить даром оберега.

В руки куклу беру,

Оберегом назову.

От болезней  кукла огради,

 В дом удачу приведи!

Воспитатель:

Куколки  свои в сторонку  уберите,

рабочие места свои в порядок приведите.

IV. Итоговый этап (рефлексивный):

Воспитатель:

– Что вы узнали сегодня нового на занятии?

Ответы детей: О куклах - оберегах.

Воспитатель:

– Какую обереговую куклу вы изготовили?

Ответы детей: "Пеленашку".

Воспитатель:

– Испытывали ли вы трудности при ее изготовлении?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель:

– Ребята, давайте всех наших кукол оберегов  положим в корзинку и загадаем желание,  оставим ее в группе  на удачу. Пусть эти куклы - обереги приносят вам только хорошее настроение.

Слайд№10

Воспитатель:

– Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы. Тема: "Ах, какая красота! "

Самое красивое в нашем мире -  человек . И научившись видеть, беречь и создавать красоту, мы научимся беречь человека и его мир. Научимся жить по -  человечески. Именно поэтому я выбрала эту...

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «По лесной тропе» (по программе «Развитие»)

Конспект интегрированной образовательной деятельности  для детей подготовительной к школе группы  «По лесной тропе»  (по программе «Развитие»)...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе с НОДА «Большое путешествие»

Конспект занятия с детьми с НОДА в подготовительной группе по животным их жарких стран...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе с НОДА «Большое путешествие»

Цель: закрепление знаний детей о животных жарких стран. Коррекционно-образовательные задачи: Активизировать и актуализировать словарь по теме «Животные жарких стран»; соверш...