консультация для воспитателей "Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Кадырова Лена Акрамовна

Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

«Роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста»

        Выполнила

воспитатель                                                                        

                                                                                                     Кадырова Л.А.

Имеющаяся категория:1

г.Туймазы, 2023г.

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться- вот единственный курс учительской жизни»

К.Д.Ушинский

Детство само по себе является полноценным периодом человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать  знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Усилия педагога должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Большинство педагогов осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это  оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занял  свое достойное место в системе дошкольного образования.

 Что же это такое проект? 

Проект в переводе с греческого – это путь исследования, т.е. специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Проектная деятельность позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Организация проектов делает образовательную систему открытой для активного участия семей воспитанников в совместной исследовательской деятельности.

В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов – помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.        

     Цель проектной деятельности – развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

Участие ребенка в проектной деятельности обеспечивает ему уверенность в себе, создает положительную мотивацию к познавательной деятельности и открывает широкие возможности для развития у ребенка познавательной активности, а также умение работать в коллективе.

      Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

В практике современных дошкольных учреждений существует следующая классификация проектов.

По составу участников

Индивидуальный

Подгрупповой

Парный

Групповой

По содержанию

Монопроекты (одна образовательная область)

Интегративные (две и более образовательные области)

По продолжительности

Краткосрочные (1-4 недели)

Среднесрочные (до 1 месяца)

Долгосрочные (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Информационные

Исследовательские

Творческие

Игровые

Практико-ориентированные

    При организации проекта важно учитывать доминирующий вид деятельности детей, так как  и они нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Но  при этом важно не переусердствовать с опекой, дать возможность детям самим изучать, отрабатывать нужные материалы.

Педагогами организуются следующие типы проектов (по Л.В.Киселёвой).

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна. Данный тип проектов организуется в работе с детьми старших групп

Ролево-игровой        

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Можно организовывать с младшей группы

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы(оформление и дизайн группы, витражи и др.) Внедряется со средней группы

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Этот тип проекта подходит для детей, начиная с младшей группы

В образовательной деятельности ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха.

По ходу реализации проекта компетентный взрослый помогает найти детям необходимые для этого средства и способы, знакомит с новой информацией. Опираясь на помощь взрослых, дети приобретают необходимые познания  через вопросы к взрослым, чтение познавательной и художественной детской литературы, наблюдение, исследовательскую деятельность и др.

1 этап проектной деятельности  включает выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатором деятельности, как правило становится педагог. Деятельность детей  на этом этапе: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2 этап - планирование. Педагог оказывает помощь детям в решении задачи, используя различные методы.

  • «Модель трёх вопросов». Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?
  • Составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • Планирование проектов (конечный продукт)

На данном этапе дети объединяются в рабочие группы, происходит распределение деятельности.

3 этап – реализация проекта. Педагог организует деятельность детей в центрах детской активности, обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление. Дети формируют специфические знания, умения, навыки.

4 этап –  завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление проекта. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

Проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Рассмотрим способы разработки проектов.

«Модель трёх вопросов». Педагог прислушивается к детям, накапливает достаточно много информации об их интересах и насущных проблемах, затронувших их душу и мысли. После обсуждения своих наблюдений за детьми взрослые формулируют одну из версий темы  проекта.

Это своеобразное наблюдение за тем, как из отдельных, иногда очень неожиданных высказываний и предложений детей складывается картина их миропонимания.

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание (то, что дети уже знают)

План, тема проекта

Источники получения новых знаний, необходимых для реализации проекта

    В заполнении модели  принимают участие дети и их родители. В целях привлечения родителей  «Модель трех вопросов» лучше разместить в раздевалке группы.  Все смогут ознакомиться с новой интересной темой,  внести свои предложения, коррективы, понять в чем нужна их помощь.

Образ "Семь мы" (по Заир-Бек)

  • Мы озабочены... (формулируется факт, противоречие, то, что привлекает внимание).
  • Мы понимаем... (представляется осознанная проблема для решения и ориентиры-ценности).
  • Мы ожидаем... (дается описание предполагаемых целей - результатов).
  • Мы предполагаем... (представляются идеи, гипотезы).
  • Мы намереваемся... (контекст действий, планируемых поэтапно).
  • Мы готовы... (дается описание имеющихся ресурсов различного характера).
  • Мы обращаемся за поддержкой... (представляется обоснование необходимой внешней поддержки реализации проекта).

Начиная деятельность по реализации проекта очень важно не только определить его тему, но и учитывая интерес детей, обозначить направления деятельности и интеграцию образовательных областей.

«Системная паутинка» по проекту представляет собой основу плана, как содержательная, так и по видам деятельности. Дальнейшее развитие содержания и формы его реализации получат в ходе составления плана «Паутинка». Название плана произошло от его образного подобия паутине –  от центра темы расходятся лучики  содержания, форм, конкретных действий, которые заполняются и реализуются постепенно. При разработке «паутинки» четко должны прослеживаться не только направления деятельности, но и интеграция областей.

Для того, чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать сою деятельность, в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.  Центры активности – это игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом,  чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Можно организовать деятельность в одном из центров, переходить из центра к центру. При этом педагог оказывает помощь и поддержку детям, там, где это требуется, наблюдает за деятельностью детей.

При реализации любого проекта заполняется паспорт проекта. В паспорте перечисляются проблема, название проекта, тип, цель проекта, образовательные области, продолжительность проекта, его оснащение, ожидаемый конечный результат, участники проекта, способ  презентации проекта.

  Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Какое же значение имеет организация проектной деятельности?

  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения детей дошкольного возраста основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Проектная деятельность способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
  • Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
  • Проектная деятельность способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
  • Происходит смена  стиля общения взрослого с ребенком.
  • Родители становятся  активными участниками образовательной деятельности. Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Таким образом, проектная деятельность способствует организации эффективного сотрудничества всех участников образовательных отношений, формирует умение  работать в единой команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, а также предоставляет свободу в выборе способов и видов деятельности.

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личную черту, вселить в них радость творчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность  почувствовать себя в нем властелинами.»

Ш.Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Презентация к педсовету по теме "Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"....

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Тезисы на тему "Самостоятельная исследовательская деятельность  как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста" для педагогов детского сада...

Статья "Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Самостоятельная исследовательская деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста...