Проект "Родной мой край, Бурятия моя"
проект (подготовительная группа)

Евгения Викторовна Залуцкая

Мир детства – ни с чем несравнимый период в жизни каждого человека. От того, какие впечатления получил ребенок в детстве, зависит очень многое в дальнейшей его взрослой жизни.  То, что впервые поразило его в детстве, он проносит через всю жизнь. Все  дошкольники – это  маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников   имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры. 

 Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_buryatiya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Родной мой край, Бурятия моя»

Вид проекта: Познавательно - творческий, групповой.

Актуальность проблемы

Мир детства – ни с чем несравнимый период в жизни каждого человека. От того, какие впечатления получил ребенок в детстве, зависит очень многое в дальнейшей его взрослой жизни.  То, что впервые поразило его в детстве, он проносит через всю жизнь. Все  дошкольники – это  маленькие исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников   имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры. 

 Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта

В результате этой  системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством деятельности художественно-эстетического направления» у детей повысится уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи: - познакомить детей с обычаями и традициями бурятского  народа,   национальными орнаментами,

- учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

- обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:- отсутствие интереса у детей;

- занятость родителей;

- загруженность педагогов.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми ,песнями, стихами бурятских поэтов, благопожеланиями через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности

Интернет-ресурсы.

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы., национальные костюмы, игрушки, фотографии

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для выставки, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

для педагога: - освоение проектного метода;

-повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

-повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

для детей: - умение различать изделия разных народных промыслов;

- знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

- знание и умение играть в бурятские народные игры;

- знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

-знание благопожеланий, стихов, песен бурятских авторов.

- иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;  

 - умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

для родителей: -партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

для педагогов ДОУ:-возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

- мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

- беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

- выставка к 100-леию Республики Бурятия, из бросового материала «Наш любимый город»,

- участие в открытии мини-музея

Проект состоит из 3 этапов: 

Подготовительный этап:

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап 

Оформление развивающей среды в групповой  – фотогалерея «Мой край родной, Бурятия моя».

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы

Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Беседы на темы: «Где мы живем?» «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы - друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

Разучивание благопожеланий, стихов, песен (народных и авторских )

Работа с родителями – сбор и  изготовление материала для выставки.

Оформление мини –музея.

Дидактические игры: «Найди пару», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Шагай наадан», «Бээлэй нюулга» (Спрячь рукавичку), «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята» и другие;

Заключительный этап

Совместное творчество детей и взрослых «Мой любимый город »;

Открытие мини музея посвященная к 100-летию республики Бурятия

Викторина с детьми в группе, участвующей в проекте «Что я знаю о родном крае».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Край родной - Бурятия»

 Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще, и в дошкольной педагогике, в частности. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием «патриотическ...

Проект "Мой край родной - Бурятия" для старшей группы

Проект «Мой край родной - Бурятия»...

Итоговое мероприятие"Край родной - Бурятия" Развлечение "дружно встречаем праздник Сагаалган"

     Углубить знания детей о народных традициях Бурятии, характерных признаках национальной одежды, природы, музыки, танцев.  Вызвать у  детей интерес к искусству бурят...

Проект "Родной мой край, Бурятия моя!"

В этом материале размещен проект, который осуществляется в течение 4 месяцев по изучению традиций и обычаев бурятского народа...

Конспект НОД в старшей группе "Наш край Бурятия"

На занятии дети совершают путешествий в мир природы Родного Края. Играя, беседуя, отвечая на вопросы дети закрепляют знания о разнообразии животного и растительного мира, о том, что  нужно беречь...

Проект «Родной мой край, Бурятия моя»

laquo;Раскрытие творческого потенциала  детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством  деятельности художественно- эстетического направления»...