«Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.»
статья (старшая группа)

Барбакова Татьяна Геннадьевна

«Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и игровых упражнений.» Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Поэтому я выбрала тему «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений» Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности. Поставила перед собой следующие задачи: 1. Активизировать умственную деятельность; 2. Заинтересовывать математическим материалом; 3. Увлекать и развивать детей; 4. Закреплять полученные знания и умения; 5. Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность. Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А., А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: 1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. 2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. 3. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике. 4. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. В своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры, по формированию математических представлений, которые можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами (К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. 2. Игры путешествия во времени (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры. "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Математические часы 3. Игры на ориентировку в пространстве (Например, игра "Найди игрушку. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях) 4. Игры с геометрическими фигурами В качестве эффективной технологии развития мыслительной и познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений   использую развивающие Игры на плоскостное моделирование (головоломки) • «Танграм», «Колумбово яйцо» • «Чудо-крестики», «Чудо-соты» • «Геоконт», «Математический планшет» ПРЕИМУЩЕСТВА (ЗНАЧЕНИЕ) ЭТИХ ИГР Соединение в игре интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил Развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения Игры требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации В процессе игры играющий самостоятельно осуществляет как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата Разные дети могут находиться на высоком, среднем или низком уровне освоения одной и той же игры. Все игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности Предлагаемые детям игры и игровые упражнения способствуют не только усвоению математических знаний, но и развитию у детей психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, работу над этой темой я планирую продолжить. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Приложение: Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе «Собери в корзину» Цель: упражнять в счете; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве. Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины. Ход игры : ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3? «Найди пару» Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику. Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки. Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении. «Отсчитай столько же» Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра. Материал: цифры, разные игрушки. Ход игры: Воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой. «Не ошибись» Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше. Материал: плоскостные игрушки. Ход игры: Игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения. «Сколько нас?» Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов. Материал: карточки с разным количеством предметов. Ход игры: Ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор. «Путаница»  Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей. «Какой цифры не стало?»  Также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4. «Убираем цифры» Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т. д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку. «Исправь ошибку» Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку, то он становится ведущим. «Сколько» На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько». «Назови соседей» Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее) Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста. «Угадай, что изменилось!» Цель: формировать умение правильно называть местоположение предметов относительно себя. Оборудование: игрушки белка, волк, лиса, медведь. Ход игры: В ходе игры воспитатель ставит ребенка на видном месте, а вокруг него располагает игрушки. Ребенок должен запомнить, где от него находятся игрушки (впереди-белка, сзади-волк, справа - лиса, слева – медведь, затем закрывает глаза, взрослый меняет 2 игрушки местами, а ребенок должен определить, что изменилось. «Расположи так, чтобы» Цель: закреплять умение детей определять местонахождение предметов по отношению к себе. Оборудование: логические блоки Дьенеша. Ход игры: Воспитатель предлагает детям задание расположить справа от себя все фигуры красные, но не круглые. Слева от себя все круглые, но не красные. Впереди от себя все многоугольники из оставшихся фигур, но не желтые. Далее взрослый предлагает назвать те оставшиеся фигуры, которые ребенок расположит сзади. У детей не должно остаться синих фигур. Для определения верности результата взрослый после ответа ребенка показывает карточку, на которой изображены оставшиеся фигуры. После воспитатель усложняет игру тем, что предлагает детям переложить фигуры так, чтобы сзади, справа и спереди остались только многоугольники. «Загадки без слов» Цель: совершенствовать умения детей определять местонахождение предметов по отношению к себе, развивать умения расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям, Оборудование: логические блоки Дьенеша, карточки с обозначением свойств. Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки без слов. Воспитатель показывает карточки со знаками, которые подсказывают, какие фигуры загаданы, а дети должны расположить загаданные фигуры справа от себя, слева от себя, впереди и сзади (справа – треугольная, желтая, маленькая и толстая; слева - круглая, красная, не толстая и не маленькая; впереди – квадратная, синяя, толстая, не маленькая; сзади – прямоугольная, желтая, не тонкая, не маленькая). После выполнения задания дети называют фигуры, которые они положили около себя и объясняют, почему они выбрали именно эти фигуры. «Скажи, где стоят игрушки» Цель: формировать умение правильно обозначать в речи взаимное расположение предметов. Оборудование: кукла, зайчик, пирамидка, елочка, матрешка. Ход игры: Воспитатель располагает на столе игрушки по углам воображаемого квадрата. Далее предлагает детям назвать игрушки, которые расположены по углам воображаемого квадрата и в середине его, отвечая на вопросы взрослого. – Какая игрушка, находится в центре? – Какая игрушка находится в правом верхнем углу? – Что стоит в левом нижнем углу? – Какая игрушка находится в правом нижнем углу? – Что находится в левом верхнем углу? Если дети называют игрушки правильно, то забирают ее. «Цветная лесенка» Цель: формирование умений взаимно располагать предметы по указанию воспитателя на горизонтальной плоскости. Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера» Ход игры: Воспитатель предлагает детям построить лесенку из палочек на столе так, чтобы внизу стола оказалась палочка с самым большим числом, а дальше строить лесенку вверх от положенной палочки так, чтобы каждое следующее число было меньше на один, располагая палочки с левого края на одном уровне. После выполнения дети отвечают, что у них получилось (лесенка, какого цвета каждая последующая ступенька и почему (число 9 меньше 10 на 1). Далее воспитатель задает вопросы : – Какого цвета ступенька, которая находится над голубой? – Какого цвета ступенька находится между черной и синей? – Какого цвета ступенька находится под желтой? – Какого цвета ступенька находится выше розовой? – Какого цвета ступенька находится ниже синей? Далее воспитатель предлагает «сломать лесенку», пропустив число, меньше 6 на 1, и число больше 7 на 1. После выполнения задания дети называют, какие ступеньки лесенки у них сломались и почему (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1) «Сделай сам» Цель: совершенствовать умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости. Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера» Ход игры: Воспитатель предлагает детям составить рисунок из палочек Кюизенера самостоятельно и, не показывая взрослому, объяснить, какие палочки и как расположены в его картинке, а взрослый по объяснению ребенка составляет рисунок. После, сравнив оба изображения, выясняют, правильно ли ребенок назвал местоположение палочек относительно друг друга. «Найди игрушку» Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении, найти спрятанную игрушку. Оборудование: письмо, игрушка машинка. Ход игры: воспитатель рассказывает детям, что ночью, когда в группе никого не было, прилетал Карлсон и принес в подарок игрушку. Игрушку Карлсон спрятал, но оставил письмо, в котором написал, как ее можно найти. Далее взрослый распечатывает письмо и читает его, а дети выполняют, те указания, которые там написаны. Вместе со воспитателем дети находят игрушку. «Геометрический диктант» Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур. Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур. Ход игры: Взрослый предлагает детям разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы: красный квадрат находился в левом верхнем углу; жёлтый овал – в центре листа; зеленый квадрат в правом верхнем углу, красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата; коричневый прямоугольник в правом нижнем углу; оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу; синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником; посередине между квадратами синий круг; зеленый круг между прямоугольниками. Далее воспитатель показывает детям узор, который должен был у них получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки. «Что ты видишь» Цель: закреплять умение детей старшего возраста определять правую и левую сторону. Оборудование: игровая площадка. Ход игры: Дети подготовительной группы ставят одного из детей старшей группы посередине игровой площадки и спрашивают: – Что ты видишь перед собой? – Что находится справа от тебя? – Что находится слева от тебя? Далее предлагают ребенку закрыть глаза и поворачивают его в другую сторону Ребенок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось по отношению к нему. «Весёлый круг» Цель: совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу. Оборудование: колокольчик. Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик». Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее. «Кто где стоит». Цель: продолжать учить определять местоположение окружающих детей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. Ход игры: Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего. «Не ошибись» Цель: закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. Ход игры: Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево, определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя. «Расположи правильно». Цель. Учить ориентироваться на плоскости. Оборудование: магнитная доска, цветные магниты (круглые). Ход игры:  Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их (верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.) Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – в левый верхний угол и синий – в левый нижний угол. «Запомни и повтори» Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши. Ход игры: У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель предлагает им выполнить задания: – вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом); – в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом); – в середине листа поставьте точку красным карандашом. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.) «Наоборот» Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов. Оборудование: мяч, стулья. Ход игры: Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, верхний – нижний, правый – левый и др.) Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное. Картотека дидактических игр «Путешествие во времени» в старшей группе «НЕ ОШИБИСЬ» Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток. Ход игры. Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро, Усложнение - назвать часть суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток. «ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ» Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т. д. «12 МЕСЯЦЕВ» Вырежьте из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы - красным цветом, зимние – белым, осенние - жёлтым, весенние - зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца. "ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. " Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. «Времена года» Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени. Материалы: модель времени года. Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.) Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели. «Составь неделю» Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели. Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение. Ход игры: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами. Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд. Игра повторяется 2-3 раза. После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку. В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель. «Линии и точки» Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. развивать внимание, мыслительные операции, воображение. Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши. Ход игры: Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек. Игровые упражнения по ФЭМП в старшей группе Игровое упражнение «Разнообразные лесенки» Цель: закреплять умение сравнивать палочки по высоте и ширине, составлять сериационные ряды; развивать внимание, глазомер. Материал: набор палочек Кюизенера. Игровые действия: составить «лесенку» по высоте из шести палочек (выбираются палочки такого цвета, чтобы они шли не по порядку). Детям нужно найти место для оставшихся палочек, чтобы все они располагались стояли по порядку. Затем воспитатель предлагает дошкольникам рядом с этой «лесенкой» составить другую, по высоте. Она будет отличаться по ширине. В конце игры вместе с детьми обсуждается, чем отличаются данные «лесенки». Игровое упражнение «Измерь разными мерками» Цель: формировать умение измерять длину с помощью двух условных «мерок», находить зависимость между измеряемой величиной, «меркой» и результатом; развивать глазомер. Материал: палочки для измерения; две условные «мерки» разной длины; фишки. Игровые действия: педагог предлагает взять две оранжевые палочки и приставить их друг к другу. Получится дорожка длиной 20 см. Затем детям предлагается измерить длину дорожки при помощи розовой и красной палочек, определить, каких «мерок» поместится больше, объяснить почему. Педагог подводит детей к выводу о том, что чем больше «мерка», тем меньшее число раз ее нужно приставлять к измеряемому предмету, и, наоборот, чем меньше «мерка», тем большее число раз ее нужно приставлять. Затем педагог может предложить детям измерить длину стола (каждый своей «меркой») и сравнить результаты. Попросить сделать вывод самостоятельно. За правильный ответ каждый ребенок награждается фишкой. Игровое упражнение «Измерь ковер» Цель: упражнять в измерении длины, ширины естественной «меркой» — шагами. Игровые действия: измерить длину и ширину ковра шагами. Дети по очереди измеряют и сравнивают результаты. Педагог подводит их к выводу о том, что чем шире шаг, тем их меньше нужно сделать. Результат зависит от выбранной «мерки». Игровое упражнение «Напои гостей» Цель: формировать умение измерять объем жидких тел с помощью условной мерки. Материал: чашечка (условная «мерка»); два стакана; ведерко с водой; игрушки «Медвежонок» и «Зайчонок». Игровые действия: педагог сообщает, что к детям едут гости: медвежонок и зайчонок. С дороги и их надо напоить чаем. Медвежонок больше по размеру, чем зайчик и поэтому ему надо налить чая больше. Педагог предлагает с помощью условной «мерки» выполнить задание. В конце обсудить, в каком стакане больше воды и на сколько. Игровое упражнение «Измерь ленточки» Цель: закреплять умение измерять длину с помощью линейки. Материал: ленточки разной длины. Игровые действия: измерить длину ленточек, сравнить результат. Педагог сообщает о том, что она купила ленточки для кукол, но они разной длины. Каждый ребенок получает по ленточке и измеряет ее длину. После измерения дети определяют, у кого самая длинная ленточка, а у кого самая короткая. Игровое упражнение «Сравни фигуры» Цель: содействовать развитию умения сравнивать геометрические фигуры по определенным признакам: цвету, форме, размеру. Материал: геометрические фигуры или карточки с их изображением. Игровые действия: у каждого ребенка в руках находится геометрическая фигура. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя рядом становятся ж те дети, в руках которых находятся фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но отличающиеся по форме. Ребята объясняют свой выбор. Те, у которых фигуры не подходят по условию, объясняют, почему выполнение задания невозможно. Затем дети меняются карточками, и игра продолжается по новым правилам. Рядом должны стоять «фигуры», отличающиеся размером, формой, цветом. Рядом должны стоять «фигуры» одинакового цвета, но отличающиеся формой и размером. Игровое упражнение «Хоровод» Цель: закреплять умения выделять свойства фигур (цвет, форму, размер), сравнивать фигуры по трем признакам, действовать согласно правилу; развивать внимание. Материал: логические фигуры разных цветов (желтого, синего, красного). Игровые действия: «составить» хоровод из геометрических фигур по правилу: рядом должна стоять фигура, в которой будет только один признак предыдущей фигуры, а остальные признаки должны измениться. Дети выходят по порядку и добавляют по одной фигуре к уже имеющейся. Все вместе проверяют правильность выполнения задания. Дети, которые испытывают затруднение, должны объяснить свой выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_dlya_slavyanska.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование элементарных математических представлений в
старшей группе, посредством использования дидактических игр и  игровых упражнений.»

        Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Поэтому я выбрала тему «Формирование элементарных  математических представлений  в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.

 Поставила перед собой следующие задачи:

1. Активизировать умственную деятельность;

2. Заинтересовывать математическим материалом;

3. Увлекать и развивать детей;

4. Закреплять полученные знания и умения;

5. Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке
Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества

Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А., А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей

постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей.

    Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.

Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

4. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

В своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры, по формированию математических представлений, которые  можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами (К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

2. Игры путешествия во времени (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры.

"Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

Математические часы

3. Игры на ориентировку в пространстве (Например, игра "Найди игрушку.  Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях)

4. Игры с геометрическими фигурами

В качестве эффективной технологии развития мыслительной и познавательно-исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений   использую развивающие Игры на плоскостное моделирование (головоломки)

  • «Танграм», «Колумбово яйцо»
  • «Чудо-крестики», «Чудо-соты»
  • «Геоконт», «Математический планшет»

ПРЕИМУЩЕСТВА (ЗНАЧЕНИЕ) ЭТИХ ИГР

Соединение в игре интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения  Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил Развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения  Игры требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации В процессе игры играющий самостоятельно осуществляет как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата Разные дети могут находиться на высоком, среднем или низком уровне освоения одной и той же игры. Все игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности  Предлагаемые детям игры и игровые упражнения способствуют не только усвоению математических знаний, но и развитию у детей психических процессов:  мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.  Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, работу над этой темой я планирую продолжить. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.    Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

Приложение:

Дидактические игры по ФЭМП в старшей группе

«Собери в корзину»

Цель: упражнять в счете; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.

Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.

Ход игры :

ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?

«Найди пару»

Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

Ход игры:

 Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.

«Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Материал: цифры, разные игрушки.

Ход игры:

 Воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

«Не ошибись»

Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.

Материал: плоскостные игрушки.

Ход игры:

Игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.

 «Сколько нас?»

Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры:

 Ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.

«Путаница»

 Цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.

«Какой цифры не стало?»

 Также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

«Убираем цифры»

Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру и т. д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

«Исправь ошибку»

Несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т. е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку, то он становится ведущим.

«Сколько»

На доске закрепляется 6-8 карточек с различным количеством предметов. Ведущий говорит: «Сейчас я загадаю загадку. Тот, кто ее отгадает, пересчитает предметы на карточке и покажет цифру. Слушайте загадку. Сидит девица в темнице, а коса на улице». Играющие догадавшиеся, что это морковь, пересчитывают сколько морковок нарисовано на карточке, и показывают цифру 4. Кто быстрее поднял цифру становится ведущим. Вместо загадок можно давать описание предмета. Например: «Это животное ласковое и доброе, оно не разговаривает, но знает свое имя, любит играть с мячом, клубком ниток, пьет молоко и живет вместе с людьми. Кто это? Сосчитайте сколько».

 

«Назови соседей»

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Картотека дидактических игр на развитие ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

«Угадай, что изменилось!»

Цель: формировать умение правильно называть местоположение предметов относительно себя.

Оборудование: игрушки белка, волк, лиса, медведь.

Ход игры:

 В ходе игры воспитатель ставит ребенка на видном месте, а вокруг него располагает игрушки. Ребенок должен запомнить, где от него находятся игрушки (впереди-белка, сзади-волк, справа - лиса, слева – медведь, затем закрывает глаза, взрослый меняет 2 игрушки местами, а ребенок должен определить, что изменилось.

«Расположи так, чтобы»

Цель: закреплять умение детей определять местонахождение предметов по отношению к себе.

Оборудование: логические блоки Дьенеша.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям задание расположить справа от себя все фигуры красные, но не круглые. Слева от себя все круглые, но не красные. Впереди от себя все многоугольники из оставшихся фигур, но не желтые. Далее взрослый предлагает назвать те оставшиеся фигуры, которые ребенок расположит сзади. У детей не должно остаться синих фигур. Для определения верности результата взрослый после ответа ребенка показывает карточку, на которой изображены оставшиеся фигуры.

После воспитатель усложняет игру тем, что предлагает детям переложить фигуры так, чтобы сзади, справа и спереди остались только многоугольники.

«Загадки без слов»

Цель: совершенствовать умения детей определять местонахождение предметов по отношению к себе, развивать умения расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково - символическим обозначениям,

Оборудование: логические блоки Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки без слов. Воспитатель показывает карточки со знаками, которые подсказывают, какие фигуры загаданы, а дети должны расположить загаданные фигуры справа от себя, слева от себя, впереди и сзади (справа – треугольная, желтая, маленькая и толстая; слева - круглая, красная, не толстая и не маленькая; впереди – квадратная, синяя, толстая, не маленькая; сзади – прямоугольная, желтая, не тонкая, не маленькая). После выполнения задания дети называют фигуры, которые они положили около себя и объясняют, почему они выбрали именно эти фигуры.

«Скажи, где стоят игрушки»

Цель: формировать умение правильно обозначать в речи взаимное расположение предметов.

Оборудование: кукла, зайчик, пирамидка, елочка, матрешка.

Ход игры:

 Воспитатель располагает на столе игрушки по углам воображаемого квадрата. Далее предлагает детям назвать игрушки, которые расположены по углам воображаемого квадрата и в середине его, отвечая на вопросы взрослого.

– Какая игрушка, находится в центре?

– Какая игрушка находится в правом верхнем углу?

– Что стоит в левом нижнем углу?

– Какая игрушка находится в правом нижнем углу?

– Что находится в левом верхнем углу?

Если дети называют игрушки правильно, то забирают ее.

«Цветная лесенка»

Цель: формирование умений взаимно располагать предметы по указанию воспитателя на горизонтальной плоскости.

Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям построить лесенку из палочек на столе так, чтобы внизу стола оказалась палочка с самым большим числом, а дальше строить лесенку вверх от положенной палочки так, чтобы каждое следующее число было меньше на один, располагая палочки с левого края на одном уровне. После выполнения дети отвечают, что у них получилось (лесенка, какого цвета каждая последующая ступенька и почему (число 9 меньше 10 на 1). Далее воспитатель задает вопросы :

– Какого цвета ступенька, которая находится над голубой?

– Какого цвета ступенька находится между черной и синей?

– Какого цвета ступенька находится под желтой?

– Какого цвета ступенька находится выше розовой?

– Какого цвета ступенька находится ниже синей?

Далее воспитатель предлагает «сломать лесенку», пропустив число, меньше 6 на 1, и число больше 7 на 1. После выполнения задания дети называют, какие ступеньки лесенки у них сломались и почему (5 меньше 6 на 1, 8 больше 7 на 1)

«Сделай сам»

Цель: совершенствовать умение взаимно располагать предметы по указанию взрослого на горизонтальной плоскости.

Оборудование: игровое пособие «Палочки Кюизенера»

Ход игры:

 Воспитатель предлагает детям составить рисунок из палочек Кюизенера самостоятельно и, не показывая взрослому, объяснить, какие палочки и как расположены в его картинке, а взрослый по объяснению ребенка составляет рисунок. После, сравнив оба изображения, выясняют, правильно ли ребенок назвал местоположение палочек относительно друг друга.

«Найди игрушку»

Цель: формировать умения детей двигаться в заданном направлении, найти спрятанную игрушку.

Оборудование: письмо, игрушка машинка.

Ход игры:

воспитатель рассказывает детям, что ночью, когда в группе никого не было, прилетал Карлсон и принес в подарок игрушку. Игрушку Карлсон спрятал, но оставил письмо, в котором написал, как ее можно найти. Далее взрослый распечатывает письмо и читает его, а дети выполняют, те указания, которые там написаны. Вместе со воспитателем дети находят игрушку.

«Геометрический диктант»

Цель: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги с помощью геометрических фигур.

Оборудование: чистый лист бумаги, набор плоских геометрических фигур.

Ход игры:

 Взрослый предлагает детям разложить геометрические фигуры на листе бумаги так, чтобы:

красный квадрат находился в левом верхнем углу;

жёлтый овал – в центре листа;

зеленый квадрат в правом верхнем углу,

красный треугольник посередине стороны листа, справа от желтого овала, но снизу от зеленого квадрата;

коричневый прямоугольник в правом нижнем углу;

оранжевый прямоугольник в левом нижнем углу;

синий треугольник слева от желтого овала, но над оранжевым прямоугольником;

посередине между квадратами синий круг;

зеленый круг между прямоугольниками.

Далее воспитатель показывает детям узор, который должен был у них получиться при правильном расположении фигур. Дети сравнивают свою работу с работой взрослого, и называют и исправляют свои ошибки.

«Что ты видишь»

Цель: закреплять умение детей старшего возраста определять правую и левую сторону.

Оборудование: игровая площадка.

Ход игры:

 Дети подготовительной группы ставят одного из детей старшей группы посередине игровой площадки и спрашивают:

– Что ты видишь перед собой?

– Что находится справа от тебя?

– Что находится слева от тебя?

Далее предлагают ребенку закрыть глаза и поворачивают его в другую сторону

Ребенок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось по отношению к нему.

«Весёлый круг»

Цель: совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

Оборудование: колокольчик.

Ход игры:

 Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».

Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.

«Кто где стоит».

Цель: продолжать учить определять местоположение окружающих детей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

Ход игры:

 Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок (ведущий) встает в центр, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.

«Не ошибись»

Цель: закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

Ход игры:

 Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево, определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.

«Расположи правильно».

Цель. Учить ориентироваться на плоскости.

Оборудование: магнитная доска, цветные магниты (круглые).

Ход игры:

 Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (жестом показывает стороны и углы.) Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их (верхняя сторона, нижняя сторона и т. д.) Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг – в правый нижний угол, желтый – в левый верхний угол и синий – в левый нижний угол.

«Запомни и повтори»

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши.

Ход игры:

 У детей листы бумаги и цветные карандаши. Воспитатель предлагает им выполнить задания: – вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом); – в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом); – в середине листа поставьте точку красным карандашом. После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)

«Наоборот»

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Оборудование: мяч, стулья.

Ход игры:

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.


Картотека дидактических игр «Путешествие во времени» в старшей группе

«НЕ ОШИБИСЬ»

Цель: развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток. Правила. Поймав мяч надо назвать часть суток.

Ход игры.

Дети стоят в кругу, в руках у воспитателя мяч. Взрослый называет разные действия (иду на зарядку) и бросает мяч ребёнку. Малыш ловит мяч и называет время суток (утро, Усложнение - назвать часть суток, а ребенок рассказывает действия, которые могут происходить в это время суток.

«ЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

Сделайте календарь, где каждый день недели будет обозначен определённым цветом. Каждое утро поясняйте ребёнку, какой сегодня день недели, показывая на цвет в календаре. Вырежьте из цветного картона 7 кругов в соответствии с цветом дней. Предложите малышу выложить дни недели, начиная с понедельника. При выполнении задания просите ребёнка называть каждый из дней. Усложняя задание, выкладывайте круги, начиная со вторника, среды и т. д.

«12 МЕСЯЦЕВ»

Вырежьте из картона круг большого размера. Разделите его на 12 сегментов. В каждом из них напишите название месяца года. Предложите ребёнку закрасить сегменты в соответствии с принадлежностью к определённому времени года: летние месяцы - красным цветом, зимние – белым, осенние - жёлтым, весенние - зелёным. Прикрепите к центру круга стрелку, острие которой должно указывать на текущий месяц. Просите малыша переводить стрелку в начале каждого месяца.

"ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. "

Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели.

«Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

«Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход игры:

 Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке –

цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

«Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

 Игровые упражнения по ФЭМП  в старшей группе

Игровое упражнение «Разнообразные лесенки»

 Цель: закреплять умение сравнивать палочки по высоте и ширине, составлять сериационные ряды; развивать внимание, глазомер.

 Материал: набор палочек Кюизенера.

Игровые действия: составить «лесенку» по высоте из шести палочек (выбираются палочки такого цвета, чтобы они шли не по порядку).  Детям нужно найти место для оставшихся палочек, чтобы все они располагались стояли по порядку. Затем воспитатель предлагает дошкольникам рядом с этой «лесенкой» составить другую, по высоте. Она будет отличаться по ширине. В конце игры вместе с детьми обсуждается, чем отличаются данные «лесенки».

Игровое упражнение «Измерь разными мерками»

Цель: формировать умение измерять длину с помощью двух условных «мерок», находить зависимость между измеряемой величиной, «меркой» и результатом; развивать глазомер.

Материал: палочки для измерения; две условные «мерки» разной длины; фишки.

Игровые действия: педагог предлагает взять две оранжевые палочки и приставить их друг к другу. Получится дорожка длиной 20 см. Затем детям предлагается измерить длину дорожки при помощи розовой и красной палочек, определить, каких «мерок» поместится больше, объяснить почему. Педагог подводит детей к выводу о том, что чем больше «мерка», тем меньшее число раз ее нужно приставлять к измеряемому предмету, и, наоборот, чем меньше «мерка», тем большее число раз ее нужно приставлять. Затем педагог может предложить детям измерить длину стола (каждый своей «меркой») и сравнить результаты. Попросить сделать вывод самостоятельно. За правильный ответ каждый ребенок награждается фишкой.

Игровое упражнение «Измерь ковер»

Цель: упражнять в измерении длины, ширины естественной «меркой» — шагами.

Игровые действия: измерить длину и ширину ковра шагами.  Дети по очереди измеряют и сравнивают результаты. Педагог подводит их к выводу о том, что чем шире шаг, тем их меньше нужно сделать. Результат зависит от выбранной «мерки».

Игровое упражнение «Напои гостей»

Цель: формировать умение измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.

Материал: чашечка (условная «мерка»); два стакана; ведерко с водой; игрушки «Медвежонок» и «Зайчонок».

 Игровые действия: педагог сообщает, что к детям едут гости: медвежонок и зайчонок. С дороги и их надо напоить чаем. Медвежонок больше по размеру, чем зайчик и поэтому ему надо налить чая больше. Педагог предлагает с помощью условной «мерки» выполнить задание. В конце обсудить, в каком стакане больше воды и на сколько.

Игровое упражнение «Измерь ленточки»

Цель: закреплять умение измерять длину с помощью линейки.

Материал: ленточки разной длины.

Игровые действия: измерить длину ленточек, сравнить результат. Педагог сообщает о том, что она купила ленточки для кукол, но они разной длины. Каждый ребенок получает по ленточке и измеряет ее длину. После измерения дети определяют, у кого самая длинная ленточка, а у кого самая короткая.

       

Игровое упражнение «Сравни фигуры»

 Цель: содействовать развитию умения сравнивать геометрические фигуры по определенным признакам: цвету, форме, размеру.

Материал: геометрические фигуры или карточки с их изображением.

Игровые действия: у каждого ребенка в руках находится геометрическая фигура. Дети двигаются по группе. По сигналу воспитателя рядом становятся ж те дети, в руках которых находятся фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но отличающиеся по форме. Ребята объясняют свой выбор. Те, у которых фигуры не подходят по условию, объясняют, почему выполнение задания невозможно.

Затем дети меняются карточками, и игра продолжается по новым правилам.

Рядом должны стоять «фигуры», отличающиеся размером, формой, цветом.

Рядом должны стоять «фигуры» одинакового цвета, но отличающиеся формой и размером.

 Игровое упражнение «Хоровод»

Цель: закреплять умения выделять свойства фигур (цвет, форму, размер), сравнивать фигуры по трем признакам, действовать согласно правилу; развивать внимание.

 Материал: логические фигуры разных цветов (желтого, синего, красного).

Игровые действия: «составить» хоровод из геометрических фигур по правилу: рядом должна стоять фигура, в которой будет только один признак предыдущей фигуры, а остальные признаки должны измениться. Дети выходят по порядку и добавляют по одной фигуре к уже имеющейся. Все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Дети, которые испытывают затруднение, должны объяснить свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр. «Прогулка с зайчишкой»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группес использованием дидактических игр. «Прогулка с зайчишкой»...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группес использованием дидактических игр....

Методическая разработка "Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»

Методическая разработка"Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников посредством использования логико-математических игр.»Подготовила Лепехина Елена Алексан...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.    ...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийв средней группес использованием дидактических игр.Цели занятия:- формировать пространственные предс...

«Формирование элементарных математических представлений в старшей группе, посредством использования дидактических игр и упражнений»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...