Квалификационная работа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

создание условий  для воспитания духовно – богатой личности, любящей свою Родину, бережно хранящей традиции своего народа при взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены мной следующие задачи:  

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме;

-уточнить содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- изучить совместные подходы работы ДОУ и родителей по вопросам патриотического воспитания;

- выявить состояние сотрудничества  ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию;

- разработать и апробировать пути взаимодействия ДОУ и семьи по проблеме патриотического воспитания;

         -повысить уровень компетентности семей по вопросам  патриотического воспитания.

- привлечь родителей в процесс образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_suvorova_e.e.docx45.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 93»

Квалификационная работа

 «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Выполнил:

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Суворова Е. Е.

г. Миасс, 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть.
  1. Суть требований ФГОС к патриотическому воспитанию дошкольников……………………………………………….……...………..5
  2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и детского сада…………………………………………...……………………………..6
  1. Практическая часть.

2.1      Метод проектов в решении задач нравственно - патриотического воспитания…………………………………………………….…………….13

2.2     Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию…………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………….……18

Список используемой литературы………………………..……………………,,,,,,,,0,.19

Приложения.

Введение.

Никто не учит маленького человека: 

 «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, 

 попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
 Все дело в одной, в очень важной закономерности 
нравственно-патриотического воспитания.           
Если человека учат добру - учат умело, умно, 
 настойчиво, требовательно, в результате будет добро. 
 Учат злу (очень редко, но бывает и так), 
в результате будет зло.       
 Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, 
 потому, что и человеком его надо воспитать». 
  В.А. Сухомлинский 

         Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
         В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
          В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
          В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
 процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Суть требований ФГОС к патриотическому воспитанию дошкольников

     ФГОС базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и конкретно предусматривает соблюдение принципа согласованности патриотического воспитания со всеми образовательными сферами:

     Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования чувства сопричастности с жизнью страны, заботы о малой родине, бережного отношения к природе, отзывчивости по отношению к родным и близким, друзьям, заложит практические навыки поведения в рамках правовой культуры гражданского согласия.

     Образовательная сфера «Познание» нацелена на расширение кругозора, получение знаний об истории Отечества, представлений о художественной, этнической и политической культуре, становление гуманного отношения ко всем народам России в духе интернационализма, формирование духовных ценностей и веротерпимости. Благодаря этой области программы патриотическое сознание будущего гражданина будет подкреплено глубокими знаниями, следовательно, его гражданская позиция и активное, ответственное поведение в обществе получат дополнительный мотивационный стимул.

     Область «Речевое развитие» введёт детей в увлекательный мир родной речи, художественной литературы о легендарных героях и исконных традициях, богатстве родной природы, познакомит с уникальными фактами из жизни страны, раздвинув ограниченные рамки рекомендованных министерством учебных пособий.

     Наконец, сфера «Физическое развитие» решит задачи по становлению здорового образа жизни, сформирует глубокое внутреннее понимание его значимости в судьбе каждого человека, следовательно, судьбы всей страны, поскольку не может быть будущего у государства без здорового человеческого потенциала.

1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации.     

     В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

     Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольной организации.

Новизна этих отношений определяется понятиями

«сотрудничество» и «взаимодействие».

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Принципы взаимодействия участников  образовательного процесса:

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 

Позитивный настрой на общение. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Индивидуальный подход

     Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Серьезный подход к подготовке мероприятий

     Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар - практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Динамичность

    Дошкольная организация  сегодня должна  находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Сотрудничество, а не наставничество

     Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей.

Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи

Переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний, к сотрудничеству как межличностному общению.

 Конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Безоценочный стиль отношений.

Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность  (секретность, доверительность) 

предполагает:  готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию.

Специфика педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям должна  сочетать  две функции:

  • Формальная
  • Неформальная

Воспитатель выступает в двух лицах официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником.

Его задача – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон.

Критерии эффективности взаимодействия  ДОО  с семьями воспитанников:  

  • Рост посещаемости родителями и другими старшими  членами семьи организуемых совместных мероприятий.
  • Активное участие родителей  в смотрах, конкурсах, праздниках и субботниках.
  • Изменение характера  вопросов родителей к воспитателям, руководителю и психологу дошкольной организации, как  показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей  в семье, желания  их совершенствовать.
  • Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других семей.
  • Улучшение микроклимата в неблагополучных семьях.
  • Появление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности.
  • Стремление  к пониманию ребёнка, анализу своих достижений и ошибок.
  •  Использование родителями педагогической литературы и желание посещать сайт ДОО и сайты по просвещению  родителей.
  • Согласованность действий педагогов и родителей.
  • Положительное общественное мнение родителей о работе ДОО.
  • Осознанное отношение взрослыми членами семей, не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
  • Изменение  представлений родителей о воспитании дошкольников

Объективно увидеть направление работы в данном направлении поможет оценка состояния взаимодействия ДОО и семьи

Принципы взаимодействия ДОО и семьи на современном этапе.

В современном обществе давление и нагрузки на семью резко усиливаются с каждым днём.

      Родители становятся всё более истощёнными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее воспитывать своих детей, на которых падает львиная доля тяжести от этих нагрузок.

       В самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете нужна любовь.

     Следовательно, в сложных нынешних условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны педагогов образовательной дошкольной организации.

Только в процессе взаимодействия  педагогов и родителей можно успешно решать проблемы развития личности ребёнка.

В основе такого взаимодействия должны  присутствовать  принципы:

  • взаимного доверия;
  • уважения;
  • взаимной поддержки;
  • помощи;
  • терпения;
  • терпимости друг к другу.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • Информировать родителей (законных представителей)

       и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  

  • Обеспечить открытость дошкольного образования; 
  •  Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья; 
  • Обеспечить вовлечение  семей    непосредственно
    в образовательную деятельность,
    в том числе   посредством создания  образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  •  Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

В   течение многих лет популярным был термин работа с семьей, совместная работа.

Считалось, что, если у пап и мам будут знания, они лучше воспитают своих детей. Главным в общении педагогов с родителями воспитанников было информирование по вопросам воспитания и обучения детей, т.е. просвещение или, как тогда говорили, пропаганда педагогических знаний.

В настоящее время этот период подвергается критике с точки зрения навязывания родителям знаний. «Просвещение» было вполне обоснованным в рассматриваемый исторический период вследствие недостаточной грамотности населения и типичных ошибок воспитания, допускаемых родителями.

Цель педагогического просвещения того времени: сообщить родителям знания, информировать о жизни ребенка в детском саду, перевоспитать.

Использовались методы: доклад, убеждение, показ, рекомендации.

Давались указания, делались замечания, применялся метод заданий, «проработки» указанных тем. (например:  прочитать определенную книгу, подобрать игрушки, создать режим дня в семье)

Можно ли назвать такую «работу» не эффективной?

  • В этот  период отмечено немало интересных и творческих находок.
  • Существовало многообразие форм педагогического просвещения
  • Присутствовал  массовый охват населения этой работой.

Основная идея педагогов того времени - родители должны быть помощниками воспитателей.

Педагоги того времени уже отмечали,  что деятельность педагогического персонала с детьми только тогда будет полноценной, если удастся создать контакт с родителями, ближе познакомиться с их бытом, вовлечь их в жизнь детского сада и сделать понятными для них содержание, методы и принципы работы с дошкольниками.

Позже стали использовать   термины единство общественного и семейного воспитания, взаимосвязь, работа с семьей.

  • У педагогов была монополия на знания.
  • В общении с родителями доминировал стиль монолога. 
  • Прослеживался назидательный характер  «работы» с родителями.
  • Присутствовала идеологическая и классовая направленность.

На современном этапе семейное воспитание признано первостепенным   (Федеральный  закон Об образовании в РФ 2013 г.) ст. 44 гласит:

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон№ 273ФЗ от 29 декабря 2012 г. // Российская газета. 31 декабря 2012 г.)

        Большое внимание уделяется взаимодействию педагогов с родителями, оказанию им педагогической помощи, поддержки.

Во ФГОС ДО взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психологопедагогическим условием реализации Программы по вопросам образования ребенка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Во ФГОС ДО  говорится об оказании помощи семьям воспитанников, о взаимодействии, сотрудничестве, об отношении к родителям как полноправным участникам педагогического процесса, о вовлечении их в образовательный процесс.

В настоящее время используется термин взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. (Приложение 1(слайд 9).

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  1.  Метод проектов в решении задач нравственно- патриотического воспитания.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  •  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Одной из наиболее оптимальных форм,  для решения этих задач подходит метод проектов, который достаточно часто используется в педагогической практике. Он позволяет всем его участникам проявить творчество и фантазию в решении проблемы, сам процесс получается интересным и увлекательным для детей и взрослых (родителей, педагогов). Проекты, которые помогают сблизится всем членам семьи, узнать исторические корни, почувствовать гордость за свой род, за своих предков- наиболее приветствуются практически всеми родителями. Одним из таких стал, семейный, познавательно-творческий проект «Мир семейных увлечений».

Целью проекта:

  • Знакомство с увлечениями всех членов семьи;
  • Раскрытие понятий «хобби» и «увлечение».

Были определены задачи:

  • познакомиться с историей увлечений семьи,
  • узнать больше о семейных увлечениях,
  • укрепить семейные отношения,
  • бережно относиться к любимым занятиям близких людей.

Участниками проекта являлись:

  • члены семьи воспитанницы подготовительной  группы Маргариты К.
  • воспитатель группы (в качестве наставника)

Были определены этапы работы над проектом:

  • Подготовительный: составление плана работы;
  • Основной, практический: подбор информации и фотографий;
  • Итоговый, заключительный: систематизация информации, подготовка презентации проекта.

Яркая презентация этого проекта воспитанницей на родительском собрании, и на городском конкурсе «Изыскатель» получила достойную общественную оценку.

Традиционными стали предпраздничные мероприятия, реализованные в рамках краткосрочного проекта  «День победы» (1- 12 мая)

Цели:

  • развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
  • способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
  • знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
  • воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.

План мероприятий:

  • Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
  • Ролевая игра «Аты - баты, шли солдаты».
  • Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
  • Экскурсия к памятнику павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне;
  • Создание стенда «Они сражались за Родину».
  • Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.

Яркие впечатления полученные в детстве от таких мероприятий, нередко остаются в памяти детей на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Краткосрочный  проект  «Мой край. То нежный, то суровый…»

Проект разработан для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Цель:

  • пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
  • создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
  • прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.

Формы:

  • экскурсии в краеведческий музей;
  • ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
  • образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
  • создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.

План мероприятий:

  • 1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю)

«Моя семья»:

Оформление коллажа  «Профессии моих родителей»

Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».

Рисуем свою семью.

  • 2 блок «Мой любимый детский сад»:

Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».

Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».

Субботник по благоустройству территории детского сада.

  • 3 блок «Город, в котором я живу»:

Изучаем открытки с изображением города «Миасс-город в золотой долине».

Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.

Организуем выставку поделок и макетов «Достопримечательности нашего города».

  • 4 блок «Мир природы родного края»:

Праздник «Осенние дары матушки природы».

Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».

Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».

  • 5 блок «Как прекрасен этот мир!».

Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».

Лепка народной игрушки с использованием пластилина.

Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».

  1. Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию.

Решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся комплексно, по тематическим блокам:

  • «Моя семья» - основная цель: воспитание любви и уважения к своей семье (познакомить с понятием «семья», учить знать и называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать заботливое, уважительное отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной);
  • «Мой детский сад» - основная цель: помочь ребёнку почувствовать себя равноправным членом первого в его жизни коллектива (вызвать желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к их труду; познакомить с историей детского сада);
  • «Город, в котором я живу»: основная цель: дать представления о родном городе и его истории (формировать представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города, о его исторических корнях; воспитывать уважение к людям, прославившим город, героям труда, Великой Отечественной войны, защитникам Отечества);
  • «Мир природы родного края»: основная цель: дать представления о природно-географических зонах Южного Урала, о животных, птицах, растениях, обитающих в регионе, некоторых календарных обрядах и традициях народов Южного Урала.
  • «Родная страна» - основная цель: дать представления о государственных символах России (герб, флаг, гимн) воспитывать уважительное к ним отношение; познакомить со столицей нашей Родины – Москвой, другими городами России, знаменитыми Россиянами; формировать представления о много национальности нашей страны.

Для достижения основных задач по формированию нравственно-патриотических, нами был разработан перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Фантазёры»

 Составлена авторская программа «Юные патриоты»

Заключение.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота .

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Список   используемой   литературы.

1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004. 
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5. 
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

 7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1. 

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003 
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.   М.: АРКТИ, 2005. 

17. Интернет – ресурс: Википедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственно – патриотических качеств"

Семья и дошкольное учреждение - два главных института социализации детей. Нравственно-патриотическое воспитание детей - одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условиям ...

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Опыт работы педагогического коллектива по теме «Создание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных проблем российского образования. Три компонента понятия «здоровье»- физическое, душевное, социальное благ...

Описание модели «Детский сад – семья» в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Проблема формирования культуры  здоровьесбережения  у дошкольников является социально значимой и выступает в качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем свидет...

«Нравственно-патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста «Инновационные подходы к патриотическому воспитанию в ДОУ»

Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства...

Индивидуальная тема по самообразованию: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием не...