Конспект образовательной деятельности с воспитанниками в форме образовательной ситуации (на основе восприятия детьми произведения художественной литературы) Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6 лет
план-конспект занятия (старшая группа)

Матвеева Екатерина Александровна

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».

Цель: воспитывать духовно-нравственные качества, доброжелательность по отношению друг к другу, к животным. Прививать гуманность, умение общаться в коллективе. Формировать умение налаживать контакт с окружающими. Способствовать коммуникативному развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности с воспитанниками

в форме образовательной ситуации

 

(на основе восприятия детьми

 произведения художественной литературы)

Тема: «Мордовская сказка «Как собака друга искала»», возраст детей_5 - 6_

   Тема комплексно-тематического плана «Дикие и домашние животные»

Интеграция образовательных областей: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Познавательное развитие».

Цель: воспитывать духовно-нравственные качества, доброжелательность по отношению друг к другу, к животным. Прививать гуманность, умение общаться в коллективе. Формировать умение налаживать контакт с окружающими. Способствовать коммуникативному развитию детей.

         Задачи:

ОТНОШЕНИЕ

1. Воспитывать доброжелательное отношение детей к животным.

2. Инициировать у детей желание заботиться о животных и помогать им.

3. Воспитывать умение дружить и беречь дружбу, укреплять чувство поддержки и взаимовыручки.

4. Развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки, способность к творческому самовыражению.

ЗНАНИЯ

  1. Формировать представления детей о животных, представление о значении собаки в жизни человека
  2. Учить анализировать характеры героев и их поступки, соотносить действия героев с реальными людьми.                     
  3. Совершенствовать навыки связной речи детей: полно и точно отвечать на вопросы, стараться правильно и логично строить высказывания.

ДЕЙСТВИЯ

1. Закрепить умение детей различать и понимать социально приемлемые и неприемлемые формы поведения (плохие и хорошие поступки).

       Методы и приемы:

Практические: дидактическая игра.

Словесные: беседа.

Наглядные: показ выполнения двигательной деятельности.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации

Игровая

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Восприятие художественной литературы

Чтение «Мордовская сказка «Как собака друга искала», рассматривание иллюстраций

Коммуникативная

Беседа, драматизация сказки

Двигательная

Физминутка «Пёс весёлый»

 

Логика образовательной деятельности 

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Предварительная работа          Добрый день, мои друзья!                 Перед вами снова я.                           Очень рада видеть всех.                       Ждет сегодня нас успех.                            А еще скажу я вам:                   Улыбнитесь всем - всем нам. Соберитесь, подтянитесь,                                 И тихонечко садитесь.

Слушают воспитателя, настраиваются  предстоящую деятельность.

Мотивированы на предстоящую деятельность.

2

Вводная часть  

- Ребята по дороге в детский сад я получила телеграмму.     

Интересно, кто же нам пишет?

- Ребята, а вы хотите узнать, от кого же пришло письмо.

 (Воспитатель открывает конверт, достает письмо).

- Висит на заборе, колышется ветром

Колышется ветром бумажный листок.

Пропала собака, пропала собака

Пропала собака по кличке Дружок.

Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,

Лишь рыжие пятна и с кисточкой хвост.

Пропала собака, пропала собака,

Пропала собака по кличке Дружок.

- Про кого поется в песне?

- Что случилось с собакой?

- Как же найти собаку?

- Надо ее искать. Если объявление повесили, то собака обязательно найдется.                                                      

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы.

Проявляют активность во время деятельности.

Проявляют знания о дружбе, взаимоотношениях между детьми.

3

Основная часть

- А как вы думаете, ребятки, всегда ли собака была другом человека?

- Собака не всегда была другом человека, а как она стала им, я хочу про это прочитать вам сказку.

 - Ребята, вы любите сказки?                     - А что такое сказка?                                   - Сегодня мы продолжаем знакомство с народными сказками.                                            - Какие сказки называются народными?                                                 - А какие виды сказок вы знаете?                                             - Какие сказки мы с вами уже читали?                                                          - Сегодня я хотела бы познакомить вас с новой сказкой, с мордовской народной сказкой.                                       - А кто знает, что значит мордовская сказка?                                                        - Ребята, в нашей стране проживает множество разных народов.                                                 - Воспитатель читает сказку. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке и проанализировать её.                                                       - Ну вот, мы познакомились с новой сказкой.                                                             - Как она называется? С каких слов начинается сказка?                                          - Что сказочного в этой истории?                                         - Расскажи, кого встретила собака в лесу? Кто стал дружить с собакой?                       - Почему собака не захотела дружить с зайцем, волком и медведем?                                       - А собака, какого друга хотела себе найти?                                                                - Почему собака хотела, чтобы её друг был смелым?                                                    - А чем опасен друг, который всего боится?                                                        - Смелый друг постарается помочь другу, если он попал в беду.                                              - Как называется друг, который тебя не бросит в беде, выручит и спасет?

- Какой у сказки конец? Почему собака выбрала другом человека? Быстро собака нашла себе друга или пришлось поискать его подольше? Легко ли найти себе хорошего, надежного, верного друга?                            - Ребята, а вы знаете, какими

должны быть настоящие

друзья?

Как вы думаете, с чего

начинается дружба?

Ребята, объясните пословицу

«Не имей сто рублей, а имей

сто друзей».

Бывает такое, что друзья

могут поссориться, из-за

чего?                                                        -  Ребята, существует много сказок о дружбе, назовите те, которые вы знаете.                

                                                                       - Физминутка.                                           Пес веселый лает громко

«Гав, гав, гав» всем говорит.

Без хозяина скучает.

И тихонечко скулит

Вот хозяин пса вернулся.

Пес как будто улыбнулся.

Он хвостом виляет,            

 Хозяина встречает!            

- Драматизация сказки.                                             -  Игра «Хорошо – плохо».                         - Ребята, почему хорошо, что есть собака?                                                    - Да, ребята, но все-таки мы знаем, что собака – друг человека.

Дают предположения,

отвечают на вопросы.

Слушают сказку, рассматривают иллюстрации к сказке, отвечают на вопросы воспитателя.

Делают предположения о настоящих друзьях.  – добрые, веселые, верные.

 Дают ответы, предположения с чего начинается дружба – с приветствия, с улыбки.

 Объясняют значение пословицы.

 Каждый ребенок рассказывает ситуации из личного опыта, из-за чего сорился с друзьями.

Называют знакомые сказки о дружбе. («Кот в сапогах», «Иван-царевич и серый волк», «Бременские

музыканты», «Крокодил

Гена и его друзья»).

Дети произносят слова весело и громко с радостным выражением лица. Делают грустное выражение лица, и произносят     тихо, опустив голову и плеч; 

произносят «У-у-у, у-у-у, у-у-у, ууу!», поворачивая голову то влево, то вправо;

поднимают голову и расправляют плечи; улыбаются; показывают движением руки вправо - влево, как пес виляет хвостом.

Дети участвуют в драматизации сказки.

Отвечают на вопросы.

У детей сформированы представления о том, что собака – это друг человека.

Дети понимают и различают жанры устного народного творчества.

У детей сформированы представления о том, что в нашей стране проживает множество разных народов.

Проявляют

активность во время

деятельности.

4

Заключительная часть.                             - Показывает картинки с изображением настроений животных под соответствующую музыку, а дети изображают:                                               - грустный зайчик;                                              - испуганный медведь;                             - злая собака;

- веселый поросенок.                                    - С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Какой герой вам понравился?              - Какие эмоции вызывает сказка?».                                                            – Чему учит нас эта сказка? (Сказка показывает дружбу собаки человека; поучает людей относиться к животным с добротой; учит любви к нашим меньшим братьям).

Дети активно изображают настроения животных под соответствующую музыку.

Дети отвечают на вопросы.

Умеют согласовывать движения с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Драматизация мордовской сказки «Как собака друга искала»

Методическое пособие «Детям о Мордовии»...

Театрализованная игра по мордовской сказке «Как собака друга искала» (Средняя группа).

Программное содержание: 1.     Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.2.     Закреплять умение детей использовать различные средства выразите...

Конспект ОД по развитию речи "Чтение мордовской сказке "Как собака друга искала"

помочь детям вспомнить название и содержание мордовской народной сказки....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по ОО Речевому развитию (развитию речи, художественной литературы) Тема: «Рассказывание произведения по опорным картинкам В. П. Катаева «Цветик - семицветик»»

Цель: Формировать умение передавать свои впечатления и свое отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь. Подвести к пониманию нравственного смысла сказки, мотивированной оценке посту...

Конспект ООД по восприятию художественной литературы по теме: «Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Повысить познавательную, творческую активность детей через знакомство с мордовской народной сказкой "Как собака друга искала"; совершенствовать связную речь детей, закрепляя навыки использов...

Конспект открытой организованной деятельности по речевому развитию на тему: „Мордовская народная сказка «Как собака друга искала» “

Конспект открытой организованной деятельности по речевому развитию на тему: „Мордовская народная сказка  «Как собака друга искала» &ldquo...