Конспект занятия по Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с почвой» в подготовительной группе
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Бахарева Анна Владимировна

Экспериментально-исследовательская деятельность "Опыты с почвой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_poznavatelno.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с почвой» в подготовительной группе

Цель: Развивать экологические представления детей в процессе экспериментирования.

Иметь представление о почве, как о плодородном слое земли.

Задачи:

Образовательные:

•Актуализация и активизация словаря о почве ее свойствах и семенах.

•Формировать знания об условиях, необходимых для успешного развития растений.

•Познакомить со приемами.

•Совершенствовать связную речь, расширять кругозор

Развивающие:

•Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, привлекая к простейшим экспериментам.

•Развивать способность анализировать, сравнивать выделят характерные существенные признаки, делать простейшие обобщения.

•Развивать навыки аналитического мышления (умение обобщать, рассуждать, делать выводы, критичность мышления (умение доказывать свою точку зрения). Развивать наблюдательность.

•Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

•Поощрять исследовательский интерес воспитанников к изучению различных видов семян и составу почвы.

•Воспитывать навыки коммуникативного общения, формировать доброжелательность в общении, любознательность, любовь к природе.

Словарь: песок, глина, земля, почва, семя, лаборатория, опыт, бороздки,

Оборудование и материалы: микроскоп, лупы на каждого ребенка, земля, контейнер, банка с водой, пластмассовые ложечки, мнемосхемы, пластмассовые стаканчики на каждого ребенка, камни, песок, глина, игрушечные насекомые, фартуки на каждого ребенка.

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Ребята сегодня мы с вами побываем в лаборатории, кто знает, что такое лаборатория? Кто там работает?

Правильно ребята в лаборатории проводят опыта, а работают там ученные. Я сегодня буду профессором «Всезнайкой», а вы моими помощниками. Пожалуйста, проходите в лабораторию. Но для того чтобы начать нашу с вами работу нужно вспомнить правила поведения в лаборатории:

Скажите, как нужно себя вести? (Ответы детей)

А что можно делать в лаборатории? (Ответы детей)

II. Основная часть

Ребята, отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терплю

И всем добром плачу.

Правильно! Ребята скажите, а могут ли растения вырасти без почвы? (Ответы детей)

Абсолютно верно растениям, как и нам с вами. Нужна пища. Пищу растения получают из почвы. И готовит ее волшебница - природа. Сегодня мы с вами узнаем, из каких слоев состоит почва.

Опыт 1

Каждому ребёнку раздаётся почва в ёмкостях (стаканчиках) и листы белой бумаги.

Ребята высыпьте немного почвы на бумагу. Что вы видите? (Ответы детей: песчинки, камушки, черные комочки, корешки).

А теперь положите в другую ёмкость с водой одну ложку почвы и размешайте.

Что произошло с водой? Можно ли её назвать прозрачной? (Ответы детей)

Правильно, вода потемнела, а почва разделилась на частички. Одни части всплыли наверх, другие опустились на дно, третьи растворились.

Ребята, давайте аккуратно соберём ложечкой всё, что всплыло на поверхность, выложим на салфетку. Какие же частицы вы видите? (Ответы детей: кусочки сухой травы и веточки).

Ребята, давайте сольём мутную воду в другую ёмкость (стаканчик) и посмотрим, что осталось (дети рассматривают осадок). Посмотрите, на дне остались маленькие частички глины и чернозема).

Вывод (формулируют дети при помощи наводящих вопросов воспитателя): В почве есть глина, песок, чернозём, камушки, кусочки сухой травы

Динамическая пауза. 

Координация речи с движением.

Возьмем, семечко одно, (Дети опускаются на корточки)

Положим в ямку мы на дно!

Ты не бойся, дорогое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли. (Дети медленно встают)

Вот весною, в ранний час,

Семечко взошло у нас.

Из земли росток явился: (Дети потягиваются)

- Здравствуй, солнце, (Дети поднимают руки

я - родился! над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок, (Дети опускают руки вниз)

Только вышел из пеленок! (Дети наклоняют головы в разные стороны)

Опыт № 2. В земле есть воздух.

Ребята, а кто обитает в подземном царстве? Посмотрите на картинку. (Ответы детей с опорой на изображение: кроты, дождевые черви, насекомые.) Комфортно ли им под землёй? Чем они дышат? (Предположения детей)

 А воздух в земле есть или нет?

Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите ложечкой комочек земли, так чтобы она не рассыпался, и осторожно опустите его в  с водой.

Что вы наблюдаете? Где же был воздух? (Ответы детей)

Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?

Опыт № 3. Есть ли в почве вода?

Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет?

Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. У меня стоят стаканчики с землей, посмотрите земля сухая, нам с вами нужно поверх стаканчика надеть целлофановый пакет и закрепить его резинкой, вот так, молодцы справились. Но как же мы поймем, что в земле есть вода? Нужно поставить стаканчики на солнышко и подождать некоторое время, вода начнет испаряться и на целлофане появятся капельки воды.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки

  1. Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2) Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3) Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

Предлагаю вернуться к нашему опыту и узнать есть ли в земле вода. Посмотрите на целлофановом пакете появились капельки воды, как вы думаете от куда здесь взялись капельки воды? Ребята, это солнышко пригрело нашу землю и из нее начала испарятся вода.

Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воды или те, кто говорили, что вода есть?

III. Рефлексия

Вы сегодня были очень хорошими помощниками. Я надеюсь, вам понравились наши опыты? А скажите, что вы сегодня узнали нового? Какие опыты мы проводили? Из чего состоит почва? В почве есть вода, воздух? Я благодарю вас за замечательное и увлекательное посещение лаборатории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно- эстетической деятельности детей " В гравюрной мастерской" подготовительная группа

Познакомить детей с историей возникновения гравюры. с техникой создания гравюры на картоне....

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебная соль»

Конспект занятияпо опытно-экспериментальной деятельностис использованием ИКТв подготовительной группе«Волшебная соль»...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности (опыты со снегом) в средней группе «Снег-снежок»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности(опыты со снегом) в средней группе «Снег-снежок»...

Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности«Волшебство мыльных пузырей» (для подготовительной группы)

Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности«Волшебство мыльных пузырей»(для подготовительной группы) Цель: выявить особенности поведения мыльного пузыря на морозе....