Воспитательные возможности художественной литературы
статья

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.44 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательные возможности художественной литературы

Художественная литература — признанный носитель духовного начала в человеке, идеалов добра, любви, сострадания. Чтение ребенку художественной литературы, способно воздействовать на него всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность.  Растя его на лучших образцах художественной литературы, мы проецируем ребенку духовно богатую жизнь. [2] Нравственные начала в художественной литературе не преподносятся в готовом виде. Они индуктируются в детской душе и закрепляются в его эмоциональной памяти. Писатель, если он подлинный художник, действует не назиданиями и сентенциями. Он вовлекает дошкольника в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляя ему самому разобраться, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Здесь, в борении чувств, и происходит выработка личностных качеств ума и сердца, обогащение себя духовным опытом человечества, сконцентрированного в литературе. Под влиянием возвышающего воздействия художественного слова ребенок приходит к определенным выводам сам. Каждая полноценная в художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор принять решение. [5] Литература способна внешние по отношению к детям социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце. Вывод, добытый через сопереживание и собственную мысль, может стать убеждением, войти «в плоть и кровь» и «незаметно руководить» человеком.         Каковы же принципы воспитательного воздействия книги на детей разного возраста? Они базируются на наличии в детском возрасте определенных психофизиологических этапов. При формировании круга чтения каждого ребенка необходимо учитывать его возраст, диктующий форму и содержание восприятия детьми печатного слова. В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них. Действовать по образцу любимого героя, брать с него пример — такова реакция многих читающих детей на полноценное художественное произведение, где представлен яркий, незабываемый, нравственно позитивный характер героя.  В воспитательных возможностях литературы особая роль принадлежит отрицательным персонажам. На первый взгляд кажется, что они действуют на читателя негативно. Некоторые сомневаются в их необходимости, полагая, что ребенок будет им подражать. На самом деле, как это ни парадоксально, они, если созданы большим талантом, действуют положительно. Ведь читатель не пассивно воспринимает персонаж, как некую данность, он внутренне протестует против нарушителей законов нравственности. Неприятие отрицательного персонажа и определяет итоговый, положительный эффект чтения. В детской литературе «нелюбимые» герои, такие, как Карабас Барабас или Дуремар, Бармалей или Сеньор Помидор, тем и воспитывают ребенка, что их не любят, что их отторгают дети. Великий французский сказочник Шарль Перро говорил: «Как бы ни были причудливы и фантастичны различные эпизоды сказок, несомненно, все они возбуждают в детях желание походить на тех, которые достигают счастья, и вместе с тем боязнь навлечь на себя несчастья, какие настигают злых за их пороки». Не всякая книга и не всякие персонажи способны наполнить читателя высокими и прекрасными впечатлениями. Этой способностью наделено лишь истинное искусство. Разные по художественному уровню произведения влияют на читающего ребенка по-разному. Книга бесталанная и талантливая по- разному живут в его сознании. Первая забывается быстро, другая способна жить в сознании и напоминать о себе всю жизнь, то укором совести, то предостережением, то моральной поддержкой. Но не всякая бесталанная книга безобидна. В наше время расцвела так называемая «массовая литература», несущая в себе пропаганду насилия, страха, принижения традиционных ценностей. Эта литература в силу ее привлекательности и массовости обладает внушающей способностью дегуманизировать сознание ребенка, рождать в нем подозрительность, агрессивные наклонности, культ потребительства и эгоцентризма. Если ограничить репертуар чтения ребенку такой литературой, ребенок незаметно для самого себя начинает считать нормой человеческих отношений безнравственность, жестокость, стяжательство, равнодушие к чужим страданиям. Несомненно, что одна книга, какой бы талантливой она ни была, не воспитает в ребенке нравственных убеждений. Для выработки «динамического стереотипа» в образе мыслей и установок нужна подборка книг определенной направленности и художественного совершенства. В Федеральном государственном образовательном стандарте в образовательной области  Художественно – эстетическое развитие есть раздел «Приобщение детей к художественной литературе»  Он направлен на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач:  -  формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса.  [6]

Когда дети пережили рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировались как личность, их словарный запас достаточно разнообразен. Дети легко вступают в контакт, как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети переходят из пассивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений, высказывающего свое собственное мнение, суждение. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для детей одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает детям уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями. Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, они живут жизнью героев, как будто сами становятся участником этих событий, сочувствуют положительному герою и осуждают зло.  Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность и напевность стихов, выразительность языка очень нравятся детям. Они хорошо чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки, стихи и потешки. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей. И у них начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости. Художественное слово, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает детям понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетическое представление. Русская демократическая педагогика формировалась под воздействием взглядов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. В воспитании нового человека — гражданина, патриота, революционного борца они отводили большое место родному языку, художественному слову и считали, что такое воспитание должно начинаться с малого возраста. [4] Продолжением прогрессивных педагогических идей стала система обучения родному языку, разработанная выдающимся русским педагогом К.Д. Ушинским. Материалистические взгляды великого педагога проявлялись в понимании исторической и социальной роли языка и мышления, а также их происхождения. Язык, по утверждению К. Д. Ушинского, «не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба». Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника. Прогрессивным было утверждение К. Д. Ушинского о необходимости обучения ребенка именно на родном языке. К. Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков         этот         великий народный         педагог         —         родное         слово!» [4] В первоначальном обучении детей родному языку К. Д. Ушинский видел три цели. Первая — развивать дар слова, т. е. умение выражать свои мысли. Для этого важна наглядность обучения, опора на конкретные образы, воспринимаемые ребенком (явления природы, картины). Вторая цель — учить ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Идеальными образцами такой формы служат художественные произведения, как народные, так и авторские. Ушинский четко определил требования к отбору произведений для детей: положительные идеи, художественность, доступность содержания. Им была впервые разработана система детского чтения. В круг чтения детей великий педагог включил народные сказки, загадки, прибаутки, пословицы, произведения русских писателей и свои собственные. Третья цель — практическое усвоение грамматики, предшествующее изучению ее как науки. Этой цели могут служить разнообразные упражнения — придумывание предложений с заданным словом, подбор слов в нужной форме и др. Все три цели должны осуществляться         одновременно. К. Д. Ушинский сумел претворить в жизнь свои теоретические взгляды на роль художественного слова в воспитания детей, создав классические учебники «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864). «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка. . .» Эти слова выдающегося советского педагога В. А.Сухомлинского подчеркивают величайшее значение книги в эмоциональном, нравственно-эстетическом, умственном воспитании детей [5].

Детство – пора, когда все впечатления особенно ярки и значимы. Прочитанная в эти годы книга производит настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М. Теплова, Художественное слово захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. При чтении книг ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Книга развивает мечту, творческую фантазию, эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, любовь к искусству, вводит в мир образов, отражающих жизнь, обогащает знаниями, расширяет жизненный опыт детей, выводя его за грани личных наблюдений, представление о мире, о родном национальном языке, его красоте, выразительности, многообразии.  Книга учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности [2].

Уже в раннем детстве ребенок охотно слушает чтение взрослых, легко запоминает короткие стихи и сказки, живет вместе с героями книг, сочувствует одним, и по-детски осуждает других. Под влиянием книг, пособий, разнообразных художественных дидактических игр, занятий со взрослыми возникает детская художественно-речевая деятельность, то есть деятельность, связанная с восприятием художественных произведений, исполнением их, а также с начальными формами словесного творчества. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, к персонажам. У ребенка развивается поэтический слух, то есть способность замечать изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, умение объяснить их необходимость в данном жанре. Появляются устойчивые предпочтения жанру литературных произведений, конкретному виду художественно речевой деятельности, одни больше любят слушать стихотворения и читать их наизусть, другие – сказки. Развиваются художественно-творческие способности: дети сами придумывают загадки, сочиняют сказки, стихи. Для того, чтобы реализовать воспитательные возможности книги, необходимо создать определенные условия. В семье прежде всего должна быть эмоциональная атмосфера заинтересованности деятельностью малыша, желание читать ему, беседовать о прочитанном, развивать способность воспринимать рассказы, сказки, стихотворения как искусство слова. Нравственное развитие детей осуществляется особенно успешно, если они способны осознать идею художественного произведения и мотивировать поступки героев. Поэтому, беседуя с детьми о прочитанных произведениях, важно, чтобы дошкольники как можно полнее рассказали о главном герое, его качествах. В период, когда ребенок только еще слушатель и зритель книги, роль взрослых особенно значительна и важна. Выбрать книгу, увлечь ею, развить способность целостного эмоционально-образного восприятия, научить понимать и чувствовать авторскую тональность, красоту, поэтичность художественных образов, вызвать эмоциональную отзывчивость – ответственная задача родителей [2]. Важно знать склонности, интересы ребенка, его индивидуальные особенности. Каковы же критерии отбора книг для чтения? Детская художественная литература, также как и литература для взрослых, - искусство слова. Специфика ее в единстве словесного искусства с требованиями педагогики. Для того чтобы книга могла стать средством познания действительности, воздействовать на чувства ребенка, вызвать сопереживание с героями, она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их интересам, познавательным возможностям, должна быть художественной по содержанию и форме, то есть представлять единство познавательного и художественного элемента. Книга заинтересует ребенка, обогатит его, если содержание ее раскрывается не в абстрактной, умозрительной манере, а в ярких, зримых образах; события, характеры, действия героев изображаются динамично. Только та книга, в которой педагогические задачи ставятся не дидактично, а воздействуют на воображение ребенка живыми образами, художественным словом, открывает ему мир и учит жить в этом мире. Занимательность – одно из основных требований, предъявляемых к детской книге.  Л.Н. Толстой писал: «… никогда, никакими силами, вы не заставите читателя понять мир через скуку».  Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми. [4] В дошкольном детстве мы знакомим ребенка с различными жанрами художественной литературы и фольклором. В зависимости от своей спецификации они оказывают эмоциональное, воспитательное воздействие.       В умственном и нравственном развитии детей большую роль играет русская народная сказка. Сказка с изумительным богатством ее красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, диалогами, ритмической напевностью языка развивает образность мышления, выразительность речи. Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает воображение, фантазию, вместе с тем расширяет его жизненный опыт, дает ему представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. Основанная на вымысле, она связана с действительностью. Это определяет идейное содержание сказок, характер ее сюжетов, образов, деталей повествования, ее язык. «Во всякой сказке есть элемент действительности» … Именно эта особенность сказки таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Сказка дает нравственный урок сострадания, сочувствия, самоотверженности, любви ко всему живому. Отождествляя себя с героями сказок, ребенок вбирает в себя идеи гуманизма, героики. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят детей с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. В сказке «виден быт народа» - писал В.Г. Белинский. Они раскрывают народное восприятие действительности во всем эмоциональном многообразии. Для сказки характерны определенные, резкие, густые цвета: «темная ночь», «белый свет», «красное солнышко», «синее море», «белые лебеди». В них нет полутонов, нюансов, недоступных детскому пониманию. Вещи в сказках имеют запас, отчетливые формы. Обыденное возведено в них в поэзию. Детей захватывает напряженность сюжета, неожиданности, опасности, превращения, борьбы добра и зла, которая, приобретая разные формы, проходит через сказку. Ребенок радуется благополучному концу, победе, справедливого, честного, бесстрашного героя, награде за стойкость, трудолюбие. Высоко оценивая воспитательную роль сказок, К.Д. Ушинский называл их «первыми блестящими попытками русской народной педагогики», а народ, создавший их, - великим педагогом. Издавна известна воспитывающая, развивающая роль загадок, потешек, пословиц, поговорок. В образной поэтической форме они отражают различные явления природы и окружающей действительности, помогая ребенку по-иному взглянуть на самые обыкновенные предметы, учат наблюдательности, побуждают к размышлениям, к поэтическому восприятию многокрасочности образности мира: «Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички» (Ромашки); «Весь из золота отлит на соломенке стоит» (Колосок); «Красна, сочна, душиста,  растет низко,  низко, к земле близко». (Земляника). Образы поражают своей необычностью. Сходства и различия между предметами, на которых основаны загадки, заставляют думать об особенностях реального мира. Детям, учитывая их возрастные особенности, предлагаются загадки разной тематики - о животных: «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят» (Еж); о птицах: «Днем спит, ночью летает и прохожих пугает» (Сова); о насекомых: «Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком – он поделится медком». (Пчела); о растениях, цветах, деревьях, о человеке: «Повернулось к солнцу – золотое донце» (Подсолнух); «Растет зеленый кустик – дотронешься - укусит» (Шиповник); «Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, белом сарафане» (Береза).  Изобразительные средства загадок – метафоры, олицетворения отличающихся конкретностью, наглядностью: «Спал глазок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» (Бабочка); «В золотой клубочек спрятался дубочек» (Желудь).

Народные пословицы, содержащие мораль, выношенную поколениями, метко определяющие жизненные события, всегда дающие им эмоциональную оценку, приобщают ребенка к человеческой мудрости. Фольклорные произведения формируют эмоциональную среду ребенка, развивают образное мышление, творческое воображение, обогащают его речь. Один из распространенных жанров детской литературы – рассказы; они разнообразны по содержанию и форме. Это могут быть короткие повествования в несколько фраз, рассказы, созданные на основе пословицы – типа рассказов Л. Толстого из книги «Новая азбука», или рассказы, излагающие правдивые истории о человеке, его трудовой деятельности, о героизме (И. Винокуров «Сквозь буран»; Б. Житков «На льдине»), о Советской Армии (Дне защитника Отечества) , (Лев Кассиль «Про нашу пехоту»).  Большой познавательный материал о природе, о труде, о жизни дает дошкольникам книга рассказов Б. Житкова «Что я видел», которая является своеобразной энциклопедией для малышей. Написанное от лица маленького мальчика, это произведение дает детям представление о Москве, Красной площади, Кремле, о красной Армии, о колхозе, о лесе и многом другом. Алеша – Почемучка не только рассказывает – он живет, действует, что особенно привлекает маленьких слушателей.

Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, ее законы раскрываются перед детьми в рассказах В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М. Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е. Чарушина («Волчишко», «Еж», «Медвежонок»), Г. Скребицкого («Четыре художника»), И. Соколова-Микитова («От весны до весны») и др. Ценность рассказов о природе в том, что обогащая детей знаниями, они эмоционально воздействуют на них. Мир природы показан в названных рассказах, в забавных, интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Природа наполнена у него настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Он умеет увидеть интересное в самом, казалось бы, неприметном: разноцветный луг – утром зеленый, днем золотой от одуванчиков («Золотой луг»), подпрыгивающие ветки деревьев, освобожденные от снега («Жаркий час»). Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу, М. Пришвин передает свои знания и любовь детям. Рассказы написаны просто, поэтично, язык их близок к народной речи. «Слова у М. Пришвина цветут, сверкают, - писал К. Паустовский. – Они то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы…». Воспитывая на художественных образах любовь к природе, мы вместе с тем учим любить Родину. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик. Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет ознакомление их с поэтическими произведениями.  Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе [2]. Ребенок, воспринимая стихи, чувствует их ритмичность, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями детей, они воспитывают, как справедливо отмечал К.Д. Ушинский, «чутье к звуковым красотам русского языка».

«Читайте детям стихи», - писал В.Г. Белинский, - пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует на них, как музыка». В.Г. Белинский, придавая огромное значение поэзии в воспитании ребенка, справедливо отличал своеобразие восприятия ее. «Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже потом передается голове», т. е. подчеркивал большое значение эмоционального познания действительности. Поэтические образы помогают детям видеть прекрасное в действительности, находить в ней поэтическое начало [3].

Исследования А.В. Запорожца, которые были посвящены изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дети сразу же стремятся выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой. Дошкольнику очень трудно отнести себя к отрицательному персонажу. Так, ребенок, даже понимая, что нарушил нравственную норму, не может отождествлять себя с Карабасом, а утверждает, что поступил как Буратино (С.Г. Якобсон). Дети не осознают мотивов своего отношения к герою, просто оценивая его как «плохой» или «хороший». В среднем дошкольном возрасте ребенок уже может дать правильную моральную оценку, не осмысливая ситуацию, а перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. В возрасте около 4 лет может наблюдаться несовпадение эмоционального и морального отношения к герою. В 4-5 лет формируются понятия «плохо», «хорошо». Тогда и возникает оценка героя на основе содержания его поступков. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. После 4 лет с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Теперь дети указывают на общественную значимость поступков. Таким образом, действия в воображаемом плане помогают ребенку подойти к осмыслению мотивов поведения, а эмоциональное отношение к герою начинает отделяться от моральной оценки его поступков. В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. В дошкольном возрасте у детей активно развивают интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

Список литературы:

  1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5 – 7 лет: Метод. рек. М., 2009.
  2. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы.-М.,1968
  3. Буре Р.С., Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.-М., Просвещение,1989
  4. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Просвещение, 1985.
  5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-М.,1979
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация как средство приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к художественной литературе.

Презентация представлена в областном Марафоне педагогического опыта "Дошкольник: приобщение к художественной литературе" Особую тревогу вызывает неуклонно возрастающее количество детей с ограниченными...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная облась "Речевое развитие"(Чтение художественной литературы)...

Загадка как возможность ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал может быть интересен воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений, а также специалистам: логопедам, дефектолам, взаимодействующим с детьми, имеющим ограниченные возмо...

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Статья на тему "Чтение художественной литературы как важное средство познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"...

Реферат «Воспитательные возможности художественных произведений для детей Л.Н.Толстого».

В народном сознании всегда жила мысль о высокой общественной мисси педагога. Считается, что в основе положительного мотивационно – ценностного отношения учителя к педагогической профессии лежат ...