Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду.
методическая разработка (подготовительная группа)

Кравченко Татьяна Викторовна

ИГРА – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких–то иных целей, чем играть.

 Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2018_-_2019_god.docx89.95 КБ

Предварительный просмотр:

Федерального государственного казённого дошкольного образовательного учреждения

 «Детский сад №144» Министерства обороны Российской Федерации.

План работы по самообразованию на тему

«Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду».D:\Таня\ПРОЕКТ\image004.jpg

Воспитатель: Кравченко Т.В.

2018 – 2019 г.

Тема: «Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду».

 Образовательная область: Коммуникация.

Цель:

- создание в группе максимально эффективных условий для полноценного развития ребёнка в игре.

- помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни.

- развивать у детей самостоятельность в выборе игры, в осуществлении задуманного.

- помочь детям выбрать темы игр, развить сюжет;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Задачи:

- повышение речевого уровня детей с помощью дидактических  и речевых игр.

- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;

- совершенствовать разговорную речь;

- обогащать словарь;

- формировать грамматический строй языка и т.д.

- игра – как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

- повысить речевой уровень детей с помощью дидактической игры.

Актуальность:

«Игра есть потребность растущего

детского организма…»  Н.К.Крупская

«Руки учат голову, затем поумневшая

голова учит руки, а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»  

Физиолог И.П. Павлов.

 ИГРА – основная деятельность детей. Л.С. Выгодский писал «Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называется ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. Дети – творцы настоящего будущего. В этом обаяние игры. В игре дети не ставят каких–то иных целей, чем играть.

 Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.

Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова. Это не внешние ее признаки, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.

Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.

Литература:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.

2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 1974г.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 1981 г.

4.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.1982г.

5. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.1984г.

6.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 1991г.

7. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М.2010г.

8. Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.1983г

Раздел плана.

Сроки.

Краткая аннотация литературы.

Содержание работы.

Практические выходы.

Изучение нормативной базы.

В течении года.

« Дидактические игры в детском саду»  Бондаренко А.К

В книге раскрывается методика проведения с детьми 3-7 лет дидактических игр разных видов: настольно-печатных, словесных, игр с предметами. Содержание игр направлено на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Основное содержание этой книги - рекомендации по практическому использованию дидактических игр в детском саду.  Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. В этой книге показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития мышления детей (от наглядно-действенного к наглядно-образному и от него к словесному, логическому): игры с реальными предметами и игрушками, настольно-печатные (с картинками) и словесные.

Дидактические игры.

Дидактические игры.

«Методика развития речи детей»  Бородич. А.М

Методика развития речи — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Основная задача методики — разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности. Основное содержание данного курса — формирование устной речи детей, навыков речевого общения с окружающими.

-Беседы.

-составление рассказов по картинам.

-отгадывание загадок.

-пересказа сказок и рассказов.

-описание игрушек.

- Дидактические игры на описание.

- Дидактические игры на описание объекта по памяти

-Консультации для родителей.

-изготовление пособий для игр.

«Дидактические игры в детском саду» Сорокина А.И 

В книге рассказывается об особенностях дидактических игр, об их роли в воспитании, обучении и развитии детей, характеризуются различные виды игр, подробно излагается содержание дидактических игр старших дошкольников, раскрываются методы и приемы руководства этими играми со стороны взрослых.

Дидактические игры.

Дидактические игры.

Методическая работа.

  • Дидактическая игра «Многозначные слова»

Цель: Познакомить с разнообразием значений многозначных слов; учить понимать их значения с основой на наглядный материал. Формировать грамматический строй речи. Развивать мышление, память, воображение, фантазию. Воспитывать умение вслушиваться в речь окружающих, замечать речевые и логические ошибки. Развивать чувство юмора.

  • Дидактическая игра «Профессии»

Цель игры: закреплять умение называть профессию, находить лишний  предмет труда по определенному виду профессии   объяснять, почему он лишний.

Задачи:

·        Формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда;

·        Развивать навыки  рассматривать предметы, выделяя особенности их использования в труде, связывая их качества и свойства с назначением;

·        Упражнять  детей в умении отгадывать загадки о знакомых профессиях;

·        Воспитывать познавательный интерес к профессиям взрослых.

  • Дидактическая игра «Учусь говорить»

Цель игры; учить выполнять задания «Рассказываем поочерёдно», овладевать умениями описывать предметы, придерживаться определенной последовательности, избегать неоправданных повторов, употреблять разнообразные, но точные по смыслу слова.

  • Дидактическая игра «Из чего сделан предмет»

Цель игры; учить, правильно образовывать прилагательные от существительных.

  • Дидактическая игра «Составь рассказ по серии картинок»

Цель игры; развитие внимания, памяти, связной речи.

  • Показ презентации «Один день из жизни группы по развитию речи».

Работа с родителями.

Консультации;

  • «Пальчиковая гимнастика. Развиваем речь».
  • «Речевые игры по дороге домой  для детей 6 – 7 лет».
  • «Учимся говорить правильно».
  • «Развитие речи: игры в кругу семьи».
  • «Роль детской книги а речевом развитии ребёнка».
  • «Дидактические игры, развивающие речь ребёнка».
  • «Предлагаю поиграть с ребёнком дома».

Самореализация.

  • пересказывают небольшие литературные произведения, отгадывают загадки;
  • употребляют в речи сложные предложения;
  • при пересказе пользуются прямой и косвенной речью;
  • самостоятельно составляют рассказы по образцу и схеме, по сюжетной картине, по набору картинок; сочиняют концовки к сказкам, пересказывают  события из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок;
  • оценивают ответы товарищей, высказывание сверстников;
  • определяют место звука в слове;
  • подбирают к существительным несколько прилагательных;
  • к данным словам - антонимы.
  • дети самостоятельно объясняют правила игры;

Приложение.

1 .Посмотрите вверх и вниз, задерживая взгляд на секунду в каждой из позиций (от 4 до 20 раз туда и обратно). Затем поморгайте несколько секунд и приступайте к следующему упражнению.
2.Скосите глаза вправо и влево, задерживая взгляд на секунду в каждой из позиций (от 4 до 20 раз туда и обратно). Поморгайте несколько секунд.
3.Посмотрите в правый верхний угол, затем, переводя взгляд по диагонали, - в левый нижний (повторяйте от 4 до 20 раз). Поморгайте несколько секунд.
4.Посмотрите в левый верхний угол, затем, переводя взгляд по диагонали, - в правый нижний (повторяйте от 4 до 20 раз). Поморгайте несколько секунд.
5.Проведите глазами по кругу против часовой стрелки аналогично предыдущему упражнению (от 2 до 20 раз). Поморгайте несколько секунд.
6.Сфокусируйтесь на большом пальце максимально вытянутой руки. Медленно придвигайте руку к носу и отодвигайте ее обратно. После этого переведите взгляд вдаль, на предмет, находящийся за окном (повторяйте все упражнение от 5 до 20 раз).
7.Крепко закройте (зажмурьтесь) и откройте веки (от 5 до 20 раз).
8.Весь цикл упражнений по желанию можно повторить.http://dg55.mycdn.me/image?t=0&bid=814633662115&id=814633662115&plc=WEB&tkn=*AM28PrFE2gTkLsuHlWUwN0VzeJY


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.

Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Консультация для родителей «Дидактические игры для развития логического мышления в детском саду и дома»

Цель: Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию математических способностей....

Роль дидактической игры в развитии речи ребёнка

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира....

План работы по самообразованию на тему «Дидактические игры, для развития речи ребёнка в детском саду».

Цель:- создание в группе максимально эффективных условий для полноценного развития ребёнка в игре.- помочь детям объединиться, используя для этого игру, как форму организации детской жизни.- развивать...