Конспект квест – игры по познавательно-исследовательской деятельности для детей Старшей группы «Письмо от Феи»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лебедева Мария Ивановна
Квест игра по познавательной-исследовательской деятельности с водой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 95»

Конспект квест – игры по познавательно-исследовательской деятельности

для детей Старшей группы

«Письмо от Феи»

Составила:

Воспитатель

Лебедева Мария Ивановна

г.Дзержинск

2022

Программное содержание:

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе иссследовательской деятельности. (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать).

Обучающие задачи:

  1. Расширять представление детей об воде;
  2. Закреплять знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес и др.);
  3. Формировать умение делать выводы, использовать полученные знания на практике.

Развивающие задачи:

  1. Развивать внимание, мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать любознательность, желание изучать мир природы, любовь к экспериментированию, бережное отношение к природным ресурсам воды.

Методические приемы: игровая мотивация (проблемная ситуация), наглядный метод (показ образца, демонстрация), практический (работа с карточками, работа с раздаточным материалом, игровые упражнения, тактильные ощущения, сравнение, опыты),словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы), поощрение.

 Оборудование и материалы: Карта, фонарик, капли с картинками, конверты с картинками, капля с загадками, гвоздь, карандаш, пенопласт, палочка от мороженного, монета, хлопчатобумажная салфетка, бумажная карточка, и т. д. 4 банки, картинки, марля, резинка, зубочистки, мелкие предметы и тубы, затянутые пищевой пленкой, шприц, ватман, клей.

Планируемые результаты: дети включены в исследовательскую деятельность, устанавливают причинно- следственные связи на основе опытов, делают выводы.

Ход квест-игры:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что у нас в группе живет Фея? она следит за чистотой в группе,и она очень любит проводить эксперименты с водой, и она оставила нам послание. Хотите я вам его прочту:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные и сообразительные. И я знаю, как вы любите экспериментировать.А чтобы вам было сегодня еще интереснее, я для вас приготовиланеобычное и познавательное путешествие. В нем вы узнаете много интересного о воде. Я уверена, что вы легко справитесь с моими заданиями, аза правильное выполнение задание вы будете получать конверты, их нужно открыть, когда быстро придете к финишу, где вас будет ждать сюрприз. Удачи вам. Ваша добрая подруга - Фея"

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправится в путь?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, наше задание представлено в виде карты, но эта карта не простая,на ней картинки в виде капельки воды и стрелки, указывающие нам путь.Но, как понять, куда идти, если мы не можем прочитать карту. Что за капли и как их расшифровать, ребята, вы знаете?

Ребята предлагают варианты (Нужно посветить фонариком с задней стороны карты).

Светим фонариком на первую каплю. В капле показывается картинка «Аквариум» (Дети ищут каплю, на которой изображён аквариум и идут к этой капле)

На капле, с обратной стороны, написано задание.

Задание 1 «Загадки»

Воспитатель: Ребята, наше первое задание, которое приготовила Фея, отгадывание загадок. Вы готовы?

Ответы детей.

Воспитатель читает загадки

***

Книзу летит капельками,

А кверху — невидимкою.

(Вода)  

***

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

(Вода)

***

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода)

***

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли —

Жить нельзя нам без …

(Воды)

***

Все зовут меня, дожидаются,

Долго не приду – ох, и ругаются!

А только я пришел –

И сразу в землю ушел.

(Дождь)

***

Под осоку, на песок,

Уронили поясок.

Он лежит — да не поднять,

Он бежит — да не поймать.

(Ручеёк)

***

Течёт, течёт —

Не вытечет,

Бежит, бежит-

Не выбежит.

(Река)

***

Видно, речка замерзала

И укрылась одеялом,

А раскрыться вряд ли сможет,

Если солнце не поможет.

Но когда весна придёт,

Одеяло пропадёт.

(Лёд на реке)

Воспитатель: Правильно отгадали вы загадки, смотрите, а вот и первый конверт. Молодцы, идем дальше. Давайте посветим фонариком на вторую каплю и выясним, куда нам дальше.

Светим фонариком на вторую каплю. В капле показывается картинка «пенопласт»

Воспитатель: Ребята, ищем каплю, где нарисован пенопласт. (Дети находят нужную каплю и подходят к столу)

Задание 2. «Тонет – не тонет»

Воспитатель: Предлагаю  посмотреть на стол и рассмотреть сокровища из мешка. Ребята, как вы думаете,  как мы можем определить все ли сокровища можно спрятать на морском дне?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Мы можем опустить предметы в воду и посмотреть, что произойдет с предметами, утонут они или нет! Давайте проверять.

Воспитатель предлагает детям брать по одному предмету по очереди, сначала охарактеризовать его, а потом опуститиь в воду. Воспитатель показывает образец.

- Как называется предмет?

- Из какого материала предмет?

- Какой формы предмет?

- Тонет или не тонет предмет?

- Можно ли этот предмет спрятать на морском дне?

Каждый ребенок опытным путем проверяет, утонет предмет или будет плавать на поверхности воды (опускают по одному предмету в большую емкость с водой).

Выводы по окончанию опыта дети делают самостоятельно (У воды есть свойство погружать на дно и выталкивать на поверхность различные по качеству предметы).

Примерный перечень предметов: гвоздь, карандаш, пенопласт, палочка от мороженного, монета, хлопчатобумажная салфетка, бумажная карточка, и т. д.

Воспитатель: Ребята, как здорово у нас получилось, мы с вами выяснили, что тонет, а что плавает. Получайте второй конверт. Ну, а мы идем дальше.

Светим на карту фонариком, посмотрим куда нам (на капле появилась вода)

Воспитатель: Ребята, нам нужна капля с водой. (Дети находят нужную каплю и подходят к ней)

Задание 3. «Прозрачная вода»

- Ребята, мы с вами находимся возле капли «Воды», эта капля непростая, нам нужно провести опыт с водой. Проведем эксперимент?

 Ответы детей.

Описание: На столе две прозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой до краев. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу. Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? (Один ребенок поднимает банки и орпеделяет, что одна тяжелее, вторая - легче. Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? (выводы детей). Вывод: вода имеет вес, не имеет цвета, запаха.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку? Какая вода? (Прозрачная.) Что подтверждает эта игра? Вывод: что вода не имеет цвета, она прозрачная.

Воспитатель: Ребята, понравился вам опыт и игра?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда, вам за это третий конверт. Идем дальше!

Светим на карту фонариком, посмотрим куда нам (на капле появилась вода и стена)

Воспитатель: Ребята, интересно, что это может быть, какая Фея загадочная и хитрая, сразу и не поймешь, что надо делать, но мы не сдаемся, идем дальше. (Дети находят нужную каплю и подходят к ней).

Задание 4. «Вода не проходит через марлю»

 (Опыт проводит воспитатель).

Описание.

- Ребята, вода, как и все вещества, состоит из мельчайших частиц, невидимых глазу человека - молекул. Хоть они очень маленькие, но могут быть очень прочными. У меня банка с водой, я сейчас накрою ее марлей. Марля похожа на решето, через неё легко проникает вода. Дети, как вы думаете, если я накрою банку марлей и переверну ее вверх дном вода вытечет или нет? (Ответы детей).

Воспитатель накладывает марлю на банку, закрепляет ее резинкой и резким движением переворачивает банку, вода не вытекает. Можно через марлю просунуть в банку зубочистки, вода вытекать не будет. Вывод: вода состоит из молекул, молекулы воды образовали пленку (поверхностное натяжение) и стали сдерживать воду от протекания. А атмосферное давление, которое действует на тела со всех сторон, стало давить на марлю снизу. В итоге, атмосферное давление и пленка на воде вместе удержали воду в перевернутой банке.

Воспитатель: Ребята, необычный опыт вы только что посмотрели? Ответы детеей.

 А Фея вам уже приготовила четвертый конверт.  Ребята, на нашей карте осталась пред последняя капля, давайте узнаем, что в ней.

Светим на карту фонариком (на капле появилась лупа)

Воспитатель: Идем к капле с лупой. (Дети находят нужную каплю и подходят к ней)

Задание 5. «Естественная лупа»

Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня в руках маленькая пуговица и мне плохо видно, что на ней нарисовано. Как мне увеличить предмет? (Ответы детей). Поможет мне в этом капля воды. Перед детьми мелкие предметы и тубы, затянутые пищевой пленкой. В середину пленки дети шприцом из банки наливают большую каплю воды, под пленку кладут мелкий предмет (пуговицу, монету) и смотрят через воду на предмет. Он станет больше. Вывод: вода искажает изображение, и нам кажется, что она увеличивает предметы.

Воспитатель: Молодцы,ребята! Вы выполнили задание, получаете 5 конверт, и мы движемся дальше к последней капле. Смотрим, что на ней?

На карту светим фонариком и на последней капле появляется картинка с Феей. Все подходят к этой капле, воспитатель берет эту каплю и с другой стороны написано “письмо от Феи”.

Воспитатель: ( читает письмо) Я думаю, вы пополнили свои знания о воде, надеюсь вам было интересно и познавательно, ваши знания благополучно помогли вам добраться к финишу. Откройте конверты и посмотрите, какой сюрприз я для вас приготовила. Здесь картинки. Что на них изображено? (Ответы детей. На картинках изображены правила обращения с водой). Я предлагаю сделать из этих картинок коллаж - напоминание о том, как люди должны вести себя с водой. Ну, а я прощаюсь с вами. До новых встреч!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, ребята! Оно вам понравилось? (Ответы детей) Что вам было интересно больше всего? (Ответы детей) Что больше запомнилось? (Ответы детей) Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Какое настроение у вас сейчас? (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сделать коллаж из картинок, которые оставила нам Фея и  разместить его в раздевалке.

Создание коллажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - игра по познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы «Путешествие в лес».

Квест - игра по познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы «Путешествие в лес».Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений дет...

Занятие в форме квеста - игры по познавательно-исследовательской деятельности «Матрешка в гостях у ребят»

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешка.Задачи:Образовательные:- формирование представлений о русской народной игрушке – Матрешка. Дать новые сведения о предмет...

Конспект квест-игры "Путешествие в волшебный лес" для детей старшего дошкольного возраста

Данный конспект может быть интересен для проведения занятия (квест-игры) вне учреждения, на прогулочных площадках детского сада. Эта квест-игра способствует сплочению детей в единую команду, форм...

Конспект квест-игры по развитию креативного мышления у детей старшего возраста по теме: «Три царевны подземного царства»

Данное образовательное событие проходило в рамках проекта «Красота вокруг нас – красота внутри каждого». Целью занятия является  развитие креативных способностей у детей дошколь...

Квест – игра по познавательно-исследовательской деятельности детей 6 -7 лет «Мыльные чудеса»

Cоздание благоприятного эмоционального состояния у детей; развитие интереса к экспериментальной деятельности....

НОД подготовительная группа с элементами квест – игры по познавательно-исследовательской деятельности.

- Развивать познавательный интерес с помощью разнообразных игровых заданий - Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром. - Развивать мыш...

Квест-игра по познавательно-исследовательской деятельности "Домовёнок Кузя"

Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования....