"Апельсиновый тренинг" на сплочение педагогического коллектива и снижения психоэмоционального напряжения перед новогодними утренниками
методическая разработка

Сельдемирова Жанна Александровна

Участники: педагоги и администрация детского сада.

Цели: сплотить коллектив, создать праздничное настроение.

Задачи: провести упражнения по командообразованию, снять усталость, тревожность перед новогодними утренниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apelsinovyy_trening.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Апельсиновый тренинг

( сплочение  педагогического коллектива, снятие психоэмоционального напряжения перед новогодними утренниками)

Участники: педагоги и администрация детского сада.

Цели: сплотить коллектив, создать праздничное настроение.

Задачи: провести упражнения по командообразованию, снять усталость, тревожность перед новогодними утренниками.

Материалы и оборудование: мультимедийная аппаратура, м/ф «Мы делили апельсин», песня «Оранжевое небо» А. Арканова, фломастеры, бумажные дольки апельсина, две корзины (больших полиэтиленовых пакета), ракетки, канат, оранжевые воздушные шары, апельсины и апельсиновый сок для упражнений, а также можно больше оранжевого цвета в оформлении зала и на одежде участников тренинга.

Продолжительность: 90 минут.

Приветствие (5 мин)

Включается аудиозапись песни «Оранжевое небо».

Квик-настройка «Апельсиновое настроение»

Педагог-психолог: Мы рады приветствовать участников апельсинового тренинга! Почему «апельсиновый», спросите вы? Потому что название – это настроение, атмосфера, идея, концепция… А какие ассоциации со словом «апельсин» возникают у вас?

Участники отвечают.

Педагог-психолог: Апельсиновый – это значит праздничный, нескучный, оранжевый, нестандартный, экзотический. Апельсин – фрукт, освежающий и витальный, то есть жизненный, имеющий отношение к жизни, - недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С. Оранжевый цвет апельсина будоражащий, энергичный. Яркие краски праздника среди серости обычных дней. Апельсин – символ нашей сегодняшней встречи, поэтому  в любое время вы можете подойти к нашему столу  за соком или долькой апельсина.

Основная часть (75 мин)

Упражнение «Оранжевое настроение»

Педагог-психолог: Покажите оранжевый цвет, сыграйте его любым способом: пантомима, живая скульптура, песня, танец и т.п.

Игра «Алексей, апельсин, Амстердам»

Педагог-психолог: Незамысловатая и весёлая игра поможет нам создать легкую атмосферу, развить ассоциативное мышление.

Каждый из участников по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой первое слово – его имя, второе – блюдо, желательно любимое, третье – название города. Все три слова начинаются с той же буквы, что и имя участника, к тому же за весь круг нельзя повторять названия блюд и городов, которые прозвучали ранее.

Игра «Мы делили апельсин»

Покажите отрывок из м/ф «Мы делили апельсин». Затем вместе с участниками тренинга поиграйте в пальчиковую игру.

 

Педагог-психолог:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один! (Ритмично сжать и разжать пальцы обеих рук.)

Эта долька для ёжа, (Поочередно загибать пальцы на правой руке.)

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура! (Развести руки в стороны.)

Он сердит на нас, беда, (Погрозить пальцем.)

Разбегайтесь кто куда! (Имитировать бег пальцами по коленям.)

Упражнение «Апельсиновые дольки»

Педагог-психолог:  Когда-то мармелад «Апельсиновые дольки» был большим дефицитом и одной из любимых сладостей у многих людей. Игра тоже должна принести радость открытия, удовольствие и оставить прекрасное послевкусие.

Раздайте каждому участнику по одной апельсиновой дольке из бумаги и фломастеру.

Педагог-психолог: За 5 минут каждый из вас должен написать на своей дольке важные слова. С той стороны дольки, где нарисована кожура, напишите три своих жизненных достижения. С другой стороны листа напишите задание, фант для товарища по тренингу. Задания должны быть не очень сложными, весёлыми и такими, которые можно выполнить без подготовки.

Когда время подготовки закончится, дайте следующее задание.

Педагог-психолог: Выложите свои дольки на столе в виде целого апельсина. Они должны лежать так, чтобы сторона с достижениями была вверху. Соответственно, фант должен находиться с обратной стороны.

 Теперь пусть каждый из вас назовёт три своих достижения, которые записал на собственной дольке. Остальные могут задавать вопросы, уточнять, комментировать услышанное.

 Участники тренинга выполняют задание.

Педагог-психолог: Теперь наступило время открыть фанты и прочитать задания. Начинает кто-то один. Кто это будет? (выбираем одного участника). Вы вытаскиваете дольку и читаете задание, а следующий по часовой стрелке участник его выполняет. Отказ от выполнения приведёт к «штрафу» - нужно ответить на 5 любых вопросов, которые зададут участники группы.

Участники тренинга выполняют задание.

Участники делятся на 2 команды, использовав считалочку «Апельсины-мандарины».

Эстафета «Пронеси – не урони!»

Педагог-психолог: Пронесите апельсин на теннисной ракетке так, чтобы не уронить его. Чья команда быстрее?

Игра «Ловец»

Педагог-психолог: Каждый игрок по очереди бросает свой апельсин, а ловцы должны поймать максимальное количество апельсинов ведром. При этом они не должны выходить из границ круга (обруча).

Игра «Передай апельсин»

Педагог-психолог: Передаём апельсин в одну сторону – на запястье, в обратную сторону – на сгибе локтя.

Игра «Тише –громче»

Педагог-психолог: Игра похожа на «Холодно-горячо». Садитесь в круг. Водящий выходит из круга и поварачивается к нему спиной.  У одного из членов круг спрятан апельсин. Задача водящего – найти этого человека. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню – тем громче, чем ближе водящий к спрятонному предмету.

Игра «МПС». Выберите водящего, его задача угадать человека по его описанию. Он может задавать вопросы любому человеку. На несколько минут водящий удаляется. В это время остальные участники договариваются о том, что загадывать они никого не будут, а будут описывать своего правого соседа. Поэтому игра так и называется – МПС (мой правый сосед).

Игра «Связка». Игра напоминает связку, в которой альпинисты преодолевают маршрут. Они в буквальном смысле слова связаны друг с другом.

Педагог-психолог: Каждому из вас нужно взяться за веревку двумя руками. Команда должна завязать вкрёвку общим узлом, не отнимая рук от верёвки. Время пошло!

Игра «Волшебный обруч».

Педагог-психолог берёт в руки большой пластиковый обруч и начинает производить с ним непонятные для участников манипуляции: дует на него, натирает руками, «гипнотизирует» взглядом. Все эти манипуляции он сопровождает вводной беседой с командой.

Педагог-психолог: Вы видите, что силой воли и с помощью особых секретных техник я превращаю обычный пластиковый обруч в летающий. Его необычные свойства вы сможете испытать буквально через несколько минут. Для этого вся команда должна встать в плотное кольцо. Каждый из вас на уровне плеч вытягивает вперёд указательный палец правой руки. На внутренний круг, которые составили ваши пальцы, я кладу сверху обруч. Ваша задача – как можно быстрее согласованными действиями опустить этот обруч на землю. Во время упражнения все пальцы должны находиться в соприкосновении с обручем, иначе игра начнётся сначала. Всё понятно? Тогда – на старт, внимание, марш!

Попытки опустить обруч будут постоянно приводить к обратному эффекту – он будет взлетать вверх. Вместо того, чтобы опускать рки, часть игроков будут поднимать их, потому что боятся потерять контакт обруча с пальцем. Только слаженные действия, счёт вслух и единое ритмичное групповое дыхание помогут команде справиться с заданием, которое казалось несложным. Когда обруч окажется на земле, объявите время, которая команда затратила на это задание. Обсудите извлеченные из игры уроки.

Упражнение «Заметки на полях».

Педагог-психолог: Взаимовыручке стоит поучиться у муравьёв. Недавно наткнулась в сети интернет на наблюдения биолога Скотта Пауэлла (причём из фильмов  о насекомых, которые любит смотреть дочка). Оказывается, эти насекомые умеют поддерживать друг друга в сложной ситуации. Некоторые муравьи используют собственные тела, чтобы закрыть выбоины на дороге, когда ищут пищу на труднопроходимой местности. Причём это делают те, чей размер тела максимально соответствует диаметру отверстия. Такая техника даёт возможность другим муравьям быстрее добраться с добычей до муравейника. Он остаётся в отверстии в течение нескольких часов, пока другие возвращаются в муравейник, а в конце дня выходит и бежит домой.

Упражнение «Непослушные шарики»

Понадобятся воздушные шары. Чем больше шаров, тем сложнее участникам удерживать их и тем веселее проходит упражнение.

Педагог-психолог: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Я сейчас буду бросать в круг шарики. Ваша задача – не дать шарикам упасть или вылетать из круга, но при этом нельзя расцеплять руки.

Игра «А при чём тут Дон Кихот?»

Педагог-психолог: Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы: например, когды вы проводите презентацию. Потренировать находчивость поможет одно из упражнений Константина Сергеевича Станиславского. Вы должны будете отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу вопросы. Например: «А при чём тут Дон Кихот?». Он ни при чём, и вам придётся что-то сочинять. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Сейчас я вам прочитаю пример беседы, и вы поймёте, как нужно выполнять это упражнение.

Вы слышите вопрос: Как здоровье Алексея Леонидовича?

Вы понятия не имеете, кто такой Алексей леонидович, но обязаны немедленно отозваться и придумать ответ:

- Поправляется. Температура уже нормальная.

- А вы откуда это знаете? – сбивает вас ведущий

- К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.

Ваша задача – на любой вопрос вы должны дать немедленный ответ и так, как если бы вы говорили чистую правду.

Вопросы:

Почему вы ввязались вчера в эту драку?

Когды вы вернёте мне книгу?

Вы что, плохо себя чувствуете?

А почему все это происходит на крыше дома в Питере?

Это правда, что вы мечтаете принять участие в конкурсе «Само совершенство»?

Чем закончился вчерашний фильм?

Вы почему сегодня опоздали на работу?

Как вам мой подарок?

Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в саду?

Заключительная часть (10 мин.)

Педагог-психолог: Наш «апельсиновый тренинг» подошёл к концу. Давайте проанализируем,  была ли полезной эта встреча. Игра, в которую мы сейчас будем играть, называется «Синквейн». Вам нужно заполнить 5 строк на листочках.

Рефлексия «Синквейн»

Синквейн – это пятистрочная строфа. Участники должны заполнить 5 строк.

1 –я – одно ключевое слово, которое определяет содержание синквейна. (В нашем случае это тренинг или апельсиновый тренинг.

2- я – два прилагательных, которые характеризуют понятие из первой строки (например, яркий, подвижный ит.д.)

3 – я – три глагола, которые обозначают действия в рамках заданной темы (например, объединяет, снимает стресс, радует)

4 – я – короткое предложение, которое раскрывает суть темы или отношение к ней (Очень интересно, познавательно, полезно.)

5 – я – синоним ключевого слова из первой строчки, существительное (Позитив).

В итоге получается тезисный отзыв, например:

Тренинг

Вкусный, подвижный

Играли, смеялись, общались

Вместе мы, как дольки апельсина.

Сплочение

Педагог-психолог: И напоследок… «Если судьба подбросила тебе лимон, не кривись, а попробуй сделать из него лимонад!». Спасибо всем за участие!

Занятие подготовлено по книге М. Кипниса «Апельсиновый тренинг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психокоррекционная программа по снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного учреждения с использованием игровых методик

Предлагаемая психокоррекционная программа «Волшебное путешествие по стране Гудвина» содействует снижению психоэмоционального напряжения у детей во время пребывания в условиях образовательного уч...

Игры для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения

Релаксационные игры можно использовать вовремя адаптации детей к ДОУ...

Презентация. Игры, способствующие снижению психоэмоционального напряжения у младших дошкольников

Игры,, направленные на  снижение эмоционального напряжения у младших дошкольников...

Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Тема моей презентации:Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям Дошкол...

Презентация "Психопрофилактическая работа для снижения психоэмоциональной напряженности."

Презентация "Психопрофилактическая работа для  снижения  психоэмоциональной напряженности."...

Программа тренингов по сплочению коллектива «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива»

План работы педагога-психолога с педагогами «Взаимоуважение - основа сплоченности педагогического коллектива» разработан с целью командообразования педагогов МБДОУ, т.е. повышения сплоченн...