Индивидуальный план по самообразованию "Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Челбогашева Марина Николаевна

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения.  В данной работе раскрывается вопрос: "Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ№149

___________Иванова Г.И.

Индивидуальный план по самообразованию

«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Составила: 

Воспитатель:

Челбогашева Марина Николаевна

г. Кемерово, 2020-2021 г.

Тема: «Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г.

Дата окончания работы: май 2021 г.

Аннотация. Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. В данной работе раскрывается вопрос: Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Развитие связной речи, дети младшего дошкольного возраста, художественная литература.

Актуальность выбранной темы:

Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

Обучение диалогическому общению осуществляется в форме сеансов (уроков) активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) — такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений. Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Можно сказать, что связная речь – это речь, отражающая все существенные стороны своего предметного содержания. Это высшая форма речи, мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития детей дошкольного возраста [7, с. 75].

В наше время родители стали меньше читать детям, меньше уделять внимания работе с книгой, если еще десять лет назад, книга была основным источником знаний, как для детей, так и для взрослых, то сейчас родители чаще заменяют книгу детям телевизором, компьютером, играми в различные приставки.

Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Обоснование актуальности темы:

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время мы видим возрастающее количество детей с дефектами речи, скудным словарным запасом. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывают возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития.

Сказочные истории не только веселят и развлекают, они помогают детям в трудные минуты жизни: когда они печальны, напуганы или смущены.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй. Они любят рассматривать и перелистывать страницы книги, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов повторяя некоторые знакомые фразы. Они начинают чувствовать в себе единение с миром книг и постепенно становятся уверенными читателями.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную речь детей, обучают логически мыслить, развивают образное мышление и фантазию маленького человечка.

Обращение к проблеме влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Цель методической разработки:

- изучить влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Реализовать экспериментальную работу по влиянию художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.
  3. Познакомить детей с различными художественными произведениями (рассказы, сказки, потешки, прибаутки, поэзия).
  4. Формировать потребность в общении, научить слушать образную речь.
  5. Развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз, посредством формирования умения общаться по различным поводам с взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления).
  1. Теоретические аспекты, проблемы влияния художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Сущность связной речи, ее формы в психолого-педагогической и методической литературе

Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и ее проблемами занимались ученые, педагоги, психологи, они проделали большую работу. К. Д. Ушинский первым обратился к этой проблеме в конце XIX века. Он считается основоположником отечественной методологии развития речи как науки. В родном языке педагог видел средства развития умственных, нравственных и художественных качеств ребенка [5, с. 289].

Многие педагоги изучали проблему развития связной речи в различных аспектах А. М. Бородич [1], А. М. Леушина [8], М. М. Конина [9], Е. И. Тихеева [12] и другие.

В своих работах известные психологи А. В. Запорожец [6], Д. Б. Эльконин [16] подчеркивают, что в связной речи четко проявляется тесная связь речи и умственного воспитания детей: ребенок учится думать, учась говорить, но он также и улучшает речь, учась думать, то есть логика мышления ребенка, его способность понимать то, что воспринимается и правильно выражать это. От будущего ученика, поступающего в школу, требуется умение дать подробный ответ по всем учебным предметам, полностью и последовательно рассказать о том, что они читают, описывают, обосновывают, доказывают. Все эти изменения закладываются в дошкольном возрасте. Результаты исследования изменили подход к содержанию и формам обучения. Разработаны комплексные занятия, основной задачей которых является обучение связной речи. Для различных типов дошкольных образовательных организаций создаются различные комплексные программы по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, которые наряду с другими вопросами также рассматривают развитие связной речи детей. В настоящее время у педагогов есть выбор. Однако при выборе программы, необходимо учитывать ее научную обоснованность, достоверность целей и содержание образования. Программа должна доказать, почему эти задачи и содержание могут обеспечить развитие речи у детей, должна быть обеспечена связь развития речи с другими аспектами образования и разделами программы [11, с. 28].

В своих трудах О. С. Ушакова подчеркивает, что своевременное и правильное развитие навыков связной устной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основу для успешного формирования связной письменной монологической речи у будущих школьников [14, с. 5].

Рассмотрим, в каких формах развивается связная речь ребенка.

Лингвистическая классификация. Первая форма связной речи - диалогическая речь представляет из себя особенно яркое проявление коммуникативной функции языка, стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения (около 2 лет) [17, с. 162].

Диалогическая речь – это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена мыслями и впечатлениями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка. Она предполагает развитие трех групп навыков [5, с. 280].

  1. Собственно, речевые навыки: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать суждение в ответ, правильно выражая мысль; менять тему речевого взаимодействия после мыслей собеседника; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.
  2. Навыки речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как начать разговор с друзьями и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); правильно обращаться к собеседнику, чтобы привлечь его внимание, при встрече, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.
  3. Невербальные коммуникативные навыки: правильное использование мимики, жестов, позы.

Методы обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду диалогической речи:

- Разговор воспитателя с детьми – один из ведущих методов обучения детей диалогу, способ общения воспитателя с детьми в процессе повседневной жизни.

- Беседа – это методический прием или метод, заключающийся в целенаправленном, организованном и подготовленном обсуждении вопросов заранее выбранной темы.

- Игровые упражнения детей в диалогах (Репродукция диалогов на основе литературного образца; Продуктивные диалоги).

Важно отметить, что дети усваивают основные особенности общения только в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами. Знание специфики диалогической речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. В ходе обучения можно использовать самые разнообразные методы. Диалог для ребенка – это первая школа овладения родной речью, школа общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все взаимоотношения, она является, по сути, основой развивающейся личности. Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его лексику, фонетику, а также черпает полезную для себя информацию. В глубине диалогической речи начинает формироваться монолог [10, с. 53].

Вторая форма связной речи - монологическая речь – это вид внешней речи, в которой связное, логическое развертывание мысли осуществляется одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста. Можно сказать, что монолог организован системой мыслей, облеченных в словесную форму. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5-6 годам [5, с. 280].

Развитие связной монологической речи предполагает формирование умения слушать и понимать связные тексты [5, с. 40].

Монологическая речь труднее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает довольно высокий уровень речевого развития, говорящего [15, с. 26].

Современная методика развития связной монологической речи дошкольников базируется на лингвистическом, коммуникативном и личностно-ориентированном подходах к развитию речи. Важное значение имеет формирование у детей сознательного построения связного высказывания; использование широкого спектра методов и приемов развития связной речи; систематическая и целенаправленная работа по развитию связной речи; преемственность в развитии связной речи детей на разных возрастных этапах. В процессе общения и взаимодействия ребенка с окружающей действительностью осваивается связная речь, и педагог создает для этого условия, организует материальную и языковую среду, вовлекает в совместную деятельность [13, с. 74].

Владение связной речью является одной из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий - от индивидуальных особенностей дошкольника, познавательной активности детей дошкольного возраста, от развивающейся предметно-пространственной речевой среды и социальной среды, семейного благополучия, взаимодействия дошкольной организации с родителями в целях развития связной речи дошкольников, что должно и может быть учтено в процессе целенаправленного речевого воспитания [14, с. 54].

В детском саду развитие речи детей младшего дошкольного возраста осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по обучению родному языку на специальных речевых занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с природой, с художественной литературой, а также вне занятий: в играх, труде, повседневной жизни. Важной задачей дошкольной образовательной организации является обучение детей дошкольного возраста содержательной, грамматически правильной, связной речи. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной, образной [5, с. 278].

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста является важной, необходимой областью теории речевого воспитания и обучения, актуальность которой продиктована современными условиями, имеющими свою особенность развития.

1.2. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями [2].

Воздействие художественной литературы на детей определяется не только содержанием и формой произведения, уровнем его речевого развития, но и теми методами и приемами, которые использует воспитатель в работе с детьми.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Художественная литература выступает совершенным образцом связной контекстной речи. На это в свое время обращал внимание К.Д. Ушинский. Он подчеркивал, что в художественной литературе ребенок встречается с лучшими формами родного языка, выработанными народом и литературой, где каждое выражение есть результат мыслей и чувств многих поколений. Главным источником, откуда черпаются тексты для пересказов, являются народные сказки, произведения писателей-классиков, лучшие произведения современной отечественной и зарубежной литературы для детей.

О.С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, оно воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен [3].

Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности, обогащает словарь литературной русской речью [4].

Передо мной, воспитателем, стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, интонационно передать свое отношение к героям. А для этого воспитателю необходимо самому понять и прочувствовать произведение, проанализировать его со стороны содержания. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности: правильно расставлять ударения, паузы, владеть темпом речи.

Практика проведения речевого обследования показывает, каждый ребенок индивидуален, у каждого свой темп речи. Следовательно, правильно организуя работу в группе в соответствии с «нормами» речевого развития и осуществляя взаимодействие с семьей воспитанников, мы сможем вовремя оказать профессиональную помощь детям.

  1. Экспериментальная работа по изучению влияния художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Диагностика уровня сформированности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления уровня сформированности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста нами была проведена экспериментальная работа, которая проводилась на базе МБДОУ №149, г. Кемерово. В период с сентября 2020 по май 2021 гг.

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.

Констатирующий этап эксперимента проводился в период с сентября по октябрь 2020 года.

В эксперименте участвовало 22 воспитанника в возрасте от 3 до 4 лет (14 девочек и 8 мальчиков).

Цель констатирующего этапа эксперимента – выявить у детей младшего дошкольного возраста уровень сформированности развития связной речи.

В изучении уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста, мы использовали методику «Составление рассказа по серии сюжетных картин» О. С. Ушаковой (Приложение А).

Исследование проводилось индивидуально с каждым ребенком. Ответы детей фиксировались дословно. Одно задание предлагалось в утренние часы, до образовательной деятельности. В группе создана зона для самостоятельной деятельности детей младшего дошкольного возраста, способствующая совершенствованию речевых умений и навыков детей, полученных на занятиях организационно образовательной деятельности.

При организации констатирующего эксперимента соблюдались следующие требования:

- Установление положительного эмоционального контакта и взаимопонимания между экспериментатором и дошкольником. Для налаживания контакта необходимо проводить эксперимент в знакомой ребенку обстановке, группе «Почемучки». Необходимо создать условия, при которых младший дошкольник не будет испытывать отрицательных эмоций, например, страх, неуверенность.

- Обследование детей данной возрастной группы должно занимать не более 15 минут.

- Для проведения исследования создается подходящая обстановка: обследование проводится за столом, размеры которого соответствуют росту ребенка.

Рассмотрим методику для количественного и качественного анализа результатов.

Задание 1. Детям (индивидуально) предлагали внимательно рассмотреть серию сюжетных картинок, связанных тематически и составить рассказ по серии сюжетных картинок.

Ответы детей фиксировались дословно, далее обработанные данные заносились в таблицы 1 (Приложение Б).

Анализ результатов выполнения задания показал, что на первый вопрос (Табл.1), количество детей, имеющих высокий уровень за содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий), составляет 3 детей (14%), эти дети придумали интересный сюжет. Количество детей, имеющих средний уровень, то есть сюжет заимствован, составляет 6 детей (27%). Если идет перечисление признаков, составляет 13 детей (59%), в связи с этим их можно отнести к низкому уровню.

На второй вопрос (табл.1), количество детей, которые обладают высоким уровнем умения, (композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности) смогли ответить 5 детей (23%), эти дети четко определяют границы структурных частей текста. Средний уровень умения (наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения)), составляет 8 детей (36%). Низкий уровень отсутствие начала и конца составляет 9 детей (41 %), у этих детей отсутствует начало и конец рассказа.

На третий вопрос (табл.1), количество детей, которые обладают высоким уровнем умения грамматически правильно построить простые и сложные предложения, правильно согласовать слова в словосочетаниях и предложениях, составляет 5 детей (23%). Количество детей, имеющих средний уровень, они используют только простые предложения составляет 10 детей (45%). Количество детей имеющий низкий уровень, которые используют однотипные конструкции, составляет 7 детей (32%).

На четвертый вопрос (табл.1), количество детей, которые обладают высоким уровнем, используя разнообразные способы связей между предложениями составляет 9 детей (41%). Количество детей, имеющих средний уровень, они используют способы формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом), составляет 8 детей (36%).  Низкий уровень неумение связывать между собой предложения, составляет 5 детей (23%).  

С пятым вопросом (табл.1), количество детей, имеющих высокий уровень, разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов), справились 2 детей (10%). Количество детей, имеющих средний уровень, некоторое нарушение точности словоупотребления, составляет 10 детей (45%).  Количество детей имеющий низкий уровень, составляет 10 детей (45%), так как у них однообразие лексики, повторение одних и тех же слов.

С шестым вопросом (табл.1), количество детей, имеющих высокий уровень, звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе), справились 5 детей (23%). Количество детей, имеющих средний уровень, составляет 16 детей (73%), у них прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы. Количество детей имеющий низкий уровень, составляет 1 ребенок (4%), так как у ребенка монотонное, невыразительное изложение.

По завершению исследования по результатам шести вопросов, мы определили исходный уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе рассказа по серии сюжетных картинок, связанных тематически. Результаты были обобщены и занесены в таблицу 2.

Таблица 2 - Результаты проведения методики «Изучение развития связной речи» детей младшего дошкольного возраста

(на констатирующем этапе)

Всего детей

Уровни развития связной речи

Высокий

Средний

Низкий

3

12

7

Процент, %

13

55

32

Таким образом, проведенный констатирующий этап эксперимента по исследованию уровня развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста, позволил изучить исходный уровень развития связной речи детей младшего дошкольного возраста. Данные в ходе исследования свидетельствуют: к высокому уровню было отнесено 3 детей (13%). Дети активны в общении, четко и последовательно выражают свои мысли, составление рассказа полное, логичное, без повторов. Они используют образную речь, точность языка, развивают сюжет. Они четко понимают тему рассказа, структура текста при составление рассказа не нарушена, каждая структурная часть полностью раскрыта. Лексический запас словаря достаточный для младшего дошкольного возраста, связность речи сформирована в соответствии с возрастом детей.

 К среднему уровню было отнесено 12 детей (55%). У этих детей структура рассказа была нарушена, отмечаются неточности и паузы, использовали только простые предложения. Дети, справлялись с заданием только после дополнительных вопросов педагога.

Низкий уровень показали 7 детей (32%).  Дети малоактивны, в общении с другими детьми и педагогом, невнимательны, они не справлялись с заданиями даже после дополнительных вопросов. Словарный запас этих дошкольников скуден, поэтому они испытывали трудности в рассказе, сохраняя при этом логическую последовательность.

Как мы видим, у детей младшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития связной речи. Полученные данные дают общую картину о состоянии развития связной речи детей экспериментальной группы и помогут наметить конкретные методы работы, в том числе индивидуальной работы с каждым ребенком, что является необходимым для проведения целенаправленной систематической работы, направленной на изучение влияния художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Следовательно, необходимо разработать и реализовать план работы с детьми.

  1. Разработка и реализация плана работы с детьми младшего дошкольного возраста

Формирующий этап эксперимента проводился в период с ноября 2020г. по март 2021 г.

Для реализации поставленной цели разработала и реализовала план работы с детьми младшего дошкольного возраста. Выстраивая систему работы по развитию связной речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  1. Создание речевой развивающей среды;
  2. Создание «центра художественной литературы»;
  3. Работа с детьми;
  4. Работа с родителями;
  5. Работа с социумом (конкурсы чтецов);
  6. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие словарный запас, развивающие связную речь.
  7. Приобрела наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», портреты детских писателей, с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги: литературные произведения, русские народные сказки, рассказы о детях, их поступках и переживаниях; произведения о взаимоотношениях в мире людей, животных.
  8. Сделана подборка дисков для прослушивания художественной литературы.

При ознакомлении с художественной литературой использовала следующие методы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Рассказывание - это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей;
  • Инсценирование - этот метод можно использовать, как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;
  • Заучивание наизусть.

Разработала перспективное планирование по реализации поставленных задач. Система работы по изучению влияния художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста включает:

  • Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;
  • Образовательную деятельность по сетке;
  • Свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Время реализации занятия: 15 минут.

При проведении занятий, направленных на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста учитывались следующие методические принципы:

  1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от фраз к рассказу).
  2. Постепенная активизация в ходе занятия детей.
  3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

В группе для более полной работы по развитию связной речи создан «центр художественной литературы» - это элемент, предметно-пространственной развивающей среды, особое специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, место содержания книг, тематических альбомов и папок, иллюстраций к произведениям для их самостоятельного выбора, рассматривания и чтения детьми. 

Самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста:

- Создать условия для самостоятельной деятельности детей в «центре художественной литературы».

- Предложить для рассматривания литературные произведения с яркими иллюстрациями в «центре художественной литературы».

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

Наблюдения направлены:

а) на изучение интереса детей к книге, литературным произведениям.

б) на изучение психологического климата в экспериментальной группе детей.

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста 2020-2021гг. можно представить в таблице 3.

Таблица 3 – Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста 2020-2021 гг.

Месяц

Виды деятельности

Форма работы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Ноябрь

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Сказка «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.)

Обучение рассказыванию. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке.

Музыкально-художественная

Прослушивание аудио-сказок

«Беляночка и Розочка»

Формирование умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти.

Коммуникативная

Беседа

«Моя мечта»

Совершенствовать диалогическую речь.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

Познавательно-исследовательская

Реализация проекта

«Книга – самый лучший друг!»

Формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе.

Двигательная

Подвижные игры

«У Мазаля»

Развивать игровые умения и навыки. Закреплять разнообразные игровые действия; Для развития внимания, памяти, речи.

Трудовая

Коллективная

«Книжкина больница»

Формировать бережное отношение к книгам, учить их ремонтировать. Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, мыслительные операции.

Продуктивная

Выставка

Стенгазета ко Дню Матери своими руками «Счастье в ладошках детей!»

Приобщение к искусству. Развитие воображения и творческого подхода.

Продолжение

Игровая

Речевая игра

«Повтори и продолжи»

Помогают стимулировать развитие речи ребенка, активизируют умственную и речевую деятельность. Развитие внимания и памяти.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

сказка В. Катаева «Цветик-семицветик»

Упражнять детей в умении пересказывать близко к тексту.

Продуктивная

Сюжетная лепка по мотивам сказок

«Цветик-семицветик»

Развитие творческого воображения через лепку.

Декабрь

Коммуникативная

Беседа

Познавательный рассказ «Световой день»

Учить детей рассказывать о перемещение солнца, отвечать на вопросы. Развивать способность ориентироваться в пространстве.

Двигательная

спортивное развлечение

«Незнайка на Луне»

Развитие речи. Обеспечение полноценного физического развития, поддержания эмоционально физического развития каждого ребенка.

Продолжение

Коммуникативная

Беседа

«Что такое дружба?»

Развивать связную речь детей.

Чтение художественной литературы

Пересказ сказки с использованием конусного театра.

сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?».

Познакомить детей со сказкой Сутеева В.Г. «Кто сказал «мяу»?». Воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия в сказке. Учить понимать смысл произведения. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы. Побуждать детей участвовать в инсценировки сказки.

Игровая

Инсценировка сказки

«Кто сказал «Мяу!»»

 Развивать игровые умения и навыки; Развивать творческие способности детей.

Продолжение

Продуктивная

Сюжетное рисование по мотивам сказок

«Кто сказал «Мяу!»»

Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

К. Ушинский «Четыре желания»

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

Трудовая

Коллективная

«Работа в центре художественной литературы»

Учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Глав из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше».

Прививать интерес к художественной литературе. Развивать литературную речь.

Продолжение

Игровая

Речевая игра

Скажи наоборот: слова антонимы: Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой). Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность). Глаголы (бежать-стоять, смеяться-плакать, кричать-молчать, открывать-закрывать).

Помогают стимулировать развитие речи ребенка, активизируют умственную и речевую деятельность. Развитие внимания и памяти.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.

Игровая

Дидактические игры 

«Что изменилось?»

Развивать логическое мышление. Развитие речи.

Развитие речи и памяти.

Продолжение

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Н. Носов «Огородники»

Развивать связную речь.

Музыкально-художественная

Праздник

«Новогодний утренник»

Развитие танцевально-игрового творчества. Развитие речи.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.

Январь

Игровая

Речевая игра

Слова для определения действий (какими словами можно сказать про то, что может делать котенок? Мяукать, лакать и т.д. Что делает котенок, когда его берут на руки прижимается, мурлычет, и т.д.).

Помогают стимулировать развитие речи ребенка, активизируют умственную и речевую деятельность.

Продуктивная

Конструктивно-модельная

«Дом для Незнайки и его друзей»

Развивать логическое мышление. Развитие речи.

Продолжение

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Н. Носов «Фантазеры»

Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций к литературным произведениям, приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос.

Коммуникативная

Речь с движениями

«Это я»

Развитие ловкости, внимания; координация речи с движениями.

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

В.В. Маяковский «Как печатали вашу книгу»

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.

Трудовая

Коллективная

Помогаем ремонтировать книги из библиотеки младшей группы «Пчелки»

Предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта книг.

Продолжение

Игровая

Дидактические игры

- «Подбери действие». «Потому что…» (пример: автобус остановился, потому что…).

«Звукорежиссеры»

- «Новые сказки»

«Пропущенный

кадр»

-Развивать умение строить связные высказывания.

-эта игра направлена на развитие устной связной речи, памяти.

-Развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

-научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки или рассказа.

Двигательная

Малоподвижная игра

«Как живешь?»

Развивать у старших дошкольников умения правильно описывать движения и проговаривать одновременно.

Продолжение

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Н. Носов «Карасик»

Определять жанр произведения. Приобщать детей к рассматриванию иллюстраций к литературным произведениям.

Игровая

Сюжетно-ролевые игры

«День рождения куклы Маши»

Развивать интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре. Расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед».

Музыкально-художественная

Прослушивание аудио-сказок

«Двенадцать месяцев»

Формирование умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти.

Продолжение

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

К. Чуковский «Телефон»

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, развивать литературную речь.

Игровая

Игровое упражнение

«Я начну, а ты закончи»

Учить строить сложноподчиненные предложения.

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Углубить литературные интересы детей.

Февраль

Игровая

Настольные игры

Пазлы, бродилки.

Развитие речи. Развитие мелкой моторики и усидчивости. Воспитывать уважительное отношение к друг другу и бережное отношение к игрушкам.

Музыкально-художественная

Прослушивание аудио-сказок

К. Чуковский «Федорино горе»

Формирование слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению; развитие слухового внимания, памяти.

Продолжение

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

Сказка К. Чуковского «Путаница»

Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Путаница». Воспитывать умение слушать художественные произведения до конца, следить за развитием действия в сказке. Учить понимать смысл произведения. Развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы. Побуждать детей участвовать в драматизации сказки.

Игровая

Игра-драматизация

Сказка К. Чуковского «Путаница»

Развивать диалогическую речь, творческое воображение.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Н. Сладков «Песенки подо льдом»

Развитие внимания, памяти, связной речи. Учить внимательно слушать.

Продолжение

Трудовая

Коллективная

«Работа в центре художественной литературы»

Отремонтировать книги. Закрепить умение правильно работать с ножницами. Развитие умения взаимодействовать друг с другом. Учить бережно относиться к книгам.

Игровая

Импровизация

«Договори то, что не придумал автор»

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в импровизации.

Чтение художественной литературы

Ознакомление с художественной литературой

В. Драгунский «Заколдованная буква»

Учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать осознанное отношение к ним, обращать внимание на язык сказки, на авторские приемы и обороты.

Продолжение

Коммуникативная

Беседа

«Библиотека»

Воспитывать бережное отношение к книге. Знакомить с правилами поведения в библиотеке.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды»

Учить правильно воспринимать содержание произведения.

Продуктивная

Конструктивно-модельная

«Строим библиотеку»

Развивать логическое мышление. Развитие речи.

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

С. Маршак «Вот какой рассеянный»

Поддерживать желание рассматривать рисунки и оформление книг. Объяснить детям, как важны в книге рисунки.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Н. Носов «Заплатка»

Воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Продолжение

Двигательная

Хороводная игра

«Сокол»

Работать над темпом и ритмом речи. Обогащать двигательный опыт детей.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Н. Сладков «Отчего у лисы длинный хвост»

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).

Март

Игровая

Сюжетно-ролевая игра

«Издание журнала»

Дети коллективно «издают» периодическое издание на придуманную тему, рисуя иллюстрации, делая заметки. Дети активизируют фантазию, развивают навыки работы в команде.

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

С. Маршак «Праздник леса»

 Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.

Побуждать относиться к книгам бережно.

Продолжение

Музыкально-художественная

Прослушивание аудио-сказок

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Формирование слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Л. Воронкова «Что сказала бы мама»

Продолжать прививать детям культуру общения с книгой.

Игровая

Сюжетно-ролевая игра

«Книгоиздатели»

Расширять естественно-научные представления, уточнить знания детей о процессе изготовления бумаги, о длинном пути, который проходит книга, прежде, чем попасть читателю в руки.

Формировать устойчивый интерес и любовь к книгам.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

Г. Снегирев «Ласточка»

Закреплять умение детей оценивать поступки и нравственные качества героев произведения.

Продолжение

Коммуникативная

Беседа

«Кто сделал книгу?»

Формировать у детей интерес к труду людей, причастных к изготовлению книги, представления об их труде.

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

С. Маршак «А что у вас?»

Развивать устойчивый интерес к литературе.

Коммуникативная

Беседа

«Любимая книга»

Формирование диалогической речи детей, умение слушать, понимать заданный вопрос и правильно отвечать на него.

Чтение художественной литературы

Пересказ литературного произведения

В. Бианки «Три весны»

Воспитывать интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст.

Продуктивная

Оформление книги сказок

«Наши сказки»

Закрепляют навыки аккуратного пользования книгой.

Продолжение

Музыкально-художественная

Литературный концерт

«Поздравление от Бременских музыкантов»

Эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения в художественно – творческой деятельности.

Чтение художественной литературы

Выразительное чтение вслух

М. Родина «Мамины руки»

Развивать устойчивый интерес к литературе.

Трудовая

Коллективная

«Работа в центре художественной литературы»

Напомнить детям, что книги надо содержать в порядке. Проследить за тем, как дети убирают книги и наводят порядок в «центре художественной литературы».

Чтение художественной литературы

Развлечение

Литературный калейдоскоп

 Воспитывать желание быть похожим на положительных героев. Доставить детям положительные эмоции.

Планирование индивидуальной работы по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста 2020-2021гг. можно представить в таблице 4.

Таблица 4 – Планирование индивидуальной работы по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста 2020-2021 гг.

Месяц

Форма работы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Ноябрь

Пальчиковая игра

(Арина)

«Заяц и ежик»

Развитие мелкой моторики, координация речи с движением.

Развивать связную речь, внимание, память.

Описание предметов

(София)

Одежды

Учить описывать предметы одежды, опираясь на схему. Развивать связную речь, внимание, память, мышление.

Развитие детского речевого творчества. Обучать навыкам самостоятельного рассказа по картинке

(Вика)

«Зима»

Развитие связной речи. Развитие образного мышления, творческого воображения.

Декабрь

Чтение литературного произведения. Пересказ

(Тая)

С. Козлов «Зимняя сказка»

Развитие внимания, памяти, связной речи. Учить внимательно слушать и отвечать на вопросы после чтения произведения.

 Обучать навыкам самостоятельного рассказа по картине

(Маша П) 

«Как я спас птичку»

Учить придумывать рассказы. Развивать связную речь.

Развитие образного мышления, творческого воображения.

Продолжение

Сказкотерапия. Тематическая сказка 

(Ульяна)

«Машенька»

Самостоятельное сочинение сказки. Совершенствование лексико-грамматических и выразительных средств языка. Совершенствование звуковой стороны речи, развитие диалога и монолога. Развивать познавательные процессы. Приобщение к истокам народной культуры.

Январь

Составление рассказа из личного опыта

(Ярослав)

На тему «Семья»

Учить придумывать рассказы. Развитие образного мышления, творческого воображения. Развитие связной речи.

Чтение литературного произведения. Пересказ 

(Потап)

Д. Родари «Волшебный чемодан»

Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь.

Сказкотерапия. Сочинение сказок с помощью пальчикового театра

(Андрей Т)

«В гостях у сказки»

Способствует развитию речи, внимания, памяти. Формирует пространственные представления. Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений.

Продолжение

Февраль

Чтение литературного произведения. Пересказ 

(Ваня)

В. Сутеев «Кораблик»

Формировать умение пересказывать небольшое произведение.

Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

 Рассматривание сюжетных картинок, составление рассказа 

 (Андрей Г)

«Транспорт»

Обучение составлению описательного рассказа. Совершенствование речи и мышления.

Пересказ по картине

(Платон)

«Общая горка»

Беседа по картине. Образец рассказа. Пересказ рассказа.

Развитие связной речи. Развитие образного мышления, творческого воображения.

Март

Заучивание стихотворения

(Саша В)

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

Помочь запомнить и эмоционально читать наизусть стихотворение.

Чтение литературного произведения. Пересказ

(Маша К)

Я. М. Тайца «По ягоды»

Развитие связной монологической речи, развивать внимание, память.

 Сказкотерапия «Придумай сказку» 

(Андрей С)

На тему «Книжкина радость»

Развитие творческого воображения, связной речи.

Мы оформили дидактическое пособие - Лэпбук по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Дикие животные Кузбасса».

Цель: активизация и развитие речи детей; расширять и углублять знания детей младшего дошкольного возраста о диких животных Кузбасса.

Содержание лэпбука подбирали с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи), расширения знаний и представлений о диких животных Кузбасса, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества.

Пользуясь данным дидактическим пособием дети экспериментальной группы обязательно научатся самостоятельно познавать и собирать информацию.

Ожидаемые результаты после реализации Плана работы с детьми:

  1. Развитие связной диалогической и монологической речи;
  2. Смогут назвать свои любимые художественные произведения (рассказ или сказку);
  3. Самостоятельно связно рассказать о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок.
  4. Инсценировать, драматизировать небольшие литературные произведения.
  5. Бережно будут относиться к книгам.

Организация взаимодействия с родителями.

Вовлечение семей в образовательную деятельность в ходе реализации эксперимента.

Основная цель взаимодействия детского сада с родителями – это установление доверительных отношений. Выстраивая взаимодействие с родителями мы использовали современные формы сотрудничества:

1.        Информационно-аналитические:

Провели опрос-анкетирование родителей по теме «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: получение и анализ информации по вопросу развития связной речи в семье.

Задачи:

- Определить роль родителей в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

- Выяснить проявляют ли интерес к художественным произведениям.

- Воспитывают ли бережное отношение детей младшего дошкольного возраста к книге.

Анализ анкетирования:

Родители должны были ответить на 10 вопросов анкеты. В анкетировании приняло участие 22 родителя.

Образец анкеты

Анкета для родителей «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Надеемся на ваши искренние ответы, так как Ваше мнение важно для нас.

  1. Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития детей младшего дошкольного возраста?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

*Научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;

*Учить детей слушать литературные произведения разных жанров;

*Учить пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения;

*Развивать мышление, память, внимание, воображение.

  1. Какую оценку Вы даете уровню развития связной речи своего ребенка?

*Соответствует возрасту;

*Частично соответствует возрасту;

*Затрудняюсь ответить.

  1. Каким образом Вы были ознакомлены с программой детского сада в области речевого развития?

*На сайте ДОО

*На родительском собрании

*В информационной папке в приемной группы

*Свой вариант______________________________________________________

  1. По каким признакам Вы отмечаете, что в детском саду ведется работа по развитию связной речи?

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

*Ребенок рассказывает новые стихи;

*Ребенок узнает и рассказывает о новых произведениях и об авторах;

*Речь ребенка обогащается новыми словами;

*Обновление книжного уголка в группе;

*Из бесед с воспитателями;

*Свой вариант ответа__________________________________________

  1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг?

*Да, часто;

*Иногда;

Продолжение

*Не проявляет.

  1. Какую форму подачи литературных произведений Вы предпочитаете дома?

*Чтение книг (печатных и электронных изданий) и рассматривание иллюстрации;

*Просматривание мультфильмов по телевизору;

*Свой вариант ответа___________________________________________

  1. Как часто Вы читаете своему ребенку книги?

*Ежедневно;

*2-3 раза в неделю;

*1 раз в неделю;

*Реже 1 раза в неделю.

  1. Какую последнюю книгу Вы прочитали своему ребенку?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли Ваш ребенок кратко пересказать содержание данной книги или рассказа из нее?

*Да, может пересказать самостоятельно;

*Полностью передает содержание рассказа;

*Частично передает содержание рассказа;

*Да, но пересказывает с помощью вопросов взрослого;

*Затрудняюсь ответить;

*Нет, не может.

  1.  Какие формы получения необходимых сведений Вы предпочитаете:

*Консультации воспитателей;

*Открытые просмотры занятий с детьми;

*Совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада;

*Чтение специальной литературы;

*Что-то другое (укажите, что именно)_____________________________

Благодарим Вас за сотрудничество!

Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги, только 37% (8 родителей), при этом 2-3 раза в неделю, чаще читают по инициативе ребенка. Предпочитая дома, просматривание мультфильмов по телевизору. Остальные родители 63 % (14 родителей) затруднялись отвечать на вопросы анкеты. На 10 вопрос «Какие формы получения необходимых сведений Вы предпочитаете?», родители единодушно 100 % (22 родителей), ответили «Консультации воспитателей».

Вывод. Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

Перспективный план взаимодействия с родителями по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста 2020-2021гг. можно представить в таблице 5.

Таблица 5 - Перспективный план взаимодействия с родителями по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста 2020-2021 гг.

Месяцы

Форма работы

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Ноябрь

нетрадиционные формы общения с родителями

в виде «круглого стола».

для формирования активной жизненной позиции участников эксперимента, направленная на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе пересказа литературных произведений.

Анкетирование

«Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

получение и анализ информации по вопросу развития связной речи в семье.

Индивидуальная консультация

«Связная речь»

Индивидуальная работа с родителями Софии.

Рекомендации родителям по подборке литературы для детей (3-4 лет) по лексическим темам.

 «Читаем с нами!»

Сотрудничество с родителями.

Продолжение

Консультация для родителей

«Психологические особенности детей 3-4 лет»

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Проект

«Книга – самый лучший друг!»

Основная цель данного проекта:

- Формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе. Сотрудничество с родителями.

Декабрь

Памятка для родителей

«По развитию речи детей младшего дошкольного возраста»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме речевого развития в условиях семьи.

Консультация для родителей

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Сотрудничество с родителями.

Выставка детских рисунков

«Нарисовать любимого персонажа вместе с родителями»

Развивать творческие способности детей. Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки детских рисунков родителей и детей.

Продолжение

Подготовка к новогоднему празднику

Новогодний утренник

Вовлечь родителей в совместную подготовку к предстоящему новогоднему празднику.

Январь

Беседа

«О пользе совместного с ребенком чтения».

Показать родителям значение совместного чтения.

Памятка для родителей

«Развиваем правильную речь в семье»

Создание условий в семье для речевого развития дошкольников 3-4 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе детей.

Акция

«Подари книгу группе»

Сотрудничество с родителями.

Рекомендации для родителей

посещение театра кукол. Аней Саматовой.

Индивидуальная работа с родителями.

Консультация для родителей

«Учите детей наблюдать и рассказывать»

Сотрудничество с родителями.

Индивидуальная консультация

«Роль художественной литературы в развитии связной речи детей»

Индивидуальная работа с родителями Андрея Г.

Февраль

Продолжение

Памятка для родителей

«Как читать детям»

Сотрудничество с родителями.

Тематическая выставка книги, дидактические пособия, игры.

«Любимая книга!»

Активизация родителей в работу группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников ДОО и родителей.

Памятка для родителей

«Придумываем сказку вместе»

Сотрудничество с родителями.

Консультация для родителей

«Все о развитии детской речи»

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.

Папка-передвижка

«Сказкотерапия»

Сотрудничество с родителями.

Март

Консультация для родителей

«Главные направления в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Обогащение педагогических знаний.

Консультация для родителей

«Учим ребенка пересказывать»

Сотрудничество с родителями.

Праздник

«Поздравление от Бременских музыкантов»

Способствовать созданию положительных эмоций. Побуждать к активному участию.

Продолжение

Консультация для родителей

«Роль книги в развитии ребенка»

Сотрудничество с родителями.

Консультация для родителей

«Развивающая речевая среда»

Сотрудничество с родителями.

Итоговое родительское собрание с просмотром открытого занятия по развитию речи для родителей и воспитанников.

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»

Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей. Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развития речи детей, рассказать о направлениях, по которым ведется работа по развитию в группе. Показать значение развития правильной речи ребенка.

2.        Наглядно-информационные:

- оформили информационные стенды и папку-передвижку по теме «Сказкотерапия»;

- Пословицы и загадки о книгах;

- Консультации «Психологические особенности детей 3-4 лет», «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Учите детей наблюдать и рассказывать», «Развивающая среда», «Роль книги в развитии ребенка», «Главные направления в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста»;

- Индивидуальные консультации «Связная речь» София А., «Роль художественной литературы в развитии связной речи детей» Андрей Т., «Книжка в вашем доме» Лера М., «Как превратить чтение в удовольствие» Андрей Г., «Учим стихи развиваем память» Саша В;

- Беседа «О пользе совместного с ребенком чтения»;  

- Памятка «По развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста», «Развиваем правильную речь в семье», «Как читать детям».

3.        Познавательные:

- Проект «Книга – самый лучший друг!».

4.        Досуговые:

- Акция «Подари книгу группе»;

- Выставка рисунков «Моя любимая сказка».

Ежемесячно помещаем в родительский уголок список художественной литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Предлагаем родителям выучить стихотворение с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков по поданному направлению, в процессе влияния художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

  1. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста

По завершении формирующего этапа эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который проводился с апреля по май 2021 года и ставил цель: проанализировать результаты экспериментальной работы по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе влияния художественной литературы.

Результативность реализации системы работы по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста, на контрольном этапе, проверяла по той же методике, диагностика связной речи у детей младшего дошкольного возраста О. С. Ушаковой (Приложение А), что и на констатирующем этапе. После проведенной работы были получены и обобщены следующие результаты.

Данные ответов экспериментальной группы можно представить в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты проведения методики «Изучение связной речи» детей младшего дошкольного возраста (на контрольном этапе)

И.Ф. ребенка

                Уровни развития связной речи

1

2

3

1

Богдан

+

-

-

2

Вика

+

-

-

3

София

-

-

+

4

Саша

+

-

-

5

Андрей Г.

-

+

-

6

Арина

+

-

-

7

Платон

+

-

-

8

Ярослав

+

-

-

9

Маша К.

+

-

-

10

Потап

-

+

-

11

Ульяна

+

-

-

12

Иван

-

+

-

13

Катя

-

+

-

14

Лера

-

+

-

15

Варя

-

+

-

16

Маша П.

+

-

-

17

Таисия

-

+

-

18

Мирослава

+

-

-

19

Анна С.

-

+

-

20

Андрей С.

+

-

-

21

Аня С.

+

-

-

22

Андрей Т.

-

+

-

Всего детей

12

9

1

Процент, %

55

41

4

Контрольный этап эксперимента показал следующую динамику развития связной речи детей: Высокий уровень показали – 55% (12 детей). Дети этого уровня активны в общении, они четко и последовательно выражают свои мысли, описание рассказа является полным, логичным, без повторений. Они развивают сюжет, структура текста при рассказе не нарушена, каждая структурная часть полностью раскрыта. Словарный запас детей значительно пополнился, связность речи соответствует возрасту. Эти ребята могут назвать свои любимые сказки и рассказы. Их интересуют объемные литературные произведения. Драматизируют и инсценируют небольшие произведения. Могут назвать своего любимого детского писателя. Самостоятельно составляют по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжету картины, по совокупности картинок. Эти дети могут последовательно пересказывать небольшие литературные произведения.

Средний уровень был обнаружен у 41 % (9 детей). У этих детей, структура текста при рассказе по серии картинок была не нарушена, но отмечаются неточности и паузы. Дети, справлялись с заданием только после дополнительных вопросов педагога.

Низкий уровень. Показал 1 ребенок (7%). Она не справилась с заданиями даже после дополнительных вопросов. Ребенок стеснителен, молчалив. Словарный запас этого дошкольника скуден, поэтому она испытывала трудности в рассказе, сохраняя при этом логическую последовательность.

 Далее произведем сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов данного эксперимента, результаты можно представить в таблице 7.

Таблица 7 - Результаты проведения методики «Изучение связной речи» детей младшего дошкольного возраста

(на констатирующем этапе и контрольном этапах)

Уровни развития связной речи

Количество детей

На констатирующем этапе

На контрольном этапе

Высокий

3

12

Средний

12

9

Низкий

7

1

Таким образом, полученные результаты показывают об эффективности проведения работы на формирующем этапе эксперимента. Реализация педагогических условий способствовала развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста. Систематическое использование разнообразного материала для развития связной речи детей, учет их возрастных и индивидуальных особенностей, а также дополнительная работа вне занятий и в семье по развитию связной речи способна повысить уровень сформированной связной речи детей младшего дошкольного возраста. Опыт проведенной работы свидетельствует о целесообразности комплексного использования различных приемов и форм обучения связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе влияния художественных произведений в тесной связи с реализацией задач их общего развития.

Заключение

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а также формирование основных качеств личности. Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания младших дошкольников. Это связано прежде всего с его социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.

В результате изучения темы влияние художественной литературы на развитие связной речи детей младшей дошкольного возраста, анализ эксперимента позволяет отметить положительную динамику. Воспитанники стали с желанием слушать произведения художественной литературы. Они узнают по иллюстрациям и называют любимого детского писателя. Дети знают и называют свои любимые сказки и рассказы. Стали более эмоционально рассказывать стихи. Знают 2-3 считалки. С удовольствием загадывают и отгадывают загадки. Могут самостоятельно связно рассказать о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок. Дети стали инсценировать, драматизировать небольшие сказки и что немаловажно дети бережно стали относиться к книгам, перестали их бросать, мять и рвать страницы, стали ценить книги, иллюстрации.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная литература, является важным средством и положительно влияет на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Но останавливаться не будем на достигнутом результате, так как необходима дальнейшая работа по развитию связной диалогической и монологической речи детей данной группы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бородич, A. M. Методика развития речи детей [Текст]  : учебное пособие /  А. М. Бородич. - Москва : Просвещение, 1981. – 255 с.
  2. Веракса, Н. Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» [Текст] / Н. Е. Веракса, М. А. Васильева, Т. С. Комарова. Старшая группа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 399 с.
  3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : Старшая группа [Текст] : учеб.-практ. пособие / В. В. Гербова. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 144 с.
  4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду : Подготовительная к школе группа [Текст] : учеб.-практ. пособие / В. В. Гербова. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.
  5. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов / 2-е изд. Стандарт третьего поколения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2015. – 464 с.
  6. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком – дошкольником литературного произведения [Текст] :  Избр. психолог. труды : В 2 томах. / А. В. Запорожец – Москва : Педагогика, 1986. - 249 с.
  7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] : учебник для бакалавров / Н. С. Карпинская. – Москва : Просвещение, 1972. - 288 с.
  8. Конина, М. М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] : учеб.-практ. пособие / М. М. Конина. – Москва : Академия, 2016. - 236 с.
  9. Красильникова, Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет [Текст] : учеб.-практ. пособие / Л. В. Красильникова. – Москва : Сфера, 2011. – 199 с.
  10. Патрушева, С. А. Обучение детей монологической речи [Текст] / С. А. Патрушева // Ребёнок в детском саду. – 2001. - №2. – С. 40.
  11. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования / Н. А. Стародубова. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
  12. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : Пособие для воспитателей детского сада / Е. И. Тихеева [и др.]  ; под ред. Ф. А. Сохина. - Москва : Просвещение, 2011. – 159 с.
  13. Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект [Текст] : учеб.-практ. пособие / О. С. Ушакова. – Москва : Совершенство, 2001. - 368 с.
  14. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-практ. пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.- Москва : Владос, 2004. - 288 с.
  15. Шабунина, Е. А. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. [Электронный ресурс] : 2019. №2 – С. 26. – Режим доступа : URL https://moluch.ru/th/1/archive/115/3867/ (Дата обращения : 04.01.2021).
  16. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Д. Б. Эльконин ; ред.- сост. Б. Д. Эльконин ; рец. : К. Н. Поливанова, Л. Ф. Обухова ; МО РФ. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 2014. - 384 с.
  17. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст] : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. — 8-е изд, испр. - Москва : Академия, 2018. - 448 с.

Приложение А

Методика диагностики связной речи детей младшего дошкольного возраста (автор О. С. Ушакова)

Данная методика предназначена для выявления уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста. Развитие связной речи оценивается, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (рассказа по серии сюжетных картинок). Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Напомним эти показатели:

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла. Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца, частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.

4. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Оценку выполнения все заданий педагог дает, подсчитав общее количество баллов.

Приложение Б

Таблица 1 – Основные качества связного высказывания 

(рассказа по серии сюжетных картинок, связанных тематически)

Имя ребенка

Содержательность

Композиция высказывания

Грамматическая правильность

способы связей 

лексических средств

Звуковое оформление высказывания 

1.Богдан

1

2

2

3

2

3

2.Вика

1

3

2

2

1

2

3.София

1

1

1

1

1

1

4.Саша

1

2

2

2

1

2

5.Андрей Г

1

1

1

1

1

2

6.Арина

3

3

3

3

2

2

7.Платон

1

1

1

1

1

3

8.Ярослав

1

2

2

2

1

2

9.Маша К

3

2

3

3

2

2

10.Ваня

1

1

1

2

1

2

11.Потап

1

1

1

2

2

2

12.Ульяна

2

1

2

3

3

2

13.Катя

1

1

2

2

2

2

14.Лера

1

1

1

1

1

2

15.Варя

2

2

2

2

1

2

16.Маша П

2

2

3

3

2

2

17.Таисия

2

2

2

3

2

2

18.Мирослава

2

3

3

3

2

3

19.Аня С

1

2

2

2

2

2

20. Андрей С

2

3

2

3

2

3

21.Аня С

3

3

3

3

3

3

22.Андрей Т.

1

1

1

1

1

2

Приложение В

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2473946/61ad9d28-3ba4-491b-accf-2b603a40daee/s1200?webp=false


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"

план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...

План по самообразованию на тему " Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста"

С каждым годом жизньпредъявляет всё более высокие требования не только к нам,взрослым людям, но и к детям; неуклонно растёт объём заний,которые нужно им передать. Для того,чтобы помочь детям  спр...

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ». (II младшая группа, возраст детей 3-4 года).

Рабочая программа «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе совместной и самостоятельной деятельности с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ»....

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...