«Что такое конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций»
план-конспект

Азарова Инна Петровна

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_azarova_i._p.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

                           Семинар - практикум

                «Как избежать конфликта с родителями?»

                            Выступление тема:

 «Что такое конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций»

                           

                                                                                    Воспитатель Азарова И.П.

Сегодня мы с вами попробуем разобраться , что же такое конфликт и как его избежать, а если уж не удаётся избежать, то как выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями для обеих конфликтующих сторон.

В переводе с латинского «конфликт» обозначает  столкновение интересов, идей, взглядов, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей.

Конфликт – серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.

Причины      конфликтов  между            педагогом     и родителями различны:

 Со стороны родителей это:

     с ребенком мало занимаются в саду;

     не создают должных условий для укрепления его здоровья;

     не могут найти подход к ребенку;

     используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

     плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

     ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

     ограничивают свободу ребенка;

     часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

     не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

     неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных «тонах» при ребенке;

     забывают оплатить квитанции

     забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

     приводят      детей в          садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

     поздно забирают детей;

     плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

     предъявляют           необоснованные             претензии    к персоналу, придираются к мелочам.

Экспресс диагностика 

 «Устойчивость к конфликтам».

Эти животные классифицируются по типам конфликтогенности личности. Предлагаю каждому участнику  выбрать себе животное, которое больше подходит ему по духу или больше нравится.

 

Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения

Тип II. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.

Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

    Давайте с вами немного пофантазируем. Упражнение «Яблоко»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. 

Все любуются вами, восхищаются. 

Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". 

-  Что бы вы ответили червяку? Вы пока подумайте, ответ скажите чуть позже.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

1.                  Конкуренция       или    соперничество предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

2.                 Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

3.                 Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

4.                Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

5.                 Сотрудничество является        стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего  упражнения «Яблоко и червячок». (Участники предлагают  свои ответы, все присутствующие  комментируют их.)

Примеры ответов.

     Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

     Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

     Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

  Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

     Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, они тоже вкусные!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"

Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее....

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...