«Музейная педагогика в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Мини-музей в ДОУ — качественно новая форма организованного взаимодействия воспитателей и дошкольников, которая может предусматривать привлечение к активной работе других  участников учебного процесса — родителей, сторонних экспертов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_v_razvitii_poznavatelno.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

 Что означает слово «музей»?

Музей- от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

 Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»

 Первые частые употребления термина в нашей стране относятся к периоду Советского Союза 1970-х гг. Однако родиной термина «музейная педагогика» является Германия, где в 1913 г. на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение» в Маннгейме Альфред Лихтварк первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.

К сожалению у нас не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих ДОУ

Но что такое мини-музей?

Мини-музей в ДОУ — качественно новая форма организованного взаимодействия воспитателей и дошкольников, которая может предусматривать привлечение к активной работе других  участников учебного процесса — родителей, сторонних экспертов.

  • «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Это особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора  ребёнка и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
  •  он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно;
  • мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям

 мини-музей может быть как результатом или частью какого-либо проекта, как зачином проекта, так и самостоятельным проектом.

Мини- музей – это возможность расширения представлений детей об окружающем мире, это «ключ» к пониманию многих сказок. «Стала девочка кудель прясть» - звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть? Или: «Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл». На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться? Даже сказки К.Чуковского, написанные в начале прошлого века,полны деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?

 

 Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

При использовании мини- музея как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.

Наглядность.

Доступность.

Динамичность.

Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).

Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).

Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

   Цели и задачи мини- музея

  1. Обогащение  предметно- развивающей среды ДОУ
  2. Обогащение воспитательно - образовательного процесса новыми формами
  3. Формирование у дошкольников представления о музее
  4. Расширение кругозора, развитие познавательных способностей
  5. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания
  6. Развитие творческого  и логического мышления и воображения
  7. Формирование активной жизненной позици

 В основе музея обычно лежит какая – нибудь коллекция. Собираемые музейные предметы подразделяются на 2 группы:

1.Подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т.д.), а также памятники природы, являющиеся первоисточниками знаний о природе и обществе. Это основной фонд музея.

2.Предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Это точные воспроизведения подлинников (фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы. Это вспомогательный фонд.

На все экспонаты составляется картотека. Все экспонаты должны иметь этикетки, на которых указано название и описание экспоната.

Примерные критерии оценки 

мини-музея в ДОУ:

Требования к оформлению:

  • Место расположения;
  • Эстетичность;
  • Креативность;

Тематика мини-музея:

  • Любая тема
  • Оригинальность выбранной темы

Оценка экспонатов:

- качество,

- разнообразие,

- история экспонатов: как появился предмет;  может быть некоторый рассказ, содержащий интересные факты данного предмета,

- соответствие возрасту

Наличие документации:

  • Наличие паспорта мини-музея или проекта.
  • Содержание работы с детьми и родителями по данному мини-музею.

Умение педагога провести экскурсию по своему музею

Работая над проектом «Духовно-нравственное воспитание через традиции и  быт русского народа» появился наш первый мини-музей «Русской избы».Родители изготовили макет русской печи собрали разную утварь(самовар, чугунки, кринки, валенки, рушники)Дети с удовольствием «пекли и варили» в печи, научились лихо управляться с ухватом

.Оформляя участок летом в» год театра» появился наш музей в чемодане (первая перчаточная кукла Петрушка).И в  чемодан переехал театр би-ба-бо.

Создание мини- музеев – одна из эффективных форм обогащения воспитательно - образовательного процесса в ДОУ

Литература :

Пантелеева Лия Владимировна.

Музей и дети :

Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В, Данюкова А.И. – М.:Линка-Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Квест-игры как средство развития познавательно-исследовательской активности старших дошкольников

Современные требования к образованию дошкольников стимулируют педагогический поиск в направлении  использования педагогических технологий деятельностного типа, которые: способствуют индивиду...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»

Консультация для воспитателей на тему «Развитие познавательно-исследовательской активности у дошкольников через экспериментальную деятельность»...