«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
методическая разработка

Беленкова Светлана Николаевна

Работая в комбинированной группе, с дошкольниками с нарушениями речи постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с данной патологией испытывают определённые трудности. Наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_belenkova_s.n._kansk.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование нетрадиционных техник в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Беленкова Светлана Николаевна,

воспитатель

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  № 21 «Золотой ключик» г. Канск, Красноярский край

Число речевых расстройств растёт. Это не только моё мнение, но и данные мировой статистики. Почему это происходит? Причины могут быть разнообразны. Это и увеличение количества внутриутробной патологии, недостаточность речевого окружения и речевого общения, и общая физическая слабость организма и т.д.

Работая в комбинированной группе, с дошкольниками с нарушениями речи постоянно сталкиваюсь с тем, что дети с данной патологией испытывают определённые трудности. Наблюдается отставание в развитии мелкой моторики. Из-за этого на занятиях, по сравнению с остальными детьми, отмечается неравномерная работоспособность, быстрое наступление утомления и в следствии не завершение начатого дела.  Интерес к деятельности теряется всё больше и больше. Поэтому одним из важнейших аспектов своей деятельности выбрала развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития детей на протяжении всего дошкольного детства. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи. Развитие мелкой пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.   Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ОВЗ. Из этого следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения. Педагог, развивая речь и умственные способности детей с ОВЗ, способствует переходу этой категории детей в массовые образовательные учреждения.

А учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, развивающим, занимательным. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Развивается познавательный интерес. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышения уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми ОВЗ нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. В своей работе с детьми считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

Фрактальное рисование. Метод фрактального рисования был разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 г. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием. И использовался в коррекции эмоционального состояния. Как метод коррекции в детском саду не используется. Практика фрактального рисования, а также мой опыт работы с детьми-дошкольниками позволил адаптировать данный метод применительно к детям  дошкольного возраста. Очень увлекло фрактальное рисование, так как оно способствует цели повышения образного мышления, развивает наблюдательность, внимание и фантазию у детей. Занятия помогают знакомить детей с новым искусством, закрепляют навыки вычислительной деятельности, формирует навык ориентировки на листе бумаги и естесственно развивает мелкую моторику. Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной и групповой работе.

Зентангл. Нетрадиционная техника рисования Зентангл – техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности.      Зентангл является сочетанием медитации и рисования. Это делает данную технику доступной и мобильной. Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность. Использую данный метод, как один из эффективных подходов к осуществлению педагогической помощи детям с особенностями в развитии, поскольку эта техника повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в детском саду, снижает утомление, развивает чувство внутреннего контроля.

Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции. Рисование в технике воскография приносит массу пользы дошкольникам: развиваются мелкая моторика и зрительно-моторная координация; совершенствуется умение применять графические средства выразительности для передачи желаемого образа: линии, штрихи, контраст. Ребёнок чувствует себя смелее, раскованнее, имеет большую свободу для самовыражения.

        Ещё во II веке до нашей эры в Китае утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся в ладошках идут к головному мозгу и раздражают ту её часть, которая отвечает за развитие речи. Это можно назвать пассивным развитием речи; во-вторых, ребёнок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время повторяет их. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки детей, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

  1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
  2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
  4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
  5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.

Стараюсь использовать нетрадиционные методы работы, которые очень нравятся детям.

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия.  В основе метода Су -Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Актуальность использования массажера Су-Джок в коррекции у детей с ОВЗ состоит в том, что: во-первых, ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с различными нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во – вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Использую различные приемы работы Су – Джок массажером:

- Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Шариком ребенку воздействуют на пальчики, кисти, ладошки рук, прокатывая его между ними. У ребенка повышается тонус мышц, происходит прилив крови к конечностям. Вследствие этого происходит улучшение мелкой моторики и чувствительности конечностей ребенка.

- Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

- Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения, молча, по показу, затем, по мере формирования правильного произношения, проговаривают текст. Позже они произносят тексты самостоятельно.

Массаж карандашами. Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения. Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования, пальчиковых игр и различных пальчиковых тренажёров в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи.

Библиографический список:

  1. Артемьева Т. И. Методический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1997.
  2. Бардышева Т. Ю. Умелые пальчики. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2008.
  3. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках, - СПб., 2003.
  4. Жукова Н. С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
  5. Огонькова А. С. Нетрадиционная техника рисования для детей (фрактальный рисунок). https://kladraz.ru/blogs/blog408/master-klas-raznocvetnye-kusochki.html
  6. Полуяхтова Т. З., Комов А. Е. «Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности». - М. : Изд. Дом «Деловая литература», 2002.
  7. Рузина М. С. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
  8. Рыжова Н. В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи.//Логопед №3. 2007.
  9. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику, - СПб.: Детство-Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В данном материале представлены примеры  использования нетрадиционных приемов и методов, помогающими в работе с детьми -логопатами....

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» Презентация

Описание применения здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ...

Тренинг: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".

Тренинг:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения ( охрана зрения)". "Пальминг".(для педагогов)...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

В настоящее время педагоги ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные здоровьесберегающие технологии. К ним относятся: пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, песочная терапия, ...

Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Важнейшей проблемой дошкольного и младшего школьного возраста на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее именуется &nd...